Вход Регистрация
ASHKELON.RU - Ашкелон | Израиль | Новости сегодня
понедельник, 1 декабря 10:45


Музыкальные жемчужины… по выбору

Два концерта «на выбор» предоставил абонемент «Класси–кэйф» любителям музыки в этом сезоне. Казалось бы, всё просто. Вы предпочитаете камерную музыку, и особенно жанр фортепианного квартета? Тогда ваш день – день ближайшего абонементного концерта, 18 марта, с прекрасной позднеромантической программой и интереснейшим составом камерных исполнителей.

'

Вы больше любите вокал, вы поклонники оперы и лучших израильских певцов, таких как Феликс Лифшиц, Мирелла Градинару и другие? Тогда потерпите до середины мая – и наслаждайтесь «золотыми голосами» в другом концерте «по выбору». На самом деле, всё не так просто, и сделать выбор ой, как нелегко… Каждый концерт по-своему привлекателен…
Сегодня – о первом из них, который получил название «Жемчужины романтической камерной музыки». Начну с блистательных исполнителей, уже хорошо известных в Ашкелоне: Надия Вайнтрауб (фортепиано). Елена Тишина (скрипка), Авраам Левенталь (альт) и Дмитрий Голдерман (виолончель). Все они – исполнители экстра-класса, трое последних – музыканты знаменитого Израильского филармонического оркестра, прошедшие «школу» его великого руководителя, дирижёра планетарного уровня Зубина Меты.
А вчетвером - с Надией Вайнтрауб - это уже хорошо известный в мире Philomusiсa Piano Quartet. Этот фортепианный квартет, созданный в 2007-м году, участник многих гастролей, серий концертов, международных фестивалей. Именно он открывал знаменитую серию концертов «Голос музыки» в Музее Израиля, выступал на международном фестивале, посвящённом Шуману и Шопену. Музыканты уже играли в Ашкелоне, и их концерт стал одним из наиболее ярких и заметных событий музыкальной жизни. И вот – новая встреча, в которой квартет исполнит три сочинения композиторов позднего романтизма, написанные в период расцвета, поистине «золотого века» жанра фортепианного квартета.
Кроме того, Надия Вайнтрауб представит сольные сочинения С. Рахманинова и Дж. Гершвина. Но об этом – чуть позже. Сейчас – о фортепианном квартете.
В этом жанре в разное время писали Моцарт и Бетховен, Шуман и Сен-Санс, Форе и Танеев… Правда, написано не так уж и много произведений, если сравнивать их количество с ближайшими «соседями» в камерном творчестве – скажем, с бесчисленным множеством струнных квартетов или, допустим, фортепианных трио. Но лучшие из фортепианных квартетов относятся к истинным шедеврам жанра эпохи позднего романтизма.
Что хочется отметить особо? Три сочинения, которые прозвучат в этот вечер, написаны были примерно в одно время и совсем ещё молодыми композиторами. Впрочем, судите сами…
Концерт откроется юношеским, по сути, сочинением Густава Малера (1860-1911), созданным в 1876 году. Малеру всего 16 лет, всё ещё впереди у этого гениального композитора и великого дирижёра – грандиозные симфонии, великолепные вокальные циклы, исполнительские триумфы. А пока он пробует себя в камерных жанрах. Правда, написанное не удовлетворяет его, почти все сочинения второй половины 70-х уничтожены самим композитором. Но первую часть Квартета ля минор для фортепиано и трёх струнных инструментов Малер сохранил. И не зря. Сегодня это сочинение, известное как Одночастный квартет, играют самые прославленные камерные ансамбли мира. Бурный поток мыслей облекается здесь в свободную, и, вместе с тем, достаточно чёткую композицию, находящуюся в постоянном развитии. Романтический пафос высказывания Малера глубоко лиричен и возвышен. Композитор естественен и предельно искренен – квартет словно становится истоком будущих образов зрелого творчества композитора.
А завершит первое отделение ещё одно замечательное – и тоже очень «молодое» по времени написания сочинение – трёхчастный Фортепианный квартет французского композитора Винсента д’Энди (1851-1931), ученика великого Сезара Франка. Интересно, что этот квартет – оп. 7 – как и малеровский, написан в ля миноре и всего на два года позже – в 1878-м (д’Энди был старше Малера всего на 10 лет). Все три части квартета, очень разные по характеру и настроению, тем не мене составляют единое художественное целое. Я бы выделил очень насыщенную лирико-драматическую Балладу – 2-ю часть - с изумительным по красоте начальным соло альта, подхваченным остальными инструментами, и стремительный, истинно французский по колориту и характеру музыки Финал. Впрочем, хороша и Первая часть, за которую известный французский историк музыки Ж. Тьерсо назвал д’Энди «удивительным архитектором звуков…»
Всё второе отделение этого камерного вечера будет посвящено монументальному фортепианному Квартету №1 соль минор Йоганеса Брамса (1833-1897). Именно трём квартетам Брамса суждено было стать кульминационным пунктом в истории развития этого жанра в 19 веке. Замысел и первые наброски Квартета №1 относятся ещё к началу
50-х годов, когда Брамс был совсем молод, в период теснейшего творческого общения с Робертом Шуманом и его женой, превосходной пианисткой Кларой Вик. Композитор завершил работу над квартетом в середине 50-х. Именно Клара Вик и стала первой исполнительницей партии фортепиано этого сочинения в 1861 году. Через год в этой роли выступил уже сам Брамс. А в 1863-м (год 30тилетия композитора) квартет был издан, уже как произведение выдающегося, зрелого мастера…
Первая часть квартета необыкновенно богата самыми разными эмоциональными состояниями: от элегической просветлённости - до экстатического ликования. Есть здесь и немало драматических страниц. Вторая часть, Интермеццо, отличается многообразием мелодий широкого дыхания, сменяющих друг друга в летучем, почти «неугомонном» скерцозном движении. Третья, медленная часть написана в характере лирически-возвышенного хорового пения, постепенно достигающего огромной мощи, почти гимнического звучания. Наконец, Финал – большое рондо, построенное на венгерско-цыганских темах, причём, как на подлинных, так и созданных самим композитором. Музыка финала – стремительная, живописно-декоративная, по праву принадлежит лучшим страницам творчества Брамса и жанра фортепианного квартета…
Думаю, украсит концерт и уже упоминавшееся в начале статьи сольное исполнение Надией Вайнтрауб Элегии Рахманинова из «Пьес для фортепиано оп.3 (опять-таки, по сути, юношеской, но очень известной, любимой слушателями, замечательной по глубине настроения), и нескольких обработок из произведений Дж. Гершвина – фрагментов из симфонической фантазии «Американец в Париже» и знаменитой оперы «Порги и Бесс», конечно же, включая «Колыбельную Клары».
Так что тот, кто выберет концерт 18-го марта в Гейхал хаТарбут Ашкелона, не пожалеет – будет замечательная музыка… Хотя… майский вечер будет не хуже… Какую из «жемчужин» выбрать – решать вам, уважаемые слушатели…
Эд Добрыкин, музыковед, Магистр Музыки

Источник: