Вход Регистрация
ASHKELON.RU - Ашкелон | Израиль | Новости сегодня
четверг, 28 мартa 13:34


Библия в витражах Мариенкирхе

Витражи Мариенкирхе... Это – история и святыня, войны и пленение...

Но прежде всего – искусство.

Церковь Святой Девы Марии, или Мариенкирхе, была заложена во Франкфурте-на-Одере во второй половине XIII века как городской храм для местного прихода. И вначале была совсем небольшой и скромной.

В XIV веке, когда Франкфурт стал резиденцией маркграфов, готическая базилика с 3-я нефами была расширена.

Именно тогда в ней появились три огромных витражных окна.

На верхнем коллаже вы видите сцены из Ветхого завета (слева направо): «Моисей иссекает воду из скалы», «Соломон и царица Савская», «Переход через Красное море».

Окна Мариенкирхе были задуманы как посвящение, и ученые дали им название «Библия на стекле».

Северо-восточное, или «окно Бытия» — посвящено событиям Книги Бытия. Источником сюжета для восточного (среднего окна) послужила, так называемая, «Библия бедных». Эксперты считают – это поучительно подобранные параллели между событиями Ветхого и Нового Заветов. Третье окно – южное, носит неофициальное название «окно Антихриста».

С иконографической точки зрения это окно не имеет прецедентов... Тема – апокалипсис и связанные с ним события: его витражи изображают фрагменты биографии Антихриста – такой, какой она представлялась средневековым богословам, считающим его виновником эпидемии чумы в середине XIV в.

Странно, но Кристиан Вильгельм Шпикер II - автор первой монографии, посвященной Мариенкирхе, ничего не сообщает ни о происхождении, ни о процессе, а главное – технологии создания витражных окон.

Зато перечислил всех жертвователей и количество заплаченных ими гульденов.

Он детально описывает сооружение 36-и резных алтарей, и почти ничего – о самой дорогостоящей части церковного убранства — витражах.

Библия в витражах МариенкирхеНа коллаже, слева направо: «Самсон с вратами Газы», «Сбор евреями манны небесной», «Самсон, разрывающий льва».

А ведь витражи Мариенкирхе совсем не похожи на другие – ни на древние в окнах Шартрскоого собора, ни на витражи Фрайбурга, ни на более поздние - в Ульмском и Бернском соборах.

Витражи Мариенкирхе, против обыкновения, не изображают доноров строительства храма. Может, потому, что это были мясники, колбасники, пекари, суконщики и дубильщики?

Ну, а мы не забудем о том, что, кроме ценных – ценнейших, витражей, в Мариенкирхе Франкфурта великолепный зальный хор, долгое время бывший самым просторным и красивым, и множество драгоценных предметов убранства.

Это - монументальный бронзовый светильник, датируемый 1370 годом, парадный скульптурный портал северного трансепта (1373), двухчастная бронзовая купель (1376) и многое другое.

Мариенкирхе – самая таинственная, наверное, церковь в мире. До сих пор историки теряются в догадках – кто автор, или авторы, нетрадиционной по форме бронзовой купели, украшенной 44 рельефными сценами и подписанной мастером Арнольдом.

Но такого мастера история не знает...

Однако вернемся к витражам, и посмотрим на них глазами искусствоведа.

Библия в витражах МариенкирхеНа коллаже, слева направо, сцены из Нового завета: «Тайная вечеря», «Распятие», «Несение креста».

На первый взгляд, естественным выглядит сопоставление «окон Бытия» Мариенкирхе и Эрфуртского собора. Оба памятника принадлежат одному времени и ареалу. Похожи и отдельные сцены в иконографии – например, расположение «Падения ангелов в Преисподнюю» непосредственно после «Сотворения Мира», или появление Лемеха — легендарного охотника, которого ошибочно считают прародителем Ноя.

Совпадают и 12 из множества использованных здесь сюжетов, среди которых такие редкие как «Облачение Адама и Евы в одежды» и «Молитва Адама с сыновьями».

По мнению историков, композиционно не удалась сцена «Ной за строительством ковчега» - ее считают примитивной. Неизвестного автора упрекают в том, что Ной на витраже изображен стоящим в лодке с топором, в то время как на бронзовом рельефе в его руке – весло...

Авторы витражей неизвестны. Размеры фрагментов витражей - 84х48 см. Техника - цветное стекло, роспись, свинцовая протяжка.

Витражи простояли в церкви Святой Девы Марии шесть веков, и выдержали даже весьма неприятное - смену конфессии храма в XVI веке - из католического он стал протестантским.

Многие боялись – Мариенкирхе потеряет свое святое лицо. Но все обошлось...

Однако не смогла обойти стороной Мариенкирхе Вторая мировая война - летом 1943 года, когда английская авиация начала систематически бомбить Франкфурт, витражи Мариенкирхе были демонтированы и перевезены в Потсдам.

И можно с уверенностью сказать – им повезло: вместе с другими хранящимися в Потсдаме произведениями искусства, они попали в перечень конфискованных советскими войсками, ибо Потсдам был определен как зона ответственности СССР.

Повезло в том смысле, что ни США, ни Великобритания вывезенные из Германии ценности, в частности – произведения искусства, назад не вернули.

А Россия в апреле 2002 года возвратила Германии 111 цветных витражей из церкви Святой Марии (Marienkirche) во Франкфурте-на-Одере, вывезенных в СССР после Второй мировой войны и хранившихся в Эрмитаже.

В октябре 2007 года российское правительство приняло решение вернуть еще 6 средневековых витражей, хранящихся в Государственном музее изобразительных искусств имени Пушкина в Москве.

Мне когда-то повезло увидеть некоторые из этих витражей в музее.

После двухлетней реставрации 6 недостающих в восточных окнах храма витражей были возвращены в окна Marienkirche.

Правильно ли поступила Россия?

И почему не сделали это ее западные союзники?

Понимаю, что покажусь ретроградом - попробую жить дальше вместе с этим непонятным названием, но, на мой взгляд, древнее понятие контрибуции - дани, выплачиваемой по окончанию войны правительством побежденной страны, вполне логично.

Логично, ибо никто не вернул СССР разрушенные дома, многочисленные произведения искусства и памятники старины, до сих пор прячущуюся где-то «Янтарную комнату», и, тем более, варварски уничтоженное мирное население.

Они, используя международный язык, определены как утраченные. Миллионы мирных жителей - тоже...

Сегодня контрибуция считается в мировом сообществе делом неприличным. Но что такое мировое сообщество?

Напудренные парики судей в Гааге? Демократы Евросоюза, понимающие демократию так, как им удобно? США и Великобритания, забравшие себе в качестве контрибуции огромное количество германских, австрийских и итальянских ценностей, под разными предлогами не спешащие возвратить их историческим хозяевам?

Трудно понять действия «патриотов» из Совета Федерации, одобривших в марте 2008 законопроект Государственной думы о возвращение Германии витражей.

Хотите быть хорошими для Германии? Не будете! Разве что приобретете сомнительную честь войти в пул «демократов Евросоюза»... Единственное оправдание - не сегодняшние думцы стали пионерами этого процесса.

Еще в далеком 1955 году Совет Министров СССР, страдавший, видимо комплексом неполноценности, принял решение о возврате сокровищ, вывезенных из музеев Дрездена.

И в Галерею старых мастеров Дрездена, среди прочих, вернулась «Сикстинская Мадонна» Рафаэля, работы Альбрехта Дюрера и Яна Ван Эйка.

Два года спустя было решено возвратить и другие вывезенные из Германии предметы искусства. И уже через год в немецкие музеи «переехали» более полутора миллиона экспонатов.

Искусствоведы того времени говорят, что делали это без широкой огласки, опасаясь, видимо, гнева фронтовиков и родственников заживо сожженных...

Последняя официальная контрибуция в мире - Нейиский договор между Болгарией и странами Антанты, подписанный в 1919 году в пригороде Парижа Нейи-сюр-Сен. По нему Болгария потеряла 1/10 территории страны и 1/7 населения, которое передавалось Греции, Югославии и Румынии.

Так или иначе, Библия на стекле, шедевр витражного искусства раннего Ренессанса, в форме витражей, созданная в конце XIV века, восточная ее часть, рассказывающая о пришествии Антихриста, будет теперь услаждать взгляды бюргеров, потомков варваров середины XX столетия.

Предвижу, что эти слова не понравятся тем иммигрантам, которые сегодня живут в Германии. Ничем помочь не могу.

Замечу лишь, что мне довелось однажды высказать свои соображения образованным немцам, и они согласились со мной.

Может быть потому, что они - немцы и, одновременно, граждане этой великой страны, а вы - нет? Не стоит обижаться - это всего лишь мое мнение, основанное на некотором наблюдении.

Entschuldigen Sie!

Лента новостей