Вход Регистрация
ASHKELON.RU - Ашкелон | Израиль | Новости сегодня
пятница, 19 апреля 11:33


Закон природы

Статья из архива

Илья Ефимович Репин. Автопортреты

Уважаемые господа!

Вам, очевидно, так же, как и мне, приходила в голову поразительная мысль, что Природа, по неизвестным нам до сих пор удивительным законам, изредка рождает в человеческой толще - гениев, великих талантов, и что они могут родиться где угодно - в большом городе, в глухой деревне или в совершенно неблагополучной семье. И когда-то в прошлом без академий, университетов, консерваторий, литературных институтов, музыкальных и художественных школ такие великие таланты прошлых веков создавали грандиозный фундамент человеческой культуры.

Но не будем долго рассуждать вокруг да около об ещё непознанных законах Природы, а перейдём к реальности, к ярким примерам, подтверждающим эти законы и проследим, как когда-то рождались шедевры искусства.

Уважаемые читатели, кто из вас читал произведения, знает что-либо о жизни, например, такого известнейшего в первой половине 19 века русского писателя, как Осип Иванович Сенковский (1800 - 58)?

А ведь интереснейшая, оригинальная личность! Большой талант!

Родовитый польский дворянин, родился в имении вблизи Вильно (современный Вильнюс). С 19 лет, представьте себе - в одиночку, этот бесстрашный, мужественный юноша, на лошадях, ослах, верблюдах, а то и пешком, в течение двух лет путешествовал по странам Востока(!!!): Турции, Ливану, Сирии, Египту, Персии. Патриархальные, добрые, далёкие, просто золотые времена, когда можно было в одиночку путешествовать по Ближнему Востоку!

За это время он без всяких институтов и университетов в совершенстве изучил турецкий, персидский, арабский языки, на этих языках смог читать, изучать древние восточные документы, записывать устные предания и легенды. Особенно полюбились Сенковскому кочующие бедуины, об одном из героев которых он через много лет написал большую повесть.

После возвращения из путешествия, за его знания Востока и восточных языков, ему предлагали должности в университетах Вильно и Варшавы, но он предпочёл приглашение в Петербургский университет, где в 22 года возглавил кафедру восточных языков!

К этому времени Сенковский овладел русским, китайским, монгольским, маньчжурским языками. Самостоятельно! Овладел китайскими иероглифами! Что может быть сложнее?! Причём, английским, французским, немецким и литовским языками он владел ещё с детства. Какие блестящие способности к усвоению иностранных языков, настоящий полиглот! Вот щедрая Природа - иногда даёт одному человеку сразу всё: блестящую память, большой талант, ум, трудолюбие, да ещё мужество и бесстрашие.

Преподавание в университете Сенковский десятилетиями очень успешно совмещал с изданием своих книг, где прекрасно иллюстрированные восточные сказки, предания, легенды соседствовали с его собственными произведениями. Эрудиция его была - огромна, только недавно изученный им русский язык был настолько великолепный, остроумный, художественный, что написанные им и опубликованные повести, рассказы, сказки, притчи, статьи всегда были в центре внимания тогдашней публики, вызывали большой интерес. Это был знаменитый в те времена писатель под псевдонимом барон Брамбеус.

А теперь мы и перейдём к цели моего повествования - как рождались шедевры искусства.

Среди произведений, написанных Сенковским, одно из самых известных - повесть «Антар», с восточным сказочным сюжетом, с идеями и взглядами, свойственными восточному герою. И вот - дайджест повести.

Бедуин Антар скачет на своём быстром коне по песчаной равнине, он - радость и гордость его рода, жестокий меч, оазис дружбы, пышная пальма гостеприимства. Он герой, копьё его кровавое - для долгожданного мщения, быстрое - как полёт ядовитой стрелы. Антар навсегда оставил людей, он проливал за них свою кровь, жертвовал имущество, расточал им свою дружбу и любовь, а они его подло предали!

И до тех далёких времён, пока ветер в пустыне будет пересыпать песчаные барханы с одного места на другое - до тех пор он не придёт к людям. На расстояние двадцати полётов копья нога его не подойдёт к жилищу человека. Антар, бедуин, герой пустыни, даёт обет.

Но... но голод острыми когтями выворачивает его внутренности...

Когда он увидал пасущуюся газель, то тут же вскочил на коня и уже держал своё копьё над головой. Но внезапно... внезапно он услышал страшный шум, всё вокруг померкло и Антар увидал над собой огромную птицу, которая тоже гналась за газелью. Тогда мужественный Антар могучей рукой прицелился копьём и метнул его вверх. Копьё вонзилось в грудь догоняющей газель птицы, она испустила грозный рёв и стон, и быстро исчезла за горизонтом.

Далее в этой восточной сказке газель превращается в царицу - Гюль-Назар или Пери, властительницу заколдованного царства - Пальмиры. Царица благодарит Антара за спасение и предлагает ему в награду испытать три земные наслаждения: сладость мести, сладость власти над людьми и сладость любви.

И Антар отомстил всем своим врагам. Тела их, исполняя закон самого большого восточного позора, валялись по всей пустыне без погребения и на них слеталось вороньё и сбегались гиены. Насладившись сладостью мести, Антар возвратился в Пальмиру и так сказал царице заколдованного царства Гюль-Назар:

- Я насладился сладостью мести, поистине, стоит родиться, чтобы хоть немного отомстить роду человеческому. Я дышал кровью, я умывался кровью, я омывал ею свои ноги. Но после этого что-то со мной стало не так.

Теперь я испытываю жестокую скуку, на языке я ощущаю солёный вкус человеческой крови, вокруг меня витает удушающий запах смерти. Да, мщение - большая радость, но последствия её - разрушительны. Помоги мне, царица Пальмиры! Исцели меня!

В продолжении этой восточной сказки Антар испытал сладость власти над людьми и сладость любви. На этом его сладости и наслаждения на земле окончились и Антар умер, надеясь, что на том свете его встретят 70 наложниц.

А теперь подошло время от сказки перейти к реальности. Далее события развивались так - произведение О. Сенковского «Антар» не долго пролежало без внимания и через 10 лет после смерти писателя, как Феникс из пепла, возродилось в новой ипостаси. Оно возродилось в музыке! Да ещё какой!

А дело было так.

Мужчины в его роду всегда, традиционно, избирали своей профессией - служение морю, становились морскими офицерами. Вот и он, Николай Андреевич Римский-Корсаков (1844 - 1908) в 12 лет был ласково, но непреклонно, оторван отцом от любимой материнской юбки и отправлен в Морской кадетский корпус в Санкт-Петербурге. Но он с детских лет любил совсем другое! Он не хотел в морской корпус! Он любил музыку! Даже на фортепиано уже наигрывал собственные мелодии!

А в 16 лет, ещё учась в Морском училище, познакомившись в летние каикулы с композитором Балакиревым, ещё не имея никакого понятия о законах и технологии сочинения музыки и об её оркестровке, под руководством композитора начал сочинять свою Первую симфонию.

Однако, по окончании училища в 1862г, когда ему исполнилось 18 лет, он, и ещё трое гардемаринов, были назначены на морскую службу в кругосветном плавании на клипере «Алмаз», который входил в состав эскадры из пяти судов. Плавание продолжалось два года и восемь месяцев. «Алмаз» заходил в порты Польши, Норвегии, Англии, Франции, Испании, Италии, а затем США и Латинской Америки. И музыка была Николаем Андреевичем позабыта. Только изредка Римский-Корсаков в ресторанах разных портов мира развлекал русских морских офицеров своей игрой на фортепиано.

И вот на горизонте Финского залива - остров Котлин - город Кронштадт. Быстроходный парусный клипер «Алмаз» своими острыми обводами корпуса «режет воду», красиво сверкает на солнце носовая, золочёная фигура орла с распростёртыми крыльями. Наконец-то, вернулись домой! А далее композитор вспоминал:

«Отложив на неопределённое время сочинение симфонии..., я, по мысли Балакирева и Мусоргского, обратился к красивой сказке Сенковского (барона Брамбеуса) «Антар», задумав написать симфоническую поэму в четырёх частях на её сюжет. Пустыня, разочарованный Антар, эпизод с газелью и птицей, развалины Пальмиры, видение Пери, три сладости жизни - мщение, власть и любовь, затем смерть Антара - всё это было весьма соблазнительно для композитора...»

Н.А.Римский-Корсаков, «Летопись моей музыкальной жизни», глава 8.

Одну из четырёх музыкальных частей «Антара» Римский-Корсаков назвал - «Сладость мести».

Сначала звучит в низком диапазоне музыкальная фраза грозного характера. Она начинается с рокота большого барабана, тремоло струнных (быстрое повторение одного и того же созвучия) и резких ударов литавр. Тяжёлая, равномерная поступь воинов, они приближаются в нарастающих звуках грозного марша. Громкость усиливается, тутти (игра всего оркестра) разворачивает хаотическую картину битвы, Слышатся воинственные призывы фанфар, удары тарелок звучат словно лязг копья о копьё, вытянутые аккорды фаготов и валторн напоминают свист полёта стрел, отрывистые звуки ударных и медных духовых инструментов изображают топот мчащихся коней. Снова и снова - бой, копья и стрелы летят, музыка злорадствует над врагом. И вдруг - тутти - громовый удар, его раскаты слышны во всех концах поля битвы, это последний, победный удар и окончена жестокая битва, музыкальная кода - финал сообщает это слушателям.

Вся музыкальная картина мщения Антара написана композитором в буйном темпе, мощно, с экспрессивным, победным финалом. Наконец, музыка обрывается внезапно, оркестр замолкает, заканчивается картина кровавой мести Антара.

Оркестр Русского Музыкального общества Санкт-Петербурга, начиная с 1868 года, часто исполнял одну из четырёх частей сюиты Н.А. Римского-Корсакова «Антар» - под названием «Месть».

Однажды концерт этого оркестра посетил известный художник Илья Ефимович Репин (1844 - 1930) и вот как он описал впечатление от этого музыкального произведения в своей автобиографической повести «Далёкое - близкое»:

«Я слышал новую вещь Римского-Корсакова «Месть». Она произвела на меня неотразимое впечатление. Эти звуки завладели мною и я подумал, нельзя ли воплотить в живописи то настроение, которое создалось у меня под влиянием этой музыки. Я вспомнил о царе Иване...». «Его музыкальная трилогия - любовь, власть и месть, - так захватила меня, что мне неудержимо захотелось в живописи изобразить что-нибудь подобное по силе его музыки».

Под впечатлением от этой музыки Репин вспомнил о факте жестокого убийства царём Иваном Грозным (1530 - 1584) своего старшего сына Ивана, единственного наследника престола.

В другой раз мысль о написании такой картины пришла Илье Репину после убийства 1 марта 1881 г. народовольцем И. Гриневицким и его группой царя Александра Второго. В какой-то мере это была месть народовольцев царю за отмену крепостного права и массовое разорение мелкопоместного дворянства в России. Месть и дальнейший террор народовольцев на этом не прекратились. Обстановка, умонастроения в русском обществе были тяжкими, они также повлияли на решимость Репина начать работу над этим живописным полотном, продолжавшуюся три года.

«Кровавые», обличающие картины русские художники писали и до Ильи Репина. Например, картины Василия Верещагина: «Перевязочный пункт под Плевной» с бесконечными рядами валяющихся на земле раненых и умирающих солдат, где преобладающий цвет картины - алый, цвет крови.

На другой картине - священник совершает поминальный обряд над десятками голых, с обрубками рук и ног, изуродованных турецкими башибузуками под пытками трупами русских солдат. Картина «Забытый», где мы видим убитого молодого солдата, к которому слетаются стаи воронья, «Апофеоз войны» с огромной горой человеческих черепов. Напомню, что эти и другие картины Верещагина в 70-е годы 19 века вызвали сильное возмущение тогдашнего генералитета, статьи в газетах, как художник посмел показать такую кровавую изнанку русско-турецкой войны, и он вынужден был снять три «кровавые» картины с выставки и сжечь. Так что «кровавая», ужасающая по своему психологическому воздействию на зрителя картина Репина об убийстве Иваном Грозным своего старшего сына Ивана - не была первой в этом ряду.

А теперь, уважаемый читатель, немного отвлечёмся от жизненных реалий и попытаемся вдуматься и хотя бы немного понять такую необычную дилемму: каково это, переносимо ли, посильно или непосильно испытание для психики и психологии человека, когда волею судьбы - он находится на вершине власти? Когда он один на верхней точке огромной, властной пирамиды, когда из-за холопского, рабского послушания бояр, прислужников и охраны он, жестокий, мстительный, неразборчивый в средствах, не ограниченный в своих действиях никем и ничем, когда закон или беззаконие -творит он самовольно, когда полная безответственность и безнаказанность за жесточайшие преступления - неограниченная привилегия и главная защита его монархической власти? Когда он тотально самовластен? Не грозит ли всё это его здоровью, например, стать неврастеником или даже чтобы крыша поехала? Реально ли этому человеку остаться в пределах разума, когда нет никаких тормозов? Так как же реагирует на такое испытание мозг, психика и психология человека, когда страха в душе - потерять власть над людьми, потерять всё и даже саму жизнь за своё безудержное самодурство, зверства и злоупотребления властью - когда страха у царей нет?

А возникнет такой страх только в начале 19 века с гибелью от рук русских дворян императора Павла.

Закон природыНа некоторые из вышеперечисленных вопросов вполне отвечает живописное полотно, созданное художником Ильёй Ефимовичем Репиным и названное им - «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581года»

Давайте всмотримся в это полотно....

В центре картины зритель видит и не может отвести взгляд, увиденное заставляет его остолбенеть - видит безумные, вылезшие на пол-лица из орбит глаза... Глаза царя Ивана Грозного! Людям с нарушенной психикой смотреть на беспредельный ужас этих глаз - нельзя!

Только что, в порыве яростного гнева, в порыве истерического безрассудства, этот самодур, кровавый деспот своим тяжёлым пОсохом с заострённым концом с размаху проломил левый висок царевича, наследника престола... Обильно льётся кровь из головы царевича, она и на полу, и на кафтане, в крови руки царя... Он трясущимися руками обхватил сына, зажал рану на виске, а кровь продолжает течь между его пальцами, лицо царевича бледнеет... Добрая улыбка на губах умирающего сына, - как-будто он прощает отцу своё убийство...

За что же отец ударил сына посохом в висок и лишил его жизни, а свой престол оставил без единственного наследника? За спор между ними, где царевич высказал своё мнение - освобождать ли и как освобождать город Псков от захватчиков... Всего лишь - посмел высказать своё мнение, поспорил с отцом!

Репин писал эту картину более трёх лет, были периоды, когда из-за серьёзного, обвинительного сюжета художник в сомнениях убирал картину, ведь она обличала тиранию и деспотизм царей, но затем снова брался за работу, написал около 30 эскизов к ней Долго искал натурщиков для лиц царя и царевича, дотошно изучал историческую обстановку, царскую одежду, предметы быта конца 16 века, по пять -десять раз переделывал отдельные фрагменты картины.

Для царевича позировал Репину писатель В.М.Гаршин. «В лице Гаршина, - говорил Репин, - меня поразила обречённость: у него было лицо человека, обречённого погибнуть». И в самом деле, некоторое время спустя после позирования Репину, Гаршин покончил с собой. Для изображения лица царя Ивана Репин нашёл угрюмого, нищего старика на рынке, реалистично изображавшего на лице страх и ужас.

В марте 1885 г. в Москве должна была открыться Х111 Передвижная выставка русских художников, перевезенная из Петербурга, в ней находилась и эта картина Репина. Но ещё до прибытия этой выставки в Москве прошёл слух о необыкновенной картине Репина и москвичи интересовались только ею.
П. М. Третьяков, владелец галереи, писал Репину:

«...Теперь несколько поуспокоились, а то всё шла публика смотреть картину; многие, никогда не бывавшие в Галерее...спросят, пришла ли картина Репина? узнают, что не пришла, и уходят, не полюбопытствуя даже, что за Галерея такая?»

Гаршин, непосредственный участник создания Репиным этой картины и восхищавшийся ею, писал так:

«Да, такой картины у нас ещё не было, ни у Репина, ни у кого другого, и я желал бы осмотреть все европейские галереи для того только, чтобы сказать то же самое про Европу. Представь себе Грозного, с которого соскочил царь, владыка, - ничего этого нет: перед тобой выбитый из седла зверь, который под влиянием страшного удара на минуту стал человеком. Я рад, что живу в то время, когда живёт Илья Ефимович Репин. У меня нет похвалы для этой картины, которая была бы её достойна».

Лев Толстой в письме Репину писал:

«Третьего дня был на выставке и хотел тотчас же писать Вам, да не успел. Написать хотелось вот что - так, как оно казалось мне: молодец Репин, именно молодец. Тут что-то бодрое, сильное, смелое и попавшее в цель. На словах многое бы сказал Вам, но в письме не хочется умствовать. Иоанн Ваш для меня ... самый плюгавый и жалкий убийца, какими они должны быть, - и красивая смертная красота сына. Хорошо, очень хорошо ... Сказал вполне ясно. Кроме того, так мастерски, что не видать мастерства. Ну, прощайте, помогай Вам Бог! Забирайте всё глубже и глубже!»

Однако, к началу работы выставки П. М. Третьякову от московского обер-полицмейстера пришло предписание, лично присланное от императора Александра Третьего - снять эту картину с выставки и никого не допускать к её осмотру каким-либо другим способом.

Дело в том, что редакция самого распространённого издания в России - журнала «Нива» послала в цензурный комитет письмо, в котором сообщала о печатании репродукции - фотографии с этой картины, но последовал отказ.

Цензурный комитет объяснял отказ тем, что снимок увековечит всё зверство, на которое был способен русский царь, хотя это и произошло в отдалённом, прошлом времени. И что поучительного может дать эта картина юному читателю, разве задача журнала «Нива» - делать популярной идею о царском самосуде и зверской несдержанности?

И только по ходатайству бывшего воспитателя царя Александра111 художника Боголюбова картина через три месяца была выставлена в галерее П.М.Третьякова.

Великолепна эта картина по мастерству исполнения её художником, по умению и силе раскрытия характеров царя и его сына, по гармонии красок, по достоверной отделке деталей картины, но самое главное - по психологическому воздействию на зрителя.

А психологическое воздействие этой картины на зрителя, как в конце Х1Х века, так и в наше время - очень сильно.

Людям с нарушениями психики смотреть её нельзя. Это доказало ужасное покушение на картину 16 января1913 года некоего неврастеника, иконописца А. Балашова, который трижды ножом порезал лица персонажей и тем самым картину буквально уничтожил, так как её натурщиков уже не было в живых. Все были в потрясении и отчаянии. Воздействие этого несчастья было таково, что хранитель Третьяковской галереи Хруслов, узнав об этом преступлении, - бросился под поезд. И только через продолжительное время замечательный художник и мастер реставрации В. Э. Грабарь с помощниками спас картину, заново, по порезанным лоскутам полотна воссоздал лица персонажей и новые части картины были вклеены в неё так скрупулёзно, художественно исполнены так достоверно, что даже сам художник Илья Репин не смог обнаружить в картине никаких деформаций или изменений.

Вот история возникновения, вот какую цепочку шедевров создали на протяжении 19 века русский писатель О. Сенковский, композитор Н. Римский-Корсаков, чтобы возник живописный шедевр, знаменитая картина Ильи Репина «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581г.»

Но стоп, повременим, возникла неожиданность... Уже не впервые, а на днях, уже в который раз в министерство культуры России пришло письмо с подписями известных людей, требующих убрать из Третьяковской галереи картину Репина об убийстве Иваном Грозным его сына. Точно такие же выступления были и в 19 веке. В письме написано, что этот царь не убивал сына, а его смерть была естественной, от болезни. Однако оговорюсь, что этот факт достоверно не доказан.

Так снимать картину и спрятать её в запасниках музея или не снимать? Ведь в стране сменилась идеология и она, эта картина уже не соответствует...

Но тогда... тогда долой все памятники, картины, триумфальные арки Наполеона, из-за своей прихоти - завоевать мир, уложившего в землю сотни тысяч молодых жизней. Тогда долой произведение Пушкина, ведь, как теперь говорят (но не доказано), Сальери не убивал Моцарта. И долой «кровавые» картины Верещагина, кто теперь докажет, что турецкие башибузуки в пытках отрезали русским солдатам руки и ноги. И ещё множество подобных примеров из истории искусств можно привести, когда сюжет произведения не вполне совпадает с историей, которая, как известно, имеет свойство меняться вместе со сменой строя и власти.

И если всё это начнут выкидывать, то не наступит ли вскоре на фоне хронического, ещё и острый культурный кризис?

Думаю, что картина эта должна висеть в Третьяковской галерее при любых сменах строя или власти как напоминание и внушение, чтоб человек, вознесённый судьбой на вершину властной пирамиды не терял человеческий облик и разум, не становился самодуром, тираном, преступником.