Вход Регистрация
ASHKELON.RU - Ашкелон | Израиль | Новости сегодня
пятница, 19 апреля 13:24


Кто и когда будет решать демографическую проблему Израиля?

Поддается ли решению демографическая проблема Израиля, конечно, при условии, что ее надо решать?

Или она сама решится?

В этом автор совсем не уверен, и вы поймете – почему.

Размышления на эту тему вызвала публикация Центрального статистического бюро Израиля - прогноз структуры школьного образования на 2017 год.

Прогноз ужасен...

Число учеников в государственном нерелигиозном секторе снизится: с 52% от общего числа детей школьного возраста в 2001 году - до 41% в 2017.

Число учеников в государственных религиозных школах вырастет с 14% в 2001 году - до 15% в 2017.

Число учеников в ультраортодоксальных школах вырастет: с 12% от общего числа детей школьного возраста в 2001 году - до 18% в 2017.

Число учеников в арабском секторе вырастет: с 22% от общего числа детей школьного возраста в 2001 году - до 26% в 2017.

Как видите, для светской части страны ничего радующего глаз нет.

Понятно, что в какой-то момент времени израильское общество может принципиальным образом измениться – изменить статус, потерять (растерять) еврейский характер, утратить свой «почерк».

В пределе, который, все же, вряд ли будет достигнут в обозримом времени, оно (общество) может потерять свои свойства: знания, умения, лидерство в различных областях мировой науки, сферах производства, в частности, технологий.

Чтобы этого не произошло, израильское общество, по логике вещей, должно быть преобразовано.

Для этого оно само, естественным путем, должно выработать новые критерии, чтобы без вмешательства извне изменить естественный процесс.

Есть, на мой взгляд, несколько путей. Но требуется изменение качественных понятий.

Светское общество может, что называется, «опомниться» и начать рожать больше детей, чем сегодня.

Это – не слишком очевидно, маловероятно, но не равно нулю – перед порогом опасности или уже на пороге, при определенных мерах со стороны государства, общество может начать действовать во спасение свое.

Этот процесс не сиюминутный, а продолжительный по времени.

В противном случае, оно будет сокращаться как шагреневая кожа – естественным путем, пока - в один прекрасный день, численность религиозного населения не превысит светскую часть общества.

И даже раньше – посмотрите на пестроту светских израильских политических партий, опишите их цели и задачи, проинтегрируйте по общим (совпадающим) значениям целей и получите ранги опасности.

Таким образом, в две тысячи энном году к власти придет Х-партия, которой сегодня, возможно и нет, но которая образуется на основе расклада по приведенному выше алгоритму.

Но, вполне вероятно, под нее, виртуальную, мимикрирует одна из имеющихся партий.

И это вовсе не обязательно какая-то крупная сегодняшняя партия.

Но вернемся к логике процесса трансформации общества.

Да, Израиль станет более религиозным – бояться этого, наверное, не следует – разве что владельцам специфических магазинов.

Но и им при жизни ничего не грозит – сегмент их клиентов будет деградировать вместе с изменениями в обществе. И эти способные предприниматели, точнее – их внуки, изменят взгляд на общество – вместе с ним, ибо в нем они будут расти.

Это будет логично для тех израильтян, которые будут жить в Израиле через несколько десятков лет.

Трансформация общества – смещение в сторону большей религиозности, приведет к увеличению рождаемости, что снизит или вовсе устранит проблему «конкуренции» с арабским населением и связанные с этим опасения об утрате еврейского характера государства.

Но, сдается мне, в ином случае волноваться будут уже израильские арабы – их, как бы странно вам это не казалось, устраивает совместное проживание с евреями...

И сегодня в семьях религиозных евреев рождается больше детей, чем в семьях израильских арабов.

Другая линия проблемы - вполне ожидаемый результат – снижение качества образования.

Несмотря на то, что оно может быть даже и тогда вполне удовлетворительным, возникнут «пустоты» в исследовательском потенциале многочисленных фирм и компаний Израиля – как национальных, так и зарубежных.

Это привлечет внимание молодежи из религиозной части общества – «пустоты» будут манить к себе и требовать их заполнения.

К примеру, сократится количество научных изобретений.

Но научные школы, технологии производства науки останутся и будут активно работать, требуя подпитки в виде мозгов исследователей.

Свято место пусто не бывает...

Вполне вероятно, что на эти места будут прибывать евреи из-за рубежа, которые (или семьи которых) когда-то не желали репатриироваться - но тогда речь не шла о научной репатриации.

Кроме того, сегодня Израиль теряет значительную часть школьников-израильтян, как правило, светских, родители которых уезжают на работу за рубеж, в основном – в США.

Есть определенная надежда, что религиозная часть общества изменится – в чем-то трансформируется в направлении сближения со светским израильским сегментом.

Следует также учитывать – светский и религиозный сегменты далеко не однородны – в них есть группы, которые на оси «светское/религиозное» расположены рядом или близко друг от друга.

Но есть и крайние - от полного неприятия религии до «Натурей карта», вообще не признающих сам факт существования государства Израиль.

К счастью, они - малочисленны.

Есть еще одно замечание.

Сегодняшняя религиозная часть Израиля во многом есть следствие того, что живет рядом со светским обществом, не признающим религиозных догматов, и, с точки зрения религиозных израильтян, ведет себя вызывающе.

По мере того, как «толщина» светской части будет уменьшаться – что следует из приведенного выше прогноза, расхождения, которых, вообще говоря, не так уж и много, будут сглаживаться.

И хотя до нуля они не сократятся, пограничные слои обеих групп будут сближаться.

К тому же - чтобы восполнить пробел в рядах защитников Родины вследствие сокращения притока светской молодежи, в ЦАХАЛ будет более активно призываться религиозная молодежь.

И это будет естественный процесс - и очень важный фактор сближения позиций.

Увы, автор этого текста не демограф.

А потому, опирается лишь на логику процесса. Но может оказаться – что-то (и даже все) автор понимает неверно.

Ученые-демографы сторонятся вопроса израильской демографии, а те работы, которые есть, с одинаковыми мерками подходят к израильскому обществу и, к примеру, мексиканскому.

А мне кажется, что есть столь принципиальные отличия, в том числе – религиозного и мультинационального характера, которые требуют их учета.

То есть – иных моделей.

Чтобы было понятно – как идти навстречу друг другу, устраняя различия.

Цель – жить, и жить хорошо, не беспокоясь о будущем.

Наконец, последнее.

В Израиле имеет место описанная проблема.

В других странах демографические проблемы ничуть не проще, наоборот – сложнее, ибо связаны с неустранимыми факторами, хотя и иного свойства, но не менее, а часто – более, проблемными, чем израильские.

Но именно в этих странах, нет-нет, да появляются публикации, типа «Израиль вымирает».

Вы будете удивлены - вымирают именно эти страны, но их – по Фрейду, беспокоит Израиль.

Израиль трансформируется, меняет характер, даже образ жизни...

Но не исчезает - и не исчезнет, не развалится на отдельные «княжества».

Светским людям такая трансформация - следующая из прогноза, не нравится.

Но пока ничего в направлении изменения ситуации не делается.