Вход Регистрация
ASHKELON.RU - Ашкелон | Израиль | Новости сегодня
пятница, 19 апреля 02:39


Неудача российско-индийского авиационного проекта

Российско-индийское соглашение о совместной разработке и строительстве многоцелевого транспортного самолета Ил-214 было подписано в 2007 году. Это стало первым случаем, когда две страны достигли договоренности о совместном равном долевом финансировании нового проекта в авиастроении. Производство самолета планировалось развернуть как в России, так и в Индии.

Проект планировалось осуществить на совместном российско-индийском предприятии Multirole Transport Aircraft Ltd. Однако 17 марта было объявлено – проект приостановлен, иными словами – закрыт. Сворачивание проекта показывает – Россия и Индия не смогли создать современный транспортный самолет, способный конкурировать с американскими и европейскими аналогами.

Над созданием самолета работали концерн Ильюшин, НПК Иркут и индийская авиастроительная компания Hindustan Aeronautics Limited (HAL). Предполагалось, что Ил-214 заменит в российских и индийских войсках устаревшие самолеты Ан-12.

Так и не родившийся Ил-214 повторил судьбу проекта FGFA (Fifth Generation Fighter Aircraft), создаваемого на базе Т-50 (ПАК ФА), который должен был получить от индийской HAL  авионику (базовое навигационное оборудование), контейнеры лазерного целеуказания, индикаторы на лобовом стекле, системы охлаждения радиолокационной станции, покрышки колес шасси. Но не получил – Индия все это производит, но отстает от передовых стран на 1.5-2 поколения.

Вследствие этого авиационные эксперты заявили - Т-50 не является истребителем пятого поколения.

Но больше всех унизила Т-50 именно Индия, заявив - у самолета множество технологических проблем, среди которых «работа двигателя, надежность радара с активной фазированной решеткой и техническое обеспечение малозаметности».  

Специалисты приводят оценки эффективной площади рассеивания (ЭПР) Т-50 – она составляет от 0.3 до 0.5 квадратного метра. Для сравнения - ЭПР американского истребителя-невидимки F-22 составляет всего лишь 0.0001 квадратного метра, а F-35 – 0.001 квадратного метра.

Эксперты задавались вопросом - почему Индия, а не Китай, стала партнером России при создании самолетов, в то время как Индия значительно опережает Китай в области современных технологий? Если Китай в чем-то и опережает Индию, то в части заявлений о лидерстве.

Что касается проектов России с Индией, то, как представляется, это ошибка выбора – со своими самолетами, имеющими определенные достоинства в части аэродинамических характеристик, Россия должна была обратиться к таким странам как Канада, Бразилия, Израиль, Чехия, создающими современную авионику.

Пример успешного сотрудничества России – летающий Sukhoi Superjet 100, в котором симбиоз современных решений от Boeing, итальянских, немецких и французских фирм.

Судя по всему, «поворот к Индии» определяется политической, а не технологической конъюнктурой. Итог - многоцелевой транспортный самолет Ил-214 был реализован лишь в виде макета – до создания прототипа самолета дело не дошло.

Разгадка разрыва достаточно проста - в конце 2016 года Индия подписала договор о совместной разработке похожего самолета с украинской корпорацией Антонов, у которой уже есть летающий прототип транспортника Ан-178.

Уверен – Россия сделает выводы из создавшихся политико-технологических реалий в пользу технологий.