Оскар Нимейер... Закончился век Гения архитектуры
Несколько лет назад мы опубликовали статью о Великом Архитекторе.
Сегодня повторяем ее...
Когда-то, будучи студентом, ожидая книги в Государственной публичной научно-технической библиотеке на Кузнецком мосту, я увидел только что кем-то сданный альбом.
Библиотекарь разрешила мне «посмотреть картинки», я полистал черно-белые фотографии каких-то зданий и подписи на незнакомом мне языке...
Много лет спустя, заглянув в гости к другу, проживавшему на Смоленской площади, был немало удивлен: на полке стоял великолепный том – знаменитая книга Оскара Нимейера «Архитектура и общество», изданная на русском языке.
Я почти не удивился - дом, в котором жил мой друг, кстати - архитектор, был построен знаменитым зодчим Иваном Владиславовичем Жолтовским – академиком, архитектором и знатоком архитектуры.
Смею утверждать - Оскар Нимейер мне открылся.
Я понял его концепцию, фирменный стиль - широкое использование криволинейных форм, обилие света, пространства.
С тех пор я часто повторял за ним: архитектура – это то, что видно после завершения установки основных конструкций, а не то, чем их потом облепят.
Не стало Оскара Нимейера...
Осиротели более 400 зданий в 18 странах – его наследие...
Он скончался в Рио-де-Жанейро, в городе, от которого он когда-то бежал на пустынное плато, где основал – сначала в чертежах, а потом – в стекле и бетоне, город Бразилиа - столицу Бразилии.
Оскар Нимейер, или более полно - Оскар Рибейру ди Алмейда ди Нимейер Соарис Филью, по происхождению - сын португалки и немца.
Он родился в 1907 году в Рио-де-Жанейро в обеспеченной семье. Воспитывался в доме родителей матери. Учился в привилегированном колледже, где впервые проявил интерес к архитектуре.
О его личной жизни известно немногое - первый брак архитектора продлился 76 лет, и когда в 2004 году его супруга скончалась, через 2 года он - в возрасте 99 лет, женился во второй раз. И последний...
Всю свою жизнь знаменитый архитектор ненавидел Германию, откуда бежал его дед с сыном - его отцом, и отказывался печатать свои книги на немецком языке.
Возможно, в этом ключ к его резкому отказу от владеющей в то время умами архитекторов готики - еще, будучи студентом Национальной архитектурной школы, он не пожелал делать дипломный проект в традиционном стиле - прямых линиях, с множеством лепнины, классическими крышами, модными в то время в Европе и уже пришедшими в Латинскую Америку.
Он предложил абстрактные и изогнутые формы. Из чего? Из стекла и железобетона!
И был назван модернистом, а позже его определили как величайшего провидца новой архитектурной формы.
Именно ему в последующие годы поручили проектирование здания ООН в Нью–Йорке.
В этом проекте он знакомится с известным французским архитектором швейцарского происхождения, представителем архитектуры интернационального стиля, пионером послевоенного бетонного строительства Шарлем–Эдуаром Жаннере–Гри.
Не знаете – кто?
Это же Ле Корбюзье!
Злые языки говорят, в первый же момент знакомства, Нимейер, узнав, что Ле Корбюзье родился в Швейцарии, в резкой форме, но вежливо, спросил – вы немец?
О, нет, я – француз! – Гордо, надо полагать, ответил знаменитый архитектор.
В 1956 году Нимейер был назначен главным архитектором Бразилиа - бразильской футуристической столицы, во всех смыслах - нового города, построенного в амазонских джунглях.
И только тогда, почти в 50, стал всемирно известен. Историки архитектуры считают - именно творческая мысль Нимейера сформировала образ современной столицы Бразилии, да и всей страны.
И впервые в истории прикладного искусства, архитектуру связали с образом государства.
В 1988 году он стал лауреатом самой престижной архитектурной награды – Притцкеровской премии, известной как аналог Нобелевской премии по архитектуре.
Оскар Нимейер воспитывался в семье поклонников коммунистических идей, и в 1945 году победу Советского Союза во Второй мировой войне отнес на счет «самой сильной в мире идеологии».
И в том же году вступил в коммунистическую партию Бразилии и даже был ее председателем (1992-1996).
Долгое время его любимым выражением было - «...жизнь важнее, чем архитектура, она ничего не может изменить, а жизнь меняет архитектуру до неузнаваемости».
Покинув пост председателя коммунистической партии Бразилии, словно сбросив с плеч груз идеологии, Мастер возвел Музей Современного искусства в Нитерое, Национальную библиотеку и Национальный музей в Бразилиа.
Нимейер, по мнению Жуселио ди Оливейры - президента Бразилии в 1956-1961 годах, стал для Бразилии тем же, чем Микеланджело для Ватикана.
Перечислить все творения Великого Нимейера – невозможно.
Но некоторые мы, все же, выделим.
Это собственный дом Нимейера в пригороде Рио-де Жанейро (1953 год), больница «Южная Америка» (1952—1959), жилой дом «Башня Нимейера» (1954) и жилой комплекс в Белу-Оризонти (1951—1962), знаменитое здание кондитерской фабрики (1950), бизнес-центр Монреаль (1950), жилые дома «Эйфель» (1955) и «Копан» (1951—1965), комплекс международной выставки (1951—1954) в Сан-Паулу.
Из крупных нереализованных проектов этого времени достоин внимания музей современного искусства в Каракасе (1955), спроектированный в виде перевернутой четырехгранной пирамиды.
Гениальность Нимейера проявилась в создании генерального плана (1957 год, совместно с Лусио Коста) застройки Бразилиа - будущей новой столицы страны.
Пожалуй, впервые в мире архитектор сумел построить концептуальный город – без хаотичной застройки, с прекрасными и оригинальными транспортными развязками, строгий и контрастный, светлый, с учетом розы ветров.
Получилось выразительно: контраст необычных форм - купольные, пирамидальные, чашеобразные объемы, стреловидные колонны.
Правительственный центр заметно выделяется на фоне, подчеркнуто строгих, правильных геометрических форм жилых комплексов.
Нимейер «виден» в президентском дворце «Алворада» (1958), международном «Палас-отеле» (1958).
Его идеями наполнены дворцы - правительства «Планальто» (1960), Верховного суда (1960), Национального конгресса (1960), здания министерств (1960), кафедральный собор (1960—1970), театр (1962), отель «Насионал» (1962), больница (1962), дворец Правосудия (1970), министерство обороны (1974), резиденция вице-президента (1974).
Нимейер пластичен, выразителен, функционален и конструктивен, рационален.
Кроме того, что он изобрел новые архитектурной формы, Нимейер неожиданно стал создавать контрастные объемы, словно сопоставляя их.
И самое удивительное – ввел необычные сочетания цветов, и совсем удивил – даже критиков, включив в архитектурную композицию произведения смежных искусств.
С 1964 по 1985 годы он жил в эмиграции - во Франции, выразив, таким образом, протест военной диктатуре, не прерывая, тем не менее, строительства общественных зданий Бразилиа.
Итогом своей жизни Мастер, живописец по камню, стеклу и бетону, может быть доволен: он оставил след на века – как в теории архитектуры, так и в зданиях, которые, словно огромные белые птицы, выплывают из-за горизонта навстречу каждому, кто приближается к столице Бразилии.
И сразу понимаешь – это Оскар Нимейер, и век его - Гения архитектуры, не закончился.
Сегодня повторяем ее...
Когда-то, будучи студентом, ожидая книги в Государственной публичной научно-технической библиотеке на Кузнецком мосту, я увидел только что кем-то сданный альбом.
Библиотекарь разрешила мне «посмотреть картинки», я полистал черно-белые фотографии каких-то зданий и подписи на незнакомом мне языке...
Много лет спустя, заглянув в гости к другу, проживавшему на Смоленской площади, был немало удивлен: на полке стоял великолепный том – знаменитая книга Оскара Нимейера «Архитектура и общество», изданная на русском языке.
Я почти не удивился - дом, в котором жил мой друг, кстати - архитектор, был построен знаменитым зодчим Иваном Владиславовичем Жолтовским – академиком, архитектором и знатоком архитектуры.
Смею утверждать - Оскар Нимейер мне открылся.
Я понял его концепцию, фирменный стиль - широкое использование криволинейных форм, обилие света, пространства.
С тех пор я часто повторял за ним: архитектура – это то, что видно после завершения установки основных конструкций, а не то, чем их потом облепят.
Не стало Оскара Нимейера...
Осиротели более 400 зданий в 18 странах – его наследие...
Он скончался в Рио-де-Жанейро, в городе, от которого он когда-то бежал на пустынное плато, где основал – сначала в чертежах, а потом – в стекле и бетоне, город Бразилиа - столицу Бразилии.
Оскар Нимейер, или более полно - Оскар Рибейру ди Алмейда ди Нимейер Соарис Филью, по происхождению - сын португалки и немца.
Он родился в 1907 году в Рио-де-Жанейро в обеспеченной семье. Воспитывался в доме родителей матери. Учился в привилегированном колледже, где впервые проявил интерес к архитектуре.
О его личной жизни известно немногое - первый брак архитектора продлился 76 лет, и когда в 2004 году его супруга скончалась, через 2 года он - в возрасте 99 лет, женился во второй раз. И последний...
Всю свою жизнь знаменитый архитектор ненавидел Германию, откуда бежал его дед с сыном - его отцом, и отказывался печатать свои книги на немецком языке.
Возможно, в этом ключ к его резкому отказу от владеющей в то время умами архитекторов готики - еще, будучи студентом Национальной архитектурной школы, он не пожелал делать дипломный проект в традиционном стиле - прямых линиях, с множеством лепнины, классическими крышами, модными в то время в Европе и уже пришедшими в Латинскую Америку.
Он предложил абстрактные и изогнутые формы. Из чего? Из стекла и железобетона!
И был назван модернистом, а позже его определили как величайшего провидца новой архитектурной формы.
Именно ему в последующие годы поручили проектирование здания ООН в Нью–Йорке.
В этом проекте он знакомится с известным французским архитектором швейцарского происхождения, представителем архитектуры интернационального стиля, пионером послевоенного бетонного строительства Шарлем–Эдуаром Жаннере–Гри.
Не знаете – кто?
Это же Ле Корбюзье!
Злые языки говорят, в первый же момент знакомства, Нимейер, узнав, что Ле Корбюзье родился в Швейцарии, в резкой форме, но вежливо, спросил – вы немец?
О, нет, я – француз! – Гордо, надо полагать, ответил знаменитый архитектор.
В 1956 году Нимейер был назначен главным архитектором Бразилиа - бразильской футуристической столицы, во всех смыслах - нового города, построенного в амазонских джунглях.
И только тогда, почти в 50, стал всемирно известен. Историки архитектуры считают - именно творческая мысль Нимейера сформировала образ современной столицы Бразилии, да и всей страны.
И впервые в истории прикладного искусства, архитектуру связали с образом государства.
В 1988 году он стал лауреатом самой престижной архитектурной награды – Притцкеровской премии, известной как аналог Нобелевской премии по архитектуре.
Оскар Нимейер воспитывался в семье поклонников коммунистических идей, и в 1945 году победу Советского Союза во Второй мировой войне отнес на счет «самой сильной в мире идеологии».
И в том же году вступил в коммунистическую партию Бразилии и даже был ее председателем (1992-1996).
Долгое время его любимым выражением было - «...жизнь важнее, чем архитектура, она ничего не может изменить, а жизнь меняет архитектуру до неузнаваемости».
Покинув пост председателя коммунистической партии Бразилии, словно сбросив с плеч груз идеологии, Мастер возвел Музей Современного искусства в Нитерое, Национальную библиотеку и Национальный музей в Бразилиа.
Нимейер, по мнению Жуселио ди Оливейры - президента Бразилии в 1956-1961 годах, стал для Бразилии тем же, чем Микеланджело для Ватикана.
Перечислить все творения Великого Нимейера – невозможно.
Но некоторые мы, все же, выделим.
Это собственный дом Нимейера в пригороде Рио-де Жанейро (1953 год), больница «Южная Америка» (1952—1959), жилой дом «Башня Нимейера» (1954) и жилой комплекс в Белу-Оризонти (1951—1962), знаменитое здание кондитерской фабрики (1950), бизнес-центр Монреаль (1950), жилые дома «Эйфель» (1955) и «Копан» (1951—1965), комплекс международной выставки (1951—1954) в Сан-Паулу.
Из крупных нереализованных проектов этого времени достоин внимания музей современного искусства в Каракасе (1955), спроектированный в виде перевернутой четырехгранной пирамиды.
Гениальность Нимейера проявилась в создании генерального плана (1957 год, совместно с Лусио Коста) застройки Бразилиа - будущей новой столицы страны.
Пожалуй, впервые в мире архитектор сумел построить концептуальный город – без хаотичной застройки, с прекрасными и оригинальными транспортными развязками, строгий и контрастный, светлый, с учетом розы ветров.
Получилось выразительно: контраст необычных форм - купольные, пирамидальные, чашеобразные объемы, стреловидные колонны.
Правительственный центр заметно выделяется на фоне, подчеркнуто строгих, правильных геометрических форм жилых комплексов.
Нимейер «виден» в президентском дворце «Алворада» (1958), международном «Палас-отеле» (1958).
Его идеями наполнены дворцы - правительства «Планальто» (1960), Верховного суда (1960), Национального конгресса (1960), здания министерств (1960), кафедральный собор (1960—1970), театр (1962), отель «Насионал» (1962), больница (1962), дворец Правосудия (1970), министерство обороны (1974), резиденция вице-президента (1974).
Нимейер пластичен, выразителен, функционален и конструктивен, рационален.
Кроме того, что он изобрел новые архитектурной формы, Нимейер неожиданно стал создавать контрастные объемы, словно сопоставляя их.
И самое удивительное – ввел необычные сочетания цветов, и совсем удивил – даже критиков, включив в архитектурную композицию произведения смежных искусств.
С 1964 по 1985 годы он жил в эмиграции - во Франции, выразив, таким образом, протест военной диктатуре, не прерывая, тем не менее, строительства общественных зданий Бразилиа.
Итогом своей жизни Мастер, живописец по камню, стеклу и бетону, может быть доволен: он оставил след на века – как в теории архитектуры, так и в зданиях, которые, словно огромные белые птицы, выплывают из-за горизонта навстречу каждому, кто приближается к столице Бразилии.
И сразу понимаешь – это Оскар Нимейер, и век его - Гения архитектуры, не закончился.
Похожие материалы
- Хакеры взломали сайт государственного архива Израиля и удалили информацию с 2020 года
- Архитектурный проект комплекса Биньямин в Ашкелоне одобрен властями
- На старте строительство нового Молодежного городка в Ашкелоне
- День подачи проектов по специальности «Архитектура» в средней школе Ор Чая
- На периферии впервые будут осуществлены крупные проекты городского обновления