Вход Регистрация
ASHKELON.RU - Ашкелон | Израиль | Новости сегодня
понедельник, 1 декабря 03:18


«Эта музыка будет вечной!»

Прочитал недавно в Интернете эту фразу, относящуюся к фортепианной музыке Моцарта, и понял: вот название к аннотации очередного концерта абонемента «Класси-кэйф», который состоится 7 февраля. Да и название самого концерта «соответствует» - «Нескончаемая классика». Действительно, нескончаемая – Моцарт, Шуберт, Шуман, Прокофьев... А какие сочинения!!! 

'
Но отвлекусь – в памяти почему-то всё время всплывают ощущения предыдущего абонементного концерта – скрипача и дирижёра в одном лице Итая Цури и оркестра «Симфониетта Раанана». Не могу не отметить – замечательный получился концерт! И программа, и прекрасное исполнительское мастерство солиста-дирижёра, и удивительно органичный его контакт с оркестром, проявившим, кстати, высокий уровень исполнительской оркестровой культуры. Если первые два сочинения публика, почти полностью заполнившая зал, встретила, я бы сказал, настороженно-вежливо, то после «Размышления» Массне, исполненного тонко, поэтично, вдохновенно, зал «сдался на милость победителя». Им и стал Итай Цури – всё, что он играл, было на уровне самых высоких достижений и скрипичного и дирижёрского искусства. И оркестр был ему под стать. Словом, концерт шёл по нарастающей, к кульминации – и она «состоялась» по всем правилам драматургии – в конце программы – «Фантазия на темы из оперы «Кармен» П. Сарасате и два «Чардаша». Один, менее известный, но очень интересный по музыке, Ене Губайя, и другой, исполненный с блеском и виртуозным мастерством, всеми любимый «Чардаш» Монти. Огромная внутренняя эмоциональность при кажущейся внешней невозмутимости, мастерское владение всеми «секретами» скрипки, да ещё одновременно с умением «править бал» в оркестре – всё это сделало выступление Итая Цури и оркестра «Симфониетта Раанана» настоящим праздником музыки. 
И, хотя в очередном концерте функции дирижёра и солиста, точнее, солистки, будут разделены, хочется верить, что итальянский маэстро Алесандро Круделе и известная израильская пианистка, преподаватель тель-авивской Музыкальной Академии Михаль Таль подхватят эту своеобразную эстафету высокого творчества в новых звучаниях «Нескончаемой классики»… 
В программе вечера словно встретятся три музыкальные эпохи (18, 19 и 20-е столетия) и два ведущих, определяющих для инструментальной музыки, жанра: Симфония и Концерт. Симфоний будет две, и обе – очень известные - «Неоконченная» №8 Шуберта и «Классическая» №1 Прокофьева. Инструментальный Концерт – формально – только один – Мы бемоль мажор №9 Моцарта. Но ещё одно сочинение – «Интродукция и Аллегро Аппассионато» - это, по сути, тоже, небольшой по размеру, блестящий и драматический фортепианный концерт – одно из поздних сочинений романтика 19 века Шумана. В юности он мечтал о карьере пианиста, но чрезмерными упражнениями и искусственной, механической растяжкой пальцев фактически загубил свои руки и возможность стать концертирующим пианистом. Однако любовь к фортепиано сохранил, и выразилась она в композиторском творчестве - во многих пьесах, фортепианных циклах, замечательном (хоть и единственном) Концерте для фортепиано с оркестром. Кстати, жена Шумана, Клара, была превосходной пианисткой. Она намного пережила Роберта Шумана, и всю свою жизнь посвятила исполнению и пропаганде его творческого наследия… 
…17 декабря 1865-го года, под управлением немецкого дирижёра И. Хербека, состоялось первое исполнение тогда никому не известного сочинения Шуберта – Симфонии из двух частей, которую дирижёр обнаружил почти случайно в архиве одного из друзей композитора. Самого Шуберта – одного из первых выдающихся романтиков – к этому времени уже почти 40 лет не было в живых. (Он умер совсем молодым ещё в 1828 году, едва перейдя порог тридцатилетия). Но именно этой найденной Симфонии суждено было стать едва ли не самой известной из 9-ти написанных Шубертом, да и вообще, ранних романтических симфоний. Произведение, созданное в 1822 году, за 6 лет до смерти, состоит только из ДВУХ частей – вместо традиционных 4-х. Поэтому Симфония и получила название «Неоконченной». Но для Шуберта её содержание было полностью исчерпанным и завершённым. Музыкальные замыслы, волновавшие композитора, целиком уложились в две части. Единый поток лирико-драматического чувства, то скорбно-тревожного, то смятенно-порывистого, то трагически-напряжённого (всё это вы услышите в потрясающей Первой части) словно оттеняется возвышенной светлой лирикой и искренней песенной задушевностью части Второй. Всё здесь словно переходит в миры то ли созерцания, поэтичного и благородного, то ли интимного, чуть грустного монолога, то ли прекрасных романтических грёз… 
И ещё две музыкальные эпохи представлены в программе. Фортепианный Концерт Ми бемоль мажор Моцарта написан во второй половине 18-го века. А «Классическая симфония» Прокофьева – в начале 20-го – в 1917 году. Конечно, стилистические различия всех 4-х сочинений очевидны, и слушатели их почувствуют и определят без труда. Но, вместе с тем, объединение этих произведений в одной программе кажется мне не случайным. В традиционном по форме Концерте Моцарта, особенно во второй и третьей частях, явное «предощущение» романтических конфликтов и драматических коллизий будущих эпох. Глубина и сила образности медленной части заметно выделяет этот Концерт среди других моцартовских шедевров. В современной по звучанию, гармоническому языку и тематизму Симфонии Прокофьева явно проявляются черты раннеклассического стиля гайдновско - моцартовской поры. Как бы подчёркивая эти сочетания, Прокофьев написал небольшую, но необыкновенно динамичную Симфонию в светлом Ре мажоре, который так любили венские композиторы 18 века, и назвал «Классической». Есть здесь и элементы юмора, и откровенного озорства совсем ещё молодого композитора. Прокофьев говорил, что хотел написать это сочинение так, как «написал бы его Гайдн, если бы дожил до наших дней». Но не забудьте, это было сказано уже почти сто лет назад… А «Классическая» Прокофьева всё звучит – и вечно молода, как молоды, даже обаятельно юны, Концерты Моцарта или вдохновенные сочинения романтиков. Потому что миры прекрасной музыки вечны и неисчерпаемы. 
Итак, 7 февраля, 20:30, «Гейхал га Тарбут Ашкелон»: Моцарт, Шуберт, Шуман и Прокофьев в исполнении одного из лучших в стране Израильского камерного оркестра, дирижёра Алесандро Крудели и Михаль Таль (фортепиано). Интересная программа, яркие исполнители и, надеюсь, масса новых музыкальных впечатлений…