Экономики России и США: Сопоставление, выводы, прогноз
Есть ли у российской экономики скрытый резерв - способна ли она расти без нефти и газа?
Можно ли в ближайшие несколько лет увеличить ВВП на 50% без роста цен на энергоносители, без триллионных бюджетных вливаний, без мобилизации и китайских инвестиций?
Таким вопросом задался Forbes, эксперты которого делают вывод: можно, если дать возможность развиваться малому и среднему бизнесу. Без этого Россия не станет конкурентоспособным игроком на мировой арене.
Сегодня малый и средний бизнес в России обеспечивает 20% ВВП – это $400 млрд. Для сравнения: аналогичный показатель в США – 50% ВВП - $8 трлн.
В США каждое 15-е предприятие, а это - 22 млн, не имеют персонала. В России этот показатель - 3 млн.
Если малые предприятия в США производят 24% всех патентов в 100 наиболее быстро развивающихся областей науки и промышленности, то в России в сфере НИОКР работают лишь 5% малых и средних предприятий, а их в производстве патентов - ничтожно мала.
Малый бизнес в США создает 34% экспорта, в России - лишь 5%.
Правительство России - плохой партнер для малого бизнеса: лишь 6% госзакупок идет через малые предприятия, а сектор обороны и безопасности вообще не участвует в таких закупках.
Правительство США производит у малого бизнеса 22% госзакупок, а лидер в части госзаказа - Министерство обороны.
Сложность: в России часто отказывают в регистрации компаний, расположенных в жилых помещениях. В США более половины «малых» предпринимателей работают дома, где и зарегистрированы.
США привлекают предпринимателей из-за рубежа: 14% владельцев американских компаний родились за рубежом, а позже получили американское гражданство. Среди владельцев малых и средних предприятий эта доля составляет 20%.
В России мигрантов, владельцев бизнеса, не привечают, отношение общества к ним – негативное, мол, приехали грабить народ, и потому их доля в бизнесе невелика.
Полное частное предприятие в США платит лишь 13.3% чистого дохода – в 2 с лишним раза меньше самого высокого уровня налога для различных форм предприятий — 27%.
Низшую ставку налога имеют 90% американских предприятий. В России совсем иное дело: налоги малых и средних предприятий составляют до 40% выручки, или более 80% прибыли.
Это - неблагоприятная среда, и одна из причин того, что в России лишь 3.4% предприятий проживают 3 года после старта. В США - 51% новых компаний работает более 5-и лет, а 34% — более 10-и.
Из теории известно: для развития малого и среднего бизнеса нужны щадящие их законы, более низкие налоги и ставки по кредитам, льготы научным и малым предприятиям, ориентированным на экспорт.
Из практики малого и среднего бизнеса в России: необходимо изменить политику госзаказа – в нем в большей степени должен участвовать малый бизнес, он, как и другие участники этого рынка, должен иметь доступ к поставкам Минобороны.
Но вряд ли те, кто сегодня держит этот рынок, допустит на него посторонних, тем более (даже смешно звучит) – малые предприятия. А потому будут продолжать штамповать модифицированное доброе старое оружие.
Преодолеет ли Россия еще один барьер - активное привлечение предпринимателей-иностранцев, давая им гражданство, как это делают в США? Вполне вероятно – для этого нужно осознание экономического процесса, а не упование на нефть и газ.
Предположим - России удалось догнать США по доле малого бизнеса в ВВП. Это означает - даже без развития других секторов экономики, ВВП составит $3.2 млрд - на 45% больше, чем сегодня. Экспорт был бы равен почти $700 млрд - на 40% больше сегодняшнего.
Если же не развивать малые и средние предприятия, то, чтобы достичь вышеуказанных показателей при нынешнем темпе роста ВВП, России потребуется около 50 лет. Если, конечно, цены на нефть не взлетят до $200 за баррель.
Можно ли в ближайшие несколько лет увеличить ВВП на 50% без роста цен на энергоносители, без триллионных бюджетных вливаний, без мобилизации и китайских инвестиций?
Таким вопросом задался Forbes, эксперты которого делают вывод: можно, если дать возможность развиваться малому и среднему бизнесу. Без этого Россия не станет конкурентоспособным игроком на мировой арене.
Сегодня малый и средний бизнес в России обеспечивает 20% ВВП – это $400 млрд. Для сравнения: аналогичный показатель в США – 50% ВВП - $8 трлн.
В США каждое 15-е предприятие, а это - 22 млн, не имеют персонала. В России этот показатель - 3 млн.
Если малые предприятия в США производят 24% всех патентов в 100 наиболее быстро развивающихся областей науки и промышленности, то в России в сфере НИОКР работают лишь 5% малых и средних предприятий, а их в производстве патентов - ничтожно мала.
Малый бизнес в США создает 34% экспорта, в России - лишь 5%.
Правительство России - плохой партнер для малого бизнеса: лишь 6% госзакупок идет через малые предприятия, а сектор обороны и безопасности вообще не участвует в таких закупках.
Правительство США производит у малого бизнеса 22% госзакупок, а лидер в части госзаказа - Министерство обороны.
Сложность: в России часто отказывают в регистрации компаний, расположенных в жилых помещениях. В США более половины «малых» предпринимателей работают дома, где и зарегистрированы.
США привлекают предпринимателей из-за рубежа: 14% владельцев американских компаний родились за рубежом, а позже получили американское гражданство. Среди владельцев малых и средних предприятий эта доля составляет 20%.
В России мигрантов, владельцев бизнеса, не привечают, отношение общества к ним – негативное, мол, приехали грабить народ, и потому их доля в бизнесе невелика.
Полное частное предприятие в США платит лишь 13.3% чистого дохода – в 2 с лишним раза меньше самого высокого уровня налога для различных форм предприятий — 27%.
Низшую ставку налога имеют 90% американских предприятий. В России совсем иное дело: налоги малых и средних предприятий составляют до 40% выручки, или более 80% прибыли.
Это - неблагоприятная среда, и одна из причин того, что в России лишь 3.4% предприятий проживают 3 года после старта. В США - 51% новых компаний работает более 5-и лет, а 34% — более 10-и.
Из теории известно: для развития малого и среднего бизнеса нужны щадящие их законы, более низкие налоги и ставки по кредитам, льготы научным и малым предприятиям, ориентированным на экспорт.
Из практики малого и среднего бизнеса в России: необходимо изменить политику госзаказа – в нем в большей степени должен участвовать малый бизнес, он, как и другие участники этого рынка, должен иметь доступ к поставкам Минобороны.
Но вряд ли те, кто сегодня держит этот рынок, допустит на него посторонних, тем более (даже смешно звучит) – малые предприятия. А потому будут продолжать штамповать модифицированное доброе старое оружие.
Преодолеет ли Россия еще один барьер - активное привлечение предпринимателей-иностранцев, давая им гражданство, как это делают в США? Вполне вероятно – для этого нужно осознание экономического процесса, а не упование на нефть и газ.
Предположим - России удалось догнать США по доле малого бизнеса в ВВП. Это означает - даже без развития других секторов экономики, ВВП составит $3.2 млрд - на 45% больше, чем сегодня. Экспорт был бы равен почти $700 млрд - на 40% больше сегодняшнего.
Если же не развивать малые и средние предприятия, то, чтобы достичь вышеуказанных показателей при нынешнем темпе роста ВВП, России потребуется около 50 лет. Если, конечно, цены на нефть не взлетят до $200 за баррель.
Похожие материалы
- В России запретили слово *жопа* и убрали из словаря слова *правда* и *добро*
- В Нетании задержаны трое парней по подозрению в изнасиловании туристки из США
- Умер известный российский телеведущий Юрий Николаев
- Глава организации по защите семейных ценностей в России арестована за торговлю детьми
- CNN: Пентагон одобрил поставку Украине ракет Tomahawk, теперь решение только за Трампом











