Вход Регистрация
ASHKELON.RU - Ашкелон | Израиль | Новости сегодня
пятница, 26 апреля 14:00


Праздники Музыки начинаются

Передо мной программа первого абонементного сезона в Гейхал ха Тарбут. Ярко, интересно, самобытно!  Сезон начинается сразу на «высокой ноте», без «разминки» - программой, которую  «Из Калифорнии с любовью» (так она называется) привёз Камерный оркестр из США «Ipalpiti» во главе с музыкальным руководителем и дирижёром Эдуардом Шмидером (Россия-США).

'

Программа большая и разнообразная – 7 произведений – от Генри Пёрсела и Й.-С. Баха до композиторов 20-го века, представителями которых являются англичанин Б. Бриттен, один из «классиков» этого столетия,  ученик знаменитой француженки Нади Буланже Филипп Пол Ваксман, скрипач, связанный своими исполнительскими корнями не только с французской, но и с африканской музыкой, в частности, с такой страной, как Уганда и, конечно, Дж. Гершвин.
Но в начале несколько слов скажу  об оркестре, его руководителе и солистах.
       Замечательный скрипач, виртуоз, педагог, член жюри многих международных конкурсов Эдуард  Шмидер родился в 1948-м году во Львове. За свою деятельность  удостоен высочайших отзывов многих музыкантов, в том числе, и такой величины, как Иегуди Менухин. В 1991 году Шмидер основал в американском Далласе оркестр  «Ipalpiti». Потом постоянной базой коллектива стал - и остаётся - Лос-Анжелес. Сначала это был ансамбль, состоящий из лауреатов Международных конкурсов, который выступал, во главе с Шмидером, во многих концертных залах Америки и мира. Постепенно ансамбль преобразовался в оркестр и Академию, созданную для помощи творческой молодёжи мира. С тех пор Э. Шмидер ежегодно сам отбирает музыкантов для коллектива.  Также регулярно обновляются им концертные программы, отражающие стилистическую гибкость и разнообразие исполнительского почерка и возможностей коллектива.
Лучшие музыканты получают возможность выступить и как солисты оркестра, и с сольными концертами. Вот и сегодня вы услышите двух солистов в произведениях Баха и Сарасате: Давида де Асканииса (Италия) и Самуэля Небю (Венгрия).
       Давид Де Асканиис – лауреат нескольких Международных конкурсов, активно выступает в концертах  в Токио, Риме, Венеции, Милане, по всей Америке, Мексике. Интересно, что он родился в Италии в 1991-м году - в год создания оркестра. А уже в 9 лет впервые выступил  во Франции. Уже первые концерты юного музыканта вызвали восторженные отклики:  «Изысканность… ослепительная работа пальцев… невероятная музыкальность… волшебство Паганини». А после выступления в Мексике с маэстро Францем Крагером «дирижёр опустился на колени перед Асканиисом, а публика стоя аплодировала музыканту».
     Самуэль Небю - также лауреат нескольких Международных конкурсов, в том числе, очень престижного «Помни Энеску» в Румынии – музыкант эфиопско-еврейского происхождения. Начал играть на скрипке с 6-ти лет, а в 15 был принят в программу «Молодые таланты» Королевской Академии Брюсселя.  Много играет с оркестрами филармоний Европы. Отмечу, что в 2016-м году он стал лауреатом конкурса «Моцартеум» Зальцбургского фестиваля  и был удостоен чести завершить концерт лауреатов этого фестиваля.
   Даже уже из этого, далеко не полного, перечисления заслуг можно сделать вывод, что ашкелонцев ждёт  несколько очень ярких творческих встреч в рамках одной программы.
     Итак, праздник начинается! Первый концерт. Это всегда ответственно. И это накладывает свой отпечаток на весь последующий сезон.  Отмечу сразу: он будет интересным, потому что программа первого концерта продумана, выверена и  выстроена так, что он одинаково  привлекателен как для профессиональных музыкантов, так и для любителей музыки.
Сначала – «классическая заявка» - сочинения Баха и Моцарта, причём, относящиеся к наиболее популярной (в хорошем смысле слова) музыке 18-го века.  Да-да, тогда  Дивертисмент и инструментальный Концерт, тем более, для двух солистов, относились к жанрам музыки популярной. Хотя и у Моцарта, и у Баха строго выдержаны классические формы и соотношения темпов частей. К этой же группе сочинений эпохи барокко относится и произведение, которым откроется второе отделение: Чакона английского композитора 17-го века, «британского Орфея», как его называли, Генри  Пёрсела. Она прозвучит в обработке другого выдающегося английского композитора, Б. Бриттена, который несколько раз обращался к творчеству Пёрсела, редактируя его сочинения. Чакона – одна из форм старинных вариаций на неизменную тему в басу – бассо остинато.
       Вряд ли нуждаются в особых представлениях пьесы из цикла «Времена года» Чайковского, которые завершают первое отделение. Тонкий психологизм одних пьес соседствует с поэтической пейзажной лирикой других. «Времена года», созданные в 1876 году, в концерте будут представлены тремя «актуальными»  фрагментами: лирико-меланхолической «Осенней песней» (Октябрь), эффектной, стремительной «На тройке» (Ноябрь) и очаровательным вальсом «Святки» (Декабрь).

         И ещё одну  «группу» сочинений в программе концерта представляют виртуозные фантазии на популярные темы. Блестящие обработки мелодий оперы Бизе «Кармен» известны во многих редакциях. Но прозвучит как раз менее известная – Ф. Ваксмана, что, впрочем, не делает её менее эффектной. Украшением концерта, надеюсь, станет и «Интермеццо» Дж. Гершвина. Что же касается знаменитой «Наварры» Сарасате, то даже среди массы испано-цыганских  обработок этого композитора пьеса отличается особой сложностью и подлинной «концертностью». Тем более, солистов двое, и они словно соревнуются в виртуозном мастерстве и тонкой поэтичности.  Не случайно именно этой пьесой завершится вся программа.
Ну, что ж, сезон открывается. Пожелаем ему успеха!

Эд Добрыкин, музыковед, Магистр Музыки

 

 

Источник: Источник