Вход Регистрация
ASHKELON.RU - Ашкелон | Израиль | Новости сегодня
четверг, 28 мартa 12:02


Роза: тайны и тени

Впервые эта \"Песнь о розе\" была напечатана в июле 2005 года в журнале «Силуэт».

О, роза! Многозначительная, тайная, с удивительным ароматом. Роза, этот ярко цветущий кустарник, был известен еще за три с половиной тысячелетия до нашей эры. Перед красотой цветка преклонялись народы Востока. Впервые роза встречается в древнеиндийских сказаниях: тот, кто приносил царю розу, мог просить у него все, что пожелает.

Розу почитают персы. Они разводят великое множество ее видов. Здесь можно встретить великолепную махровую розу с мускатным запахом, «розу эглантерию» высотой до 6 метров и стволом до 70 сантиметров в окружности. Это розовое дерево не имеет аналогов в мире.

Благоухающую персидскую розу завез в Индию правитель Бабур – основатель империи Великих Моголов. Большую часть своей жизни он посвятил разведению садов. А жена его правнука, императора Джахангира, Нур Джаган, или «Свет мира», открыла розовое масло. Вот как об этом пишет историк: «Нур Джаган пригласила императора на роскошный пир, который длился восемь дней. Она приказала все водоемы в саду и во дворце залить розовой водой и запретила кому-либо мыть в этой воде руки. Утром она обнаружила на поверхности воды масляную пленку и страшно разгневалась, полагая, что кто-то мыл в воде руки. Когда же служанка провела рукой по надводной пленке и понюхала собранное с поверхности масло, то обнаружила, что оно источает очень приятный аромат. Довольная тем, что у нее появились такие великолепные духи, она растерла масло по своему телу и направилась к императору. Император проснулся от чудесного аромата, что привело его в восторг. Так в Индии узнали секрет розового масла».

В древности индусы связывали с розой любовь, радость, тайну и тишину. По преданию, Лакшми, самая красивая женщина на свете, родилась из раскрывшегося бутона розы, который состоял из 108 больших и 1008 мелких лепестков. Прародитель вселенной Вишну разбудил красавицу поцелуем, и она стала его супругой. С этой минуты Лакшми была провозглашена богиней красоты, а роза - символом божественной тайны, которую она хранит под защитой острых шипов. Брахма, споривший с Вишну о цветах, сначала отдал предпочтение лотосу, но, увидев розу, извинился перед Вишну и признал ее первенство. Но не только боги были склонны спорить о цветах.

В палате представителей конгресса Соединенных Штатов Америки около 100 лет длились дебаты по «избирательной кампании цветов», на которых было отклонено 70 кандидатов, и в 1986 году было решено, что национальным цветком страны станет несравненная роза.

Почему роза красная? От смущения за всеобщую любовь? Потому, что роза – красивая, а истинная красота любит тень? Одна из античных легенд гласит, что роза покраснела, когда на ее лепестки упала капля крови с ноги Афродиты, уколовшейся шипом розы во время поисков Адониса, по другой - роза покраснела из-за неосторожности Купидона, уронившего на нее каплю вина. С Купидоном связывают и происхождение шипов розы. Вдыхая ее аромат, Купидон был ужален пчелой. Разгневанный, он выстрелил в розу стрелой, и стрела превратилась в шип.

Происхождению шипов розы мифологи вообще уделяют большое внимание. Они утверждают, что Вакх однажды гнался за нимфой и неожиданно оказался перед неодолимой преградой из терниев. Вакх превратил тернии в розы, чтобы нимфа, пораженная красотой цветов, остановилась. Однако перепуганная нимфа продолжала бежать, не обращая внимания на их красоту. Тогда рассерженный Вакх наделил розу шипами. Только поранившись, израненная нимфа обессилела и стала добычей бога. С тех пор говорят, что роз без шипов не бывает, красота должна уметь защищаться.

Необычно отношение к розе мусульман – они почитают не сам цветок, а только его сок, или розовую воду. В их представлении именно она обладает священной очистительной силой, восстанавливающей оскверненные святыни. Потому воинственный египетский сул¬тан Саладин, изгнавший крестоносцев из Палестины и в 1187 году овладевший Иерусалимом, приказал доставить туда целый караван сосудов с розовой водой, который предназначался для очищения мусульманской святыни - мечети Омара, построенной на развалинах иудейского Храма. Такое же «омовение розовой водой» приказал сделать и султан Магомет II, взявший в 1453 году Константинополь, с христианским храмом Святой Софии, преобразованным в мечеть.

Во все века и у всех народов роза славилась и как лекарственное и эфирномасличное растение. Из роз приготавливали восточные лакомства, цветочные масла, духи и эссенции. Она имеет дымный, сладковатый, теплый и пьянящий аромат, позволяющий забыть о повседневных проблемах и мысленно перенестись в чистые красивые сферы бытия. Освежает и проясняет мысли, помогает принять правильное решение, преобразует энергию озлобления, разочарования и печали в энергию самосовершенствования. Люди, вдыхающие аромат розы, вызывают симпатию окружающих, имеют светлую ровную ауру, доброжелательны и ненавязчивы.

Аромат розы является чудесным тонизирующим средством для сердца и ума, уменьшает чувство обиды и ревности, успокаивает гнев, избавляет от подозрительности. Препараты из розы помогают при депрессиях, бессоннице, стрессах и нервном напряжении, избавляют от состояния страха, ночных кошмаров, лечат аритмию, улучшают циркуляцию крови.

Привезенная из восточных стран в Древнюю Грецию, роза стала там символом любви и красоты. Греки считали, что розы появились из белоснежной пены, покрывавшей тело богини любви Афродиты, когда она вышла из моря после купания. Роза и была посвящена этой богине и богу любви Эросу.

Анакреон - один из выдающихся греческих лириков, писал: «Роза - радость Афродиты, Роза - муз цветок любимый...». А естествоиспытатель и философ, один из первых ботаников древности, Теофраст писал, что розы росли в большом количестве в Македонии, откуда их перевозили в сады Эллады: «Большинство роз имеет пять лепестков, но есть двенадцати- и двадцатилепестковые... Бывают и такие, у которых число лепестков достигают ста». По мнению Теофраста, аромат роз зависит, главным образом, от подходящего для каждого вида места и климата.

В Греции продажа роз и плетение венков были почетными занятиями. Венки раскупались в огромном количестве. Гости, приглашенные на обед, украшали себя венками из роз. Они служили наградой победителям в состязаниях. Гонец приносил радостное известие с венком в руках. Юноши вешали красивые венки из роз над дверью жилищ своих возлюбленных. Ими же украшали колесницы и статуи богинь. Но венки на голове и груди древних греков являлись также и знаком траура и символом кратковременности жизни.

О силе любви древних греков к цветам, среди которых первое место они отводили розе, можно судить хотя бы по тому, что первая знаменитая вязальщица розовых венков Синиона из Глицера была увековечена греческим живописцем Паузиасом. Впоследствии за копию с этого портрета римский полководец Лукулл заплатил золотом.

В Древнем Риме роза посвящалась богине Венере. Роза служила символом храбрости. Римляне верили, что этот цветок вселяет в сердца мужество, и потому вместо шлемов надевали на воинов венки из роз, а на щитах выбивали ее изображение. По случаю победы они украшали розовым венком голову победителя, а в домах часто вешали над столом ветку розы как символ того, что произнесенное под розой навсегда останется в тайне. С тех пор бытует латинское выражение «sub rose dictum» - «сказанное под розой», то есть под большим секретом. Это означало, что сказанное должно остаться тайной.

Культ розы в Риме был чрезмерен: патриции засыпали розами любимых матрон, девушки, привораживая любимых, окуривали себя розовым фимиамом, патрицианки купались в розовой воде, чтобы сохранить молодость, а гладиаторы умащивали тело розовым маслом, чтобы быть непобедимыми в схватках. В Колизее розовым лепестковым дождем приветствовали победивших гладиаторов и украшали их венками.

Отправляясь на званое пиршество, римляне надевали розовый венок на политую розовым маслом голову или же украшали голову, шею и руки гирляндам из нанизанных на длинную нитку розовых лепестков. Розами оплетались заздравные кубки. Пирующие возлежали на подушках, набитых этими душистыми цветами, колонны и стены зала увешивались розовыми гирляндами, пол усыпался лепестками роз, а зал освежался фонтанами розовой воды.

Розу воспевали еще Данте и Петрарка. Русский поэт Лев Мей писал: «Все девять муз украшены венками, на всех гостях гирлянды из цветков, все ложи, пол, весь длинный ряд столов усеяны, усыпаны цветами...». Из исторических хроник того времени известно, что на одном из пиров гости были настолько засыпаны розами, что некоторые из них задохнулись.

В итоге все плодородные земли в окрестностях Рима превратили в розовые сады, но цветов все равно не хватало. Их привозили из Александрии и Карфагена, тратя огромные деньги. Римскому императору Нерону однажды пришлось заплатить целый бочонок золота за розы, привезенные в зимнее время из египетской Александрии для званого обеда. В Риме существовала даже особая биржа, где занимались только куплей и продажей роз. Самыми ценными считались зацветавшие два раза в году розы из Пестума, воспетые Вергилием и Овидием.

На Востоке также воспевали и почитали розы. В сказочно прекрасных садах персидских и арабских владык повсюду благоухали эти цветы, и даже вдоль дорожек по изящным узеньким арыкам протекала розовая вода. Сады султанов Турции, мавританские сады в Кордове, сады татарских ханов в Бахчисарае утопали в пышном разноцветье роз.

В сказке «Тысяча и одной ночи» читаем: «...Не роза простых розовых кустов, но роза необыкновенная... Огонь радости, пышная заря, роза живая, светло-алая, бархатная, свежая украшали эти сады».

С самых древних времен люди восхищались розой. Хотя древним египтянам времен фараонов роза, по-видимому, не была известна, но позднее египетская царица Клеопатра в день приема Марка Антония приказала на пол-аршина устелить розовыми лепестками полы зала. Розовая вода била из фонтанов, а с потолка струился дождь розовых лепестков. На столы подавали засахаренные розы и варенье из роз. А в знак особой благосклонности к воину Клеопатра подала Марку Антонию чашу вина, в которой плавали лепестки розы.

С падением Римской империи розы почти на сотню лет были преданы забвению. Но любовь к прекрасному цветку не исчезла.

Почитали розы и древние германцы, посвятившие их одной из своих главных богинь Фригге. Красные розы у этих племен служили символом меча и смертельной раны. Но первые христиане относились к розе как к цветку «позорного римского блуда и мерзости». Однако роза столь красива и обаятельна, что через несколько столетий эта неприязнь забылась, и святые отцы стали называть розу «райским цветком», посвящая ее Богородице.

Возникло множество легенд. Святой Доминикий, желая быть угодным Богу, раздирает грудь терниями, которые превращаются в розы. Святой Николай в пургу и трескучий мороз решил отнести хлеб беднякам. Но игумен запретил ему это делать. В этот же миг случилось чудо - хлеб превратился в розы как знак того, что святой затеял богоугодное дело.

Роза, по христианской мифологии, воплощает в себе милосердие, милость, всепрощение, божественную любовь, мученичество и победу. Символическое значение у христиан принимают и части розы: ее зелень соотносится с радостью, шипы - с печалью, а сам цветок - со славой. В средние века очень высоко чтили розу во Франции. Здесь даже не каждому позволяли ее разводить, а получившие эту привилегию ежегодно в день Благовещения и в день Вознесения должны были доставлять цветы городскому совету. В XIII столетии у французских дам возник обычай носить венки из роз, названные «шапель». Считается, что от этого названия венка произошло слово «шапо» - «шляпа». А с XVI века в городке Провен под Парижем начали ежегодно выбирать короля, а затем и королеву роз.

В это же время во Франции появляется «Роман о розе» в стихах Гильома де Лоррис о юноше, влюбившемся в розу. Этот роман пользовался большим успехом. Сохранилось 30 рукописных экземпляров и переводы его на другие языки. Один из них можно увидеть в Эрмитаже в Санкт-Петербурге. «Роман о розе» вызвал много подражаний. Пример тому - пьеса Екатерины II «Царевич Хлор». На состязаниях трубадуров высшей наградой победившему певцу служила роза.

Однако розы символизировали и несчастную любовь, горе, разобщение и даже войну. Многим известна легенда о войне Алой и Белой роз, которая продолжалась 30 лет в Англии. Началась она в 1455 году во дворцовом парке Темпль в Лондоне, где собрались вожаки двух сторон королевской династии: Ланкастерской и Йоркской. Первым сорвал белую розу вожак Йорков Ричард Плантагенет и попросил последовать его примеру всех, кто считает себя истинным дворянином и дорожит своим происхождением. Сторонник Ланкастеров Сомерсет предложил смелым людям встать на его сторону и признать розы с алыми лепестками. Началась ссора, за которой последовала война. Так описаны события в трагедии Шекспира «Генрих VI».

На самом же деле на гербе у Ланкастеров была алая роза, а на гербе у Йорков - белая. Поэтому война и называлась войной Алой и Белой роз. В память об этом английские садоводы вывели впоследствии особый сорт розы с белыми и алыми лепестками, известную сегодня под именем «ланкастер-йоркской».

«Нет на свете цветов красивее и благоуханнее роз». Эти слова начертаны на фронтоне французского «Театра роз», где ставят пьесы, героями которых являются цветы.

В парижском розарии собраны почти все виды роз, существующие в мире: вьющиеся многоцветковые – полиантовые - розы, имеющие на одном кусте до 200 цветов, и чайные китайские, цветущие по два раза за лето, так называемые, ремонтантные розы. Имеется роза под названием «Золотой сон» и роза «Радостное пробуждение», а один из сортов назван «Тысяча красот», потому что число различных его цветов и оттенков доходит до тысячи.

В Россию роза попала через славянские племена на Балканах. Во времена язычества с нею был связан праздник русалки, который позднее, по христианскому календарю, пришелся на Троицу, на то весенне-летнее воскресенье, когда лес покрывался зеленью, а вода в реке нагревалась настолько, что становилась пригодной для купания.

Первая махровая, или, как ее тогда называли, бархатная, роза была привезена в XVII веке немецким послом царю Михаилу Федоровичу. В садах же их стали разводить только при Петре I и, особенно, при Екатерине II.

Розы бывают белыми и розовыми, желтыми и темно-красными, а на Гавайских островах растут даже черные и голубые. Цветом тропического неба отдает красота нежно-синих лепестков. Синяя роза, конечно же, редкость. Но не менее редкостной является и изумрудная роза, выведенная в ботаническом саду Напока румынского города Клуж. Изящные нежные лепестки этой розы салатово-зеленого цвета напоминают прозрачные с перламутровым отливом крылья стрекоз.

Роза - царица цветов, хотя цветение ее кратковременно. Зная это, древние персы говорили «Если ты прошел мимо розы, не ищи ее более...». В середине XIX века русский поэт Иван Мятлев писал:

Как хороши, как свежи были розы
В моем саду! Как взор прельщали мой!
Как я молил весенние морозы
Не трогать их холодною рукой!
Как я берег, как я лелеял младость
Моих цветов заветных, дорогих!
Казалось мне, в них расцветала радость,
Казалось мне, любовь дышала в них.
Но в мире мне явилась дева рая,
Прелестная, как ангел красоты.
Венка из роз искала молодая,
И я сорвал заветные цветы.


Позднее эта элегия обрела вторую жизнь с появлением известного стихотворения в прозе «Как хороши, как свежи были розы» Ивана Тургенева, в котором с проникновенной грустью говорится о воспоминаниях ушедшей молодости. Затем оно вдохновило скульптора Владимира Беклемишева на создание мраморной статуи молодой девушки с увядшими цветами в руках. Скульптура возрождает в памяти слова Тургенева: «Легкий ветер тихо тает и переходит в ночь, в теплом воздухе пахнет липой, а на окне, опершись на выпрямленную руку и склонив голову к плечу, сидит девушка и безмолвно и пристально смотрит на небо, как бы выжидая появления первых звезд. Как простодушно-вдохновенны задумчивые глаза, как трогательно-невинны раскрытые вопрошающие губы, как ровно дышит еще не вполне расцветшая, еще ничем не взволнованная грудь, как чист и нежен облик юного лица. Я не дерзаю заговорить с нею, но как она мне дорога, как бьется мое сердце!».

Русский поэт Игорь Северянин, находясь в эмиграции и тяжело переживая разлуку с родиной, в 1925 году написал в отчаянье:

В те времена, когда роились грезы
В сердцах людей, прозрачны и ясны,
Как хороши, как свежи были розы
Моей любви, и славы, и весны!
Прошли лета, и всюду льются слезы...
Нет ни страны, ни тех, кто жил в стране...
Как хороши, как свежи ныне розы
Воспоминаний о минувшем дне!
Но дни идут - уже стихают грозы.
Вернуться в дом Россия ищет троп...
Как хороши, как свежи будут розы,
Моей страной мне брошенные в гроб!


Воспевает розу и французский поэт Теофиль Готье. В стихотворении «Видение розы» он рассказывает о девушке, вернувшейся с первого в жизни бала. Бережно прижимает она к груди алый розовый цветок, который сопутствовал ей целый вечер, и, отдаваясь воспоминаниям, утомленная и взволнованная, засыпает. Девушке кажется, что в окне появляется призрак розы, который, пройдя полупустую комнату, приглашает ее танцевать. Однако танец их обрывается с первыми утренними лучами. Призрак розы начинает таять, и девушка просыпается в печальном недоумении – розы больше нет.

В 1911 году талантливый балетмейстер Михаил Фокин поставил на музыку Вебера хореографическую миниатюру «Видение розы». Роль девушки исполняла Тамара Карсавина – «воплощение поэзии и грации», как называли ее французские газеты. А ее партнером был знаменитый Вацлав Нижинский, который с таким совершенством вел свою партию, что экспансивные поклонницы срывали с его костюма розовые лепестки, нисколько не огорчаясь их искусственным происхождением. В 1967 году Большой театр возродил этот балет.

В мире существует 1000 видов и более 10 000 сортов роз. Но цветок, который мы любим и знаем сейчас, - это больше творение рук человека, чем создание природы. Люди своим трудом и талантом создали множество замечательных сортов, восхищающих богатством красок и тонким ароматом цветов. Особое признание получила казанлыкская роза, которой в Болгарии засеяны огромные площади. Казанлыкская роза содержит душистое эфирное масло, двух капель которого достаточно для получения литра самых дорогих духов.

Роза шествует от сердца к сердцу через века, но какое место занимает в жизни ее прародитель – дикий шиповник, который пышно цветет в густых кустарниковых зарослях по берегам рек и озер? Его цветы состоят из 5 овальных бледно-розовых, белых, желтых или розовых лепестков, которые охраняют, как верные стражи, шипы. Еще в XII веке в песнях миннезингеров говорится о беседке из белого шиповника, в которой могли укрыться двенадцать рыцарей. О шиповнике писал и Константин Паустовский: «По сторонам тропы высокими и крутыми стенами стоял шиповник и цвел таким влажным и алым огнем, что даже ранний солнечный свет, падавший на листву, рядом с цветами шиповника казался холодным и бледным. Казалось, что цветы шиповника навсегда отделились от колючих веток и висят в воздухе, как яркое маленькое пламя».

Белые и желтые цветы шиповника любил французский поэт Шатобриан. Однажды он решил подарить букет любимой женщине и с огорчением увидел, что цветы по дороге увяли. Шатобриан хотел извиниться, но женщина с улыбкой заметила: «Увы, мой друг, цветы умирают раньше, чем слова».

Издавна шиповник славится как естественная кладовая витаминов, ибо природе неизвестно растение, более богатое витамином С, чем плоды шиповника. Они пригодны для приготовления многих кулинарных изделий. А молодые, еще не одеревеневшие побеги добавляют в салаты, гарниры и используют для приготовления первых блюд. Из лепестков же готовят варенье, вкусный чайный напиток и множество отваров, настоев, соков, киселей, квасов и компотов. На Алтае и в Сибири в ход идут и семена растения: их поджаривают, измельчают и заваривают как кофе...

Поэтично и с искренней простотой о шиповнике сказал Николай Холодковский:

В дни роскошного расцвета,
Когда приходит жар и зной,
Шиповник, милый вестник лета,
Пленяет нас своей красой.


«Шипы и розы» - это сочетание боли и радости, ненависти и любви, подлости и верности у всех на устах. Откуда оно? Никто не знает. Возможно, так говорят потому, что когда-то из шиповника была выведена первая роза. Только никто не может ни назвать имя садовника, который это сделал, ни сообщить, когда это произошло. Не менее пяти тысячелетий назад - вот и все, что можно сказать. Французский врач Одо из Мена в старинной книге «О свойствах трав» писал: «Право, цветком из цветов по заслугам считается роза. Все превосходит цветы ароматом она и красою, но не одним ароматом и прелестью роза умеет радовать нас, а полезна обилием целительных качеств».

Так, кто же ты, таинственная роза? Вот как она ответила.

Я – из семейства розоцветных, многолетнее растение, теплолюбивая, но зимой могу жить в помещении. Насчитывается множество моих видов, я росту быстро, достигаю до 50 см в высоту. Я - красивая, могу цвести в цветочном горшке, непременно, глиняном, красивом. В основном, конечно, летом, но могу и зимой, в комнате или оранжерее. Увы, я требую к себе внимания, но при хорошем уходе цвету с июня до осени несколько лет подряд. Для комнаты подходят такие мои разновидности, как полиантовые - многоцветковые – розы, относительно нетребовательные к условиям и устойчивые к болезням.

Предлагаю обратить внимание на сорт «Соnсеrtо» с цветами огненно-красного цвета, обильно покрывающими куст, «Рарillоn Rоsе» с махровыми ароматными цветами. Подходят для закрытых помещений и балконов карликовые розы высотой 20—30 см, мелкие цветы у них собраны в букеты, например, «Ваbу Маsquerade» с цветами, меняющими окраску от желтой до коралловой, «Zwergkonig» — с темно-красными бархатными цветами. Их можно не высаживать в ящики, а прикапывать вместе с горшками.

При выборе сорта предпочтение стоит отдавать низким, хорошо ветвящимся, привитым на «Rоsа multiflora», у которой хорошая корневая система для выращивания в ящиках и кадках. Мы, розы - светолюбивы, нас высаживают на южных, юго-восточных или юго-западных балконах или комнатах с окнами в эти стороны. Почва должна быть плодородной: дерновая и листовая земля, а также перегной в соотношении 1:1:1, с нейтральной реакцией.

Нас нужно регулярно поливать, каждые 2 недели с мая по август вносить подкормки раствором органических или минеральных удобрений. На зиму нас следует, как вы уже знаете, переносить в непромерзающее помещение, в котором должен быть прямой солнечный свет. Как поливать? Зимой - изредка смачивать, летом – обильно. Пересадку необходимо делать ежегодно весной. Горшок - на размер больше, с хорошим дренажем, земляная смесь - дерновая земля, перегной и песок в соотношении 3:1:1. Подкармливать - минеральными и органическими удобрениями весной и летом следует 1 раз в неделю, а зимой и осенью – не надо вообще. Весной, перед началом роста, следует обрезать, оставляя от 3 до 6 почек. Более всех других вредителей я боюсь паутинного клеща.

Хотите размножить розовый кустарник? Это надо делать в мае-июне черенками. Острым ножом срежьте черенки с побегов, на которых есть цветы или с уже отцветших побегов. Нижние листья удалите, оставив 2-3 верхних листа. Горшок наполните влажной смесью, примните и колышком сделайте углубления. В лунку посадите черенки, углубляя их до первого листа, и тщательно примните почву возле них.

Накройте посаженные черенки прозрачным пакетом и поставьте в теплое место - температура почвы должна быть 22-25 градусов. Следите за влажностью почвы - влаги не должно быть много, иначе черенки загниют. Когда появятся новые листочки, снимите пакет и дайте растениям акклиматизироваться. Укоренившиеся черенки рассадите. Летом можно вынести на свежий воздух. Учтите, что на зиму я, роза, сбрасываю листья. Поэтому чаще проветривайте помещение, удаляйте увядшие цветы и старые листья для стимуляции цветения. Учтите, что даже запах роз способствует восстановлению сил, помогает при переутомлении и повышенной нервозности.

Прекрасно уживается в комнате иерихонская роза из семейства крестоцветных. Ее называют «цветком воскресения», потому что в природе она пережидает засушливый сезон в виде скрюченного сухого комочка, но стоит появиться первой влаге, она возвращается к жизни и расправляет свои листья. В июле может даже зацвести и дать семена, которые прорастут при температуре не ниже 18 градусов. В продаже, естественно, бывает в засушенном состоянии. Ее кладут в широкую вазу, наполненную водой комнатной температуры, и держат на солнце в воде, периодически меняя ее. Можно положить в фонтан. Когда дни становятся прохладными, розу вынимают из воды и засушивают до весны.

Заслуживает внимания и «Роза морщинистая» - «Rosa rugosa Thunb». Растет в форме кустарника высотой до двух метров, с густоопушенными побегами и многочисленными опушечными шипами. Листья - морщинистые, темно-зеленые, снизу опушенные, состоят из 5-9 округлых эллиптических зубчатых листочков. Черешки - войлочно-волосистые. Цветки - темно-розовые, реже - белые, одиночные или в соцветии, душистые. Цветет с мая и до глубокой осени. На растении одновременно находятся цветы разных сроков цветения, и плоды разного созревания, то есть, от бутонов и только распустившихся цветов до созревших плодов. Плоды сплюснуто-шаровидные, мясистые, оранжево-красные, с простыми чашелистиками, крупные, 2-2.5 сантиметра в поперечнике, съедобные. Плоды богаты витамином С, каротином и другими ценными веществами. Лепестки используют для приготовления варенья и киселей.

«Роза морщинистая» - морозостойкая, а вот засуху переносит плохо. К почвам особой требовательности не предъявляет. Хорошо переносит стрижку при создании живых изгородей. Очень красива благодаря своим изящным, ароматным цветам и красивым листьям. Может расти одиночными кустами, группами, устойчива к переменам погоды. Долгожитель – достигает возраста 400 лет.

Согласно словарю Ушакова, слово «Роза» происходит от одинаково звучащего латинского «Rose». Ушаков пишет, что это - растение с душистыми широколепестными цветами и стеблем, обычно покрытым шипами. Он приводит также названия - махровая роза, алая роза, дикая роза и слова Некрасова: «Где розы, там и тернии - таков закон судьбы».

«Rosa canina L» или «Роза собачья», или шиповник, представляет собой ветвистый кустарник высотой до 2,5 м. Имеет мощную корневую систему, дугообразно свисающие побеги. Шипы - редкие, у основания расширенные, серповидно изогнутые. Листья - сложные, очередные, состоят из 5-7 крупных эллиптических, по краям пильчатых, голых блестящих листочков. Прилистники часто прирастают к черешку. Цветки двуполые, 5-членные, одиночные или собранные по 2-5 штук в зонтиковидно-метельчатые соцветия. Чашелистики после цветения отгибаются, при созревании опадают. Венчик - бледно-розовый или белый. Цветет 20 дней в конце весны - начале лета. Многочисленные тычинки образуют в большом количестве пыльцу, которую охотно собирают пчелы. Питательные качества пыльцы очень высокие. Нектара цветки почти не выделяют. Произрастает в средней полосе России и южных районах европейской части, а также в Крыму, на Кавказе, в Средней Азии. Встречается в разреженных лесах, между кустарниками, по открытым склонам, на вырубках, по берегам рек и ручьев. Используется в декоративных целях. Плоды имеют лекарственное значение.

Что же приготавливают из роз? Прежде всего, сиропы - натуральный цветочный сироп является тонизирующим, стимулирующим и общеукрепляющим средством. «Каркаде», или «суданская роза», известен с древнейших времен как «эликсир молодости фараонов». Он обладает высокой антиоксидантной активностью и защищает организм от вредного влияния внешней среды. Снимает физическую и умственную усталость, полезен и приятен в любое время года.

Плоды шиповника применяются в народной медицине многие сотни лет и их лечебные свойства широко известны. Они обладают желчегонным, противовоспалительным, мочегонным, противосклеротическим и кровоостанавливающим действием. Повышают активность ферментов, усиливают синтез гормонов, ускоряют процессы регенерации в организме, повышают устойчивость к неблагоприятным воздействиям внешней среды. Шиповник используют как общеукрепляющее средство при инфекционных заболеваниях, малокровии, переломах костей, для усиления потенции, улучшения сна, лечения мочекаменной болезни и воспаления слизистой оболочки желудка. Плоды шиповника содержат глюкозу, органические кислоты, витамины С, В1, В2, Р, РР, К, каротин, дубильные и пектиновые вещества, соли железа, марганца, фосфора.

Вряд ли найдется еще один представитель флоры, ставший главным героем романа. Да еще какого - «Соловей и Роза» Оскара Уайльда. Это – философская притча о любви и ее проявлениях. Соловей, видя страдания «настоящего влюбленного», решает помочь ему найти красную розу, чтобы его любимая отдала ему свое сердце. Он расправляет свои крылышки и летит на лужайку к Розовому Кусту, что растет под окном у Студента. Розовый Куст говорит, что «кровь в его жилах застыла от зимней стужи, мороз побил почки, буря поломала ветки, и в этом году совсем не будет роз».

С горечью Соловей спрашивает: «Есть ли способ получить одну, только одну–единственную розу?». Одна-единственная роза может вырасти, но лишь в том случае, если соловей «обагрит ее кровью сердца». Для этого он должен петь песни «прижавшись грудью к шипу», и, как только шип пронзит сердце, живая кровь перельется в жилы куста, «расцветет красная роза». Соловей понимает, что смерть – это слишком дорогая цена за красную розу, но «Любовь дороже Жизни, и сердце какой-то пташки – ничто в сравнении с человеческим!».

Соловей летит в сад и поет студенту песню о Любви, о ее силе и мудрости, но Студент не понимает песни Соловья. Песню понимает только Дуб, и горько печалится от услышанного. Чем дольше поет Соловей свою песню, тем ярче и больше становится на самом верхнем побеге роза. Бледная, она постепенно будто бы вбирает в себя цвет, и когда шип вонзается в сердце Соловья, роза становится алой, как утренняя заря. Но этого уже не видит Соловей – он лежит мертвый. В полдень Студент распахивает окно и видит великолепную красную розу. Сорвав ее, он бежит к дочери профессора, признается девушке в своей любви и просит ее вечером на балу «приколоть розу поближе к сердцу». Но девушка уже успела полюбить другого. Роза падает на землю и ее давит колесо телеги...

В средние века роза получила еще одно назначение: в Греции, Риме, Китае, позже в германоязычных странах Европы она стала цветком, связанным с похоронами, со смертью. Нередко ее превращали в цветок загробного царства. Черная роза – эмблема печали, венчающая надгробье розовой мечты. Увы...

Роза, по мнению древних, символизирует красоту, совершенство, изящество, радость, любовь, удовольствие, хвалу, славу, пышность, блаженство, аромат, пламенность, гордость, мудрость, молитву, медитацию, тайну, таинство, тишину. Роза выступает как символ солнца, звезд, богини любви и красоты. В Древнем Риме роза связана с Венерой и, как полагали философы, произошла от ее слез. Это – красивая женщина и совсем не случайно большое разнообразие «розовых» имен: Роза, Розина, Розита, Розетта, Розалия, Розалинда, Розамунда, Розабланка.

У арабов роза, наоборот, мужской символ, а в еврейской каббале - образ единства. Роза символизирует число пять, и эта ее особенность отражена в католическом обиходе, где четки и особая молитва по ним называется «Розарий», по латыни - Rosarium, на немецком – Rosenkranz.

«Розарий» соотносится с размышлением о трех «пятерицах» - пяти «радостных», пяти «скорбных» и пяти «славных» таинствах жизни девы Марии, которая и сама почитается как роза или имеет розу своим атрибутом. Роза в католицизме является также атрибутом Иисуса Христа, святого Георгия, святых - Екатерины, Софии, Доротеи и Терезы. Более того, символизирует церковь вообще. В христианстве роза обретает особую символику. Это - милосердие, милость, всепрощение, божественная любовь, мученичество, победа. В средневековом христианском искусстве роза символизирует небесное блаженство, постепенно вытесняя лилию. Свое символическое значение получают и ее элементы: листья - радость, шипы - печаль, сам цветок - слава.

В финале «Божественной комедии» Данте - огромная пламенеющая роза, лепестки которой - души праведных. Роза приобретает особый смысл в философских учениях и утопиях розенкрейцеров и масонов как символ земной чувствительной страсти. Роза невероятно популярна в средневековой куртуазной литературе, европейской любовной лирике, эротической аллегорике XVI-XVIII веков.

Сколько поэтов воспело розу! Брентано в «Романсах о Розарии», где выступают три сестры – Розароза, или алая роза, Розадора, или золотая роза и Розабланка, или белая роза, У. Блейк, Д. Г. Россети, С. Малларме, В. де Лиль-Адан, О. Уайльд, французские поэты-розенкрейцеры, Дж. Джойс, Мандельштам. В 1912 году выходит пьеса Александра Блока «Роза и крест».

Образ розы присутствует во многих произведениях искусства. Это - один из основных и древнейших видов орнамента, мистическая роза на витражах средневековых храмов знаменует «божественную» гармонию мироздания. В Швеции само понятие «народных росписей» обозначается как «rosemalning» или «живопись роз». В барочной живописи XVII века в Испании, Италии, Фландрии розе посвящены символические натюрморты.

Окончание

Лента новостей