Израильское школьное образование... Как оно выглядит в мире?
Многочисленный педагогический коллектив страны удивлен - впервые за долгие годы опубликованы данные тестов и опросов «Индекса школьной эффективности и роста».
Тесты проводятся регулярно и охватывают все без исключения школы страны.
Их цель – предоставить министерству образования общую картину, а руководству школ – объективные данные по успеваемости и атмосферы в их школе, соотнесенные с другими школами.
Тесты проводятся по четырем дисциплинам: родному языку, математике, английскому языку и естествознанию.
Где же самые лучшие школы?
В Кирьят-Оно, Тель-Авиве, Шохаме, Гиватаиме.
Худшие - в Рамле, Лоде, Кирьят-Гате, Сдероте.
Если (выборочно) смотреть по показателю «Распределение по ступеням», то лучшая школа – в небольшом городке Ягур – 100 балов.
За ним следуют Шфаим – 98, Кфар-Виткин – 90, Кфар-Шмарьягу (где проходят важные правительственные встречи) - 88, Гиватаим – 87, Биньямина – 85...
А в 3-х главных городах Израиля – Иерусалиме, Тель-Авиве и Хайфе – всего 55, 68 и 67 соответственно...
Как видите, лидирует научный и производственный Север страны.
Что происходит на Юге?
Начнем с Ашдода – 61 и Ашкелона – 50, и «спустимся» по скоростному шоссе на Юг, в Негев.
Но Беэр-Шева - столица Негева, в части образования – далеко не лидер.
Вот как и с какими оценками расположились города Негева.
Леавим – 83 балла, Омер – 75, Мейтар – 66, Ерухам – 53, Арад – 52, Мицпе-Рамон – 48, Эйлат - 47, Беэр-Шева - 45, Кирьят-Гат – 41, Димона - 39, Нетивот – 34, Тель-Шева – 33, Офаким – 31, Сдерот – 29, Раат – 19.
Разрыв в уровне образования имеет несколько форм.
Прежде всего – и это бросается в глаза, между городами центра и периферии.
Во-вторых, между школами, с одной стороны - городов, населенными светскими евреями, с другой – арабами, бедуинами и ортодоксами.
Однозначно – первые в верхней части по набранным баллам, вторые – в нижней.
В качестве примера, соответственно, Нацерет-Илит – 39 баллов, Раат – 19, Бейт-Шемеш – 41.
Почему такой разрыв – сказывается различное отношение к учебе, знаниям, среди различных слоев населения Израиля?
И еще – почему, скажем, Беэр-Шева, где достаточно сильный университет, входящий в число 300 лучших университетов мира, отстает от периферийных городов Негева?
Впереди - Леавим, Омер, Мейтар – богатые города, где жители уделяют большое внимание и вкладывают средства в образование своих детей. Получается, степень образованности ребенка зависит от размера счета родителей?
Неравенство?
Вот из-за чего следует протестовать, а не из-за политических амбиций искусственных «лидеров», которые славы государству Израиль вряд ли добудут – от них одни убытки.
С другой стороны, среди тех, кто добывает Израилю медали на Олимпиадах по робототехнике, космосу, кибернетике, физике и математики, учеников всех трех богатых городков Негева нет.
А есть ребята из Арада и Беэр-Шевы, участвующие в международных школьных олимпиадах.
Может быть, дело не только в том, как учатся школьники, а в этнической принадлежности и в том – кто их учит?
Ученый Михаил Ошеров считает – международные достижения израильских школьников базируются на «русских» детях, получивших хорошее физико-математическое образование в бывшем СССР. Теперь этот «заряд» закончился.
Получается, израильская школа, какими бы не были внутренние относительные показатели, в абсолютном отношении – на международной арене, не имеет преимуществ.
Получается, что победа израильских школьников-физиков под руководством профессора Маламуда (по образованию - советского физика) и 2-е место на 20-й космической олимпиаде в российском городе Королев команды школы ОРТ-Арад, которой руководит Николай Шварц – отголоски хорошего российского образования?
Г-н Ошеров одну из причин видит в том, что в израильских школах до недавнего времени работали учителя, не имеющие даже первой степени, в то время как «русских» учителей со второй и третьей степенями в храм школьного образования не пускали.
А сейчас такое положение дел изменилось?
Или ответ, как раз, в различии между городами центра и периферии?
Если это, действительно, так, то вопрос к местной власти – почему преподают те, кто должен «подметать улицу», а «подметают» те, кто должен преподавать?
Прямые результаты рейтинга МЕЙЦАВ за 2012 год определили лучшие начальные школы.
Это - Тель-Хай (Тель-Авив), Гиллель-Цур (Нетания), Алумим (Кирьят-Оно), Писгат-Зеэв Цафон (Иерусалим), Нофит (Нофит), Бехор Леви (Реховот), Менахем Бегин (Нетания), Габриэли ха-Кармель (Тель-Авив).
Лучшие средние классы - Шазар (Кирьят-Оно), Макиф Кармель Звулун (Ягур), Жаботинский (Герцлия), Гордон (Тель-Авив), Бен-Цви (Кирьят-Оно), сельскохозяйственная школа Кфар а-Ярок (Рамат а-Шарон), Ха-Шарон (Раанана), школа для девочек Эмуна (Бней-Брак), Тева, свива ве-хевра (Тель-Авив), школа искусств (Тель-Авив).
Официальный Израиль обходит молчанием детское неформальное образование (или, как их называют – «русские» педагогические амутот), которое привезли с собой репатрианты.
А ведь именно они добились поразительных результатов, дополняя, часто – скучное формальное образование, интересными дисциплинами с творческим подходом к их изучению.
В качестве примера сошлюсь на ИГУМ - образовательную систему, осуществляющую на практике теорию известного ученого с мировым именем Льва Выготского в области дошкольного образования.
ИГУМ - одна из самых больших и опытных систем - более 20 лет деятельности.
Она задумана как школа интеллектуального воспитания детей – тех, кто учится в общеобразовательной израильской школе.
Самое интересное в том, что ИГУМ не ставит условий при наборе детей в свои классы. Это означает, что интеллектуальное воспитание доступно всем детям.
Но для официального Израиля это всего лишь педагогическая амута, не вошедшая даже в Рейтинг израильских школ.
А почему?
Или, все же, «плохие израильские школы» в абсолютном мировом понимании не так уж и плохи, и не важно - каким путем достигнуты успехи?
На этом вопросе я и хотел бы завершить рассуждения об относительном внутриизраильском рейтинге школ и абсолютном положении системы образования нашей страны в мировой табели о рангах.
Тесты проводятся регулярно и охватывают все без исключения школы страны.
Их цель – предоставить министерству образования общую картину, а руководству школ – объективные данные по успеваемости и атмосферы в их школе, соотнесенные с другими школами.
Тесты проводятся по четырем дисциплинам: родному языку, математике, английскому языку и естествознанию.
Где же самые лучшие школы?
В Кирьят-Оно, Тель-Авиве, Шохаме, Гиватаиме.
Худшие - в Рамле, Лоде, Кирьят-Гате, Сдероте.
Если (выборочно) смотреть по показателю «Распределение по ступеням», то лучшая школа – в небольшом городке Ягур – 100 балов.
За ним следуют Шфаим – 98, Кфар-Виткин – 90, Кфар-Шмарьягу (где проходят важные правительственные встречи) - 88, Гиватаим – 87, Биньямина – 85...
А в 3-х главных городах Израиля – Иерусалиме, Тель-Авиве и Хайфе – всего 55, 68 и 67 соответственно...
Как видите, лидирует научный и производственный Север страны.
Что происходит на Юге?
Начнем с Ашдода – 61 и Ашкелона – 50, и «спустимся» по скоростному шоссе на Юг, в Негев.
Но Беэр-Шева - столица Негева, в части образования – далеко не лидер.
Вот как и с какими оценками расположились города Негева.
Леавим – 83 балла, Омер – 75, Мейтар – 66, Ерухам – 53, Арад – 52, Мицпе-Рамон – 48, Эйлат - 47, Беэр-Шева - 45, Кирьят-Гат – 41, Димона - 39, Нетивот – 34, Тель-Шева – 33, Офаким – 31, Сдерот – 29, Раат – 19.
Разрыв в уровне образования имеет несколько форм.
Прежде всего – и это бросается в глаза, между городами центра и периферии.
Во-вторых, между школами, с одной стороны - городов, населенными светскими евреями, с другой – арабами, бедуинами и ортодоксами.
Однозначно – первые в верхней части по набранным баллам, вторые – в нижней.
В качестве примера, соответственно, Нацерет-Илит – 39 баллов, Раат – 19, Бейт-Шемеш – 41.
Почему такой разрыв – сказывается различное отношение к учебе, знаниям, среди различных слоев населения Израиля?
И еще – почему, скажем, Беэр-Шева, где достаточно сильный университет, входящий в число 300 лучших университетов мира, отстает от периферийных городов Негева?
Впереди - Леавим, Омер, Мейтар – богатые города, где жители уделяют большое внимание и вкладывают средства в образование своих детей. Получается, степень образованности ребенка зависит от размера счета родителей?
Неравенство?
Вот из-за чего следует протестовать, а не из-за политических амбиций искусственных «лидеров», которые славы государству Израиль вряд ли добудут – от них одни убытки.
С другой стороны, среди тех, кто добывает Израилю медали на Олимпиадах по робототехнике, космосу, кибернетике, физике и математики, учеников всех трех богатых городков Негева нет.
А есть ребята из Арада и Беэр-Шевы, участвующие в международных школьных олимпиадах.
Может быть, дело не только в том, как учатся школьники, а в этнической принадлежности и в том – кто их учит?
Ученый Михаил Ошеров считает – международные достижения израильских школьников базируются на «русских» детях, получивших хорошее физико-математическое образование в бывшем СССР. Теперь этот «заряд» закончился.
Получается, израильская школа, какими бы не были внутренние относительные показатели, в абсолютном отношении – на международной арене, не имеет преимуществ.
Получается, что победа израильских школьников-физиков под руководством профессора Маламуда (по образованию - советского физика) и 2-е место на 20-й космической олимпиаде в российском городе Королев команды школы ОРТ-Арад, которой руководит Николай Шварц – отголоски хорошего российского образования?
Г-н Ошеров одну из причин видит в том, что в израильских школах до недавнего времени работали учителя, не имеющие даже первой степени, в то время как «русских» учителей со второй и третьей степенями в храм школьного образования не пускали.
А сейчас такое положение дел изменилось?
Или ответ, как раз, в различии между городами центра и периферии?
Если это, действительно, так, то вопрос к местной власти – почему преподают те, кто должен «подметать улицу», а «подметают» те, кто должен преподавать?
Прямые результаты рейтинга МЕЙЦАВ за 2012 год определили лучшие начальные школы.
Это - Тель-Хай (Тель-Авив), Гиллель-Цур (Нетания), Алумим (Кирьят-Оно), Писгат-Зеэв Цафон (Иерусалим), Нофит (Нофит), Бехор Леви (Реховот), Менахем Бегин (Нетания), Габриэли ха-Кармель (Тель-Авив).
Лучшие средние классы - Шазар (Кирьят-Оно), Макиф Кармель Звулун (Ягур), Жаботинский (Герцлия), Гордон (Тель-Авив), Бен-Цви (Кирьят-Оно), сельскохозяйственная школа Кфар а-Ярок (Рамат а-Шарон), Ха-Шарон (Раанана), школа для девочек Эмуна (Бней-Брак), Тева, свива ве-хевра (Тель-Авив), школа искусств (Тель-Авив).
Официальный Израиль обходит молчанием детское неформальное образование (или, как их называют – «русские» педагогические амутот), которое привезли с собой репатрианты.
А ведь именно они добились поразительных результатов, дополняя, часто – скучное формальное образование, интересными дисциплинами с творческим подходом к их изучению.
В качестве примера сошлюсь на ИГУМ - образовательную систему, осуществляющую на практике теорию известного ученого с мировым именем Льва Выготского в области дошкольного образования.
ИГУМ - одна из самых больших и опытных систем - более 20 лет деятельности.
Она задумана как школа интеллектуального воспитания детей – тех, кто учится в общеобразовательной израильской школе.
Самое интересное в том, что ИГУМ не ставит условий при наборе детей в свои классы. Это означает, что интеллектуальное воспитание доступно всем детям.
Но для официального Израиля это всего лишь педагогическая амута, не вошедшая даже в Рейтинг израильских школ.
А почему?
Или, все же, «плохие израильские школы» в абсолютном мировом понимании не так уж и плохи, и не важно - каким путем достигнуты успехи?
На этом вопросе я и хотел бы завершить рассуждения об относительном внутриизраильском рейтинге школ и абсолютном положении системы образования нашей страны в мировой табели о рангах.
Похожие материалы
- Внимание! Еще одна израильтянка объявлена в розыск
- Ашкелон поддерживает еврейскую общину Сиднея
- Внимание, розыск: в Израиле пропала 17-летняя Ноа Гадиш
- Попытка похищения девочки в Беэр-Шеве может дать зацепку к делу пропавшей Айманут Касау
- Внимание, розыск: пропал 22-летний Натанэль Янив. Дополнение: найден мертвым












