«Христос в Эммаусе», или похищение в Датском королевстве
Статья из архива от 2013 года
Утром 11 марта служка церкви в пригороде Ринкебинга Датского королевства обнаружил пропажу полотна «Христос в Эммаусе».
Эмиль Нольде. Слева - Автопортрет. Справа - Христос в Эммаусе, похищенная картина
Церковь – особенная, открыта для публики в любое время, даже в ночное, и ранее никогда не охранялась.
В помещении церкви нет видеонаблюдения.
Никаких свидетельств взлома на месте преступления не осталось.
Как теперь говорит викарий церкви, служащие никогда не рассматривали храм как художественный музей, и каждый имел возможность войти внутрь и побыть в церкви, в том числе – и в одиночку.
«Христос в Эммаусе» принадлежит кисти Эмиля Нольде.
Мастер написал полотно в 1904 году по заказу местной церкви.
110 лет назад его работу оценили в 340 крон.
Сегодня полотно оценивается экспертами в 10 млн крон или 1.8 млн долларов.
Картина имеет размеры 60х80 см и являлась частью алтаря.
Рембрандт. Христос в Эммаусе. Лейден, Амстердам, Холст, 50х64 см. Конфискована во время Великой французской революции
Все столетие картина «Христос в Эммаусе» провела в одной церкви, пока воры не сняли ее при помощи обычной отвертки.
Кстати, картин с таким названием – много, как принадлежащих кисти Великих Мастеров, так и руке Великих Копиистов.
...После Воскресения Христос сначала явился Марии Магдалине, повелев, чтобы она сообщила о Воскресении апостолам. Однако апостолы не поверили Магдалине. Перед тем, как показаться перед всеми апостолами, Христос явился апостолам Луке и Клеопе по дороге в Эммаус (город в окрестностях Иерусалима). Лука и Клеопа сначала не узнали Христа и поняли, кто перед ними, лишь когда он преломил хлеб и подал им.
Тициан. Христос в Эммаусе, ок. 1535. Лувр
Этот эпизод подробно описан в 24-й главе Евангелия от Луки. Вот отрывок из него:
«В тот же день двое из них шли в селение, отстоящее стадий на шестьдесят от Иерусалима, называемое Эммаус; и разговаривали между собою о всех сих событиях. И когда они разговаривали и рассуждали между собою, и Сам Иисус, приблизившись, пошел с ними. Но глаза их были удержаны, так что они не узнали Его. Он же сказал им: о чем это вы, идя, рассуждаете между собою, и отчего вы печальны? Один из них, именем Клеопа, сказал Ему в ответ: неужели Ты один из пришедших в Иерусалим не знаешь о происшедшем в нем в эти дни?»...
Настоящее имя Эмиля Нольде - Ганс Эмиль Хансен (1867-1956). Он - один из самых известных немецких художников-экспрессионистов, график.
Его любимая техника – акварель, и искусствоведы считают его одним из величайших акварелистов XX века.
Паоло Веронезе (Кальяри). Христос в Эммаусе (Supper in Emmaus), 1559
Эмиль Нольде известен как Мастер, так называемой, «энергичной манеры письма».
Ему свойственен выразительный выбор цветов.
Эмиль Нольде не любил, когда его называли экспрессионистом.
В одной из своих статей он признался, что «вздохнул свободнее, когда на это название стали претендовать футуристы и конструктивисты».
Их он не особенно уважал...
Паскаль Даньян-Буве. Христос в Эммаусе
Нольде всю жизнь был «одиноким художником».
Из-за разнообразия в технике и сюжетных линий, Живописца часто помещали в какую-либо творческую группу, которых за его жизнь было много.
Но ирония в том, что сам он всегда сторонился художественных групп.
Среди специалистов бытует легенда, будто он когда-то ненадолго примкнул к «Мосту», затем к «Синему всаднику».
Но члены этих групп считали Нольде - уникального художника, странным и нелюдимым человеком, который нуждается в поучениях.
Слева - Гюстав Доре. Путь в Эммаус, справа - Альбрехт Дюрер. Христос в Эммаусе
Однако Мастер был иного мнения и ни в одной из групп не прижился.
Эмиля Нольде, несмотря на его нелюбовь к определениям, считают характерным экспрессионистом, художником ярко выраженных активных переживаний, Мастером открытости в выражении своих чувств.
Сюжеты Нольде имеют религиозный смысл.
Описывая его характер и образ жизни, современники, в частности - критик Вильгельм Гаузенштейн, указывают – он был вечно недоволен собой, погружен в меланхолию, и живопись была единственным средством выхода его внутренней энергии, способом освобождения от оков сомнений.
Единственной возможностью жить...
Эмиль Нольде много работал в гравюре.
Йозеф фон Фюрих. Путь в Эммаус
В начале творческого пути он использовал технику «сухой иглы» (одна из разновидностей углубленной гравюры), затем ксилографию (древнейшую технику гравирования) с ее резкими сопоставлениями черного и белого, несколько грубыми, будто «вырубленными топором» скульптурными формами.
Это - его запоминающийся «Пророк» (1912) с трагическим взором глубоко запавших глаз.
Но, как было сказано выше, ему особенно удавались религиозные композиции.
«Тайная вечеря» (1909), «Распятие» (1911—1912), «Положение во гроб» (1913)...
Его манера - экстатичность, его достоинство - сила воздействия на зрителя.
Герои его произведений близки религиозным людям, они будто стоят рядом, вплотную к ним.
Leon Augustin Lhermitte. Христос в Эммаусе
Его любимая тема - история предательства и мучений, которые, как он считал, являются человеческими инстинктами.
Нольде написал однажды: «Инстинкт в десять раз важнее знания».
Не станем обсуждать мнение покойного Мастера, но факт – в своих полотнах он следовал своему (философскому) видению мира.
Он стремился уйти от объективности знания к полноте мистического переживания судьбы Христа.
Христос Нольде — это Христос «крестьянский», спустившийся на самое дно мира, чтобы возвысить его.
Albert Houthuesen. Христос в Эммаусе
Образы Нольде, трагичные, порой до безысходности, заставляют вспомнить слова Библии...
Нольде с кистью в руках был во власти религиозных чувств и стремлении познать истину...
Вильгельм Гаузенштейн: «Нольде пишет горячими красками, которые как будто выломаны прямо из грубой земли, взяты из глубины лиловых озер, выдавлены из волчьих ягод».
Эмиль Нольде не писал портретов своих современников – не любил конкретность, стремился уйти от нее к своим мыслям.
Изображения человека у него символичны, по его словам - «по ту сторону понимания и знания» и вне времен.
Отто Менгельберг. Путь в Эммаус
Таковы его полотна «Дьявол и ученый», «Обнаженная и евнух», «Брат и сестра».
Но в своих выдуманных героев он всегда вселял человеческую душу.
Нольде – Мастер пейзажа.
Природу он очень любил, она была для него - пространством переживания.
В его пейзажах всегда есть небо, часто - в драматическом состоянии, перед грозой, с рваными силуэтами свинцовых туч.
Слева - Карл Блох. Христос в Эммаусе, справа - Путь в Эммаус. Витраж
Природа у Нольде - торжественна и значительна, человеку в ней места он не отводит, но деяния людей есть – протоптанные дороги, дома, мельницы, лодки...
Природа Нольде красочна, но что удивительно - не декоративна, без элементов торжественности, чаще всего – даже обыденная.
Но всегда много света, красочных пятен, и от этого – радость жизни, духа, «дикой красоты»...
Любопытно, в 20 пейзажах одного и того же вида «Осеннего моря» (1911), у Нольде нет двух одинаковых, на всех картинах изображены различные атмосферные состояния.
Если говорить о Нольде и больших городах – а это тема, общая для всех экспрессионистов, то его город - только Гамбург - таинственный, фантасмагорический, портовый, с желтолицыми матросами-китайцами, женщинами в припортовых улочках с пьяными бюргерами.
Христос в Эммаусе. Икона
Среди «странных картин» Нольде - «Мальчики-папуасы» (1913—14) – странные, словно вырубленные из куска эбонитового дерева, нарочно небрежно, но серьезные, с отчаянием одиночества на странно выписанных умных лицах, запоминающихся, ибо не соответствуют всему остальному.
В поздние годы жизни Нольде пишет не только пейзажи, но и натюрморты с цветами, часто акварели — и в этой технике художник достиг совершенства.
Особенно хороши красные маки и лиловые тюльпаны – чистый цвет, светлый, свободный и прекрасный, без свойственного ему драматизма, экспрессии.
Вы видите талантливо исполненную копию Великого Копииста Ван Меегерена. Христос в Эммаусе
Гаузенштейн описывает – Нольде порой уничтожал свои работы, чтобы освободиться от их экспрессии, словно она преследовала своего Мастера.
Легкие, импровизированные акварели на влажной японской бумаге – по мнению искусствоведов, самая светлая часть его творческого наследия.
Есть у Эмиля Нольде и темная часть жизни – в коричневых тонах: им овладели идеи «немецкого национального духа», «нордического» искусства, что привело художника к членству в нацистской партии.
Питер Корнелиус ван Рейк. Христос в Эммаусе
Но его иллюзия соединения подлинного искусства с тоталитарным режимом потерпела крах - он был заклеймен режимом как вырожденец и отступник.
И Нольде подвергли запрету на творчество.
Оказалось, по идеологическим убеждениям - Нольде был нацистом, но при этом не соглашался с методами фашистов.
...А пока похищенную в Датском королевстве с алтаря церкви картину «Христос в Эммаусе» ищут. И вряд ли найдут...
Утром 11 марта служка церкви в пригороде Ринкебинга Датского королевства обнаружил пропажу полотна «Христос в Эммаусе».
Эмиль Нольде. Слева - Автопортрет. Справа - Христос в Эммаусе, похищенная картина
Церковь – особенная, открыта для публики в любое время, даже в ночное, и ранее никогда не охранялась.
В помещении церкви нет видеонаблюдения.
Никаких свидетельств взлома на месте преступления не осталось.
Как теперь говорит викарий церкви, служащие никогда не рассматривали храм как художественный музей, и каждый имел возможность войти внутрь и побыть в церкви, в том числе – и в одиночку.
«Христос в Эммаусе» принадлежит кисти Эмиля Нольде.
Мастер написал полотно в 1904 году по заказу местной церкви.
110 лет назад его работу оценили в 340 крон.
Сегодня полотно оценивается экспертами в 10 млн крон или 1.8 млн долларов.
Картина имеет размеры 60х80 см и являлась частью алтаря.
Рембрандт. Христос в Эммаусе. Лейден, Амстердам, Холст, 50х64 см. Конфискована во время Великой французской революции
Все столетие картина «Христос в Эммаусе» провела в одной церкви, пока воры не сняли ее при помощи обычной отвертки.
Кстати, картин с таким названием – много, как принадлежащих кисти Великих Мастеров, так и руке Великих Копиистов.
...После Воскресения Христос сначала явился Марии Магдалине, повелев, чтобы она сообщила о Воскресении апостолам. Однако апостолы не поверили Магдалине. Перед тем, как показаться перед всеми апостолами, Христос явился апостолам Луке и Клеопе по дороге в Эммаус (город в окрестностях Иерусалима). Лука и Клеопа сначала не узнали Христа и поняли, кто перед ними, лишь когда он преломил хлеб и подал им.
Тициан. Христос в Эммаусе, ок. 1535. Лувр
Этот эпизод подробно описан в 24-й главе Евангелия от Луки. Вот отрывок из него:
«В тот же день двое из них шли в селение, отстоящее стадий на шестьдесят от Иерусалима, называемое Эммаус; и разговаривали между собою о всех сих событиях. И когда они разговаривали и рассуждали между собою, и Сам Иисус, приблизившись, пошел с ними. Но глаза их были удержаны, так что они не узнали Его. Он же сказал им: о чем это вы, идя, рассуждаете между собою, и отчего вы печальны? Один из них, именем Клеопа, сказал Ему в ответ: неужели Ты один из пришедших в Иерусалим не знаешь о происшедшем в нем в эти дни?»...
Настоящее имя Эмиля Нольде - Ганс Эмиль Хансен (1867-1956). Он - один из самых известных немецких художников-экспрессионистов, график.
Его любимая техника – акварель, и искусствоведы считают его одним из величайших акварелистов XX века.
Паоло Веронезе (Кальяри). Христос в Эммаусе (Supper in Emmaus), 1559
Эмиль Нольде известен как Мастер, так называемой, «энергичной манеры письма».
Ему свойственен выразительный выбор цветов.
Эмиль Нольде не любил, когда его называли экспрессионистом.
В одной из своих статей он признался, что «вздохнул свободнее, когда на это название стали претендовать футуристы и конструктивисты».
Их он не особенно уважал...
Паскаль Даньян-Буве. Христос в Эммаусе
Нольде всю жизнь был «одиноким художником».
Из-за разнообразия в технике и сюжетных линий, Живописца часто помещали в какую-либо творческую группу, которых за его жизнь было много.
Но ирония в том, что сам он всегда сторонился художественных групп.
Среди специалистов бытует легенда, будто он когда-то ненадолго примкнул к «Мосту», затем к «Синему всаднику».
Но члены этих групп считали Нольде - уникального художника, странным и нелюдимым человеком, который нуждается в поучениях.
Слева - Гюстав Доре. Путь в Эммаус, справа - Альбрехт Дюрер. Христос в Эммаусе
Однако Мастер был иного мнения и ни в одной из групп не прижился.
Эмиля Нольде, несмотря на его нелюбовь к определениям, считают характерным экспрессионистом, художником ярко выраженных активных переживаний, Мастером открытости в выражении своих чувств.
Сюжеты Нольде имеют религиозный смысл.
Описывая его характер и образ жизни, современники, в частности - критик Вильгельм Гаузенштейн, указывают – он был вечно недоволен собой, погружен в меланхолию, и живопись была единственным средством выхода его внутренней энергии, способом освобождения от оков сомнений.
Единственной возможностью жить...
Эмиль Нольде много работал в гравюре.
Йозеф фон Фюрих. Путь в Эммаус
В начале творческого пути он использовал технику «сухой иглы» (одна из разновидностей углубленной гравюры), затем ксилографию (древнейшую технику гравирования) с ее резкими сопоставлениями черного и белого, несколько грубыми, будто «вырубленными топором» скульптурными формами.
Это - его запоминающийся «Пророк» (1912) с трагическим взором глубоко запавших глаз.
Но, как было сказано выше, ему особенно удавались религиозные композиции.
«Тайная вечеря» (1909), «Распятие» (1911—1912), «Положение во гроб» (1913)...
Его манера - экстатичность, его достоинство - сила воздействия на зрителя.
Герои его произведений близки религиозным людям, они будто стоят рядом, вплотную к ним.
Leon Augustin Lhermitte. Христос в Эммаусе
Его любимая тема - история предательства и мучений, которые, как он считал, являются человеческими инстинктами.
Нольде написал однажды: «Инстинкт в десять раз важнее знания».
Не станем обсуждать мнение покойного Мастера, но факт – в своих полотнах он следовал своему (философскому) видению мира.
Он стремился уйти от объективности знания к полноте мистического переживания судьбы Христа.
Христос Нольде — это Христос «крестьянский», спустившийся на самое дно мира, чтобы возвысить его.
Albert Houthuesen. Христос в Эммаусе
Образы Нольде, трагичные, порой до безысходности, заставляют вспомнить слова Библии...
Нольде с кистью в руках был во власти религиозных чувств и стремлении познать истину...
Вильгельм Гаузенштейн: «Нольде пишет горячими красками, которые как будто выломаны прямо из грубой земли, взяты из глубины лиловых озер, выдавлены из волчьих ягод».
Эмиль Нольде не писал портретов своих современников – не любил конкретность, стремился уйти от нее к своим мыслям.
Изображения человека у него символичны, по его словам - «по ту сторону понимания и знания» и вне времен.
Отто Менгельберг. Путь в Эммаус
Таковы его полотна «Дьявол и ученый», «Обнаженная и евнух», «Брат и сестра».
Но в своих выдуманных героев он всегда вселял человеческую душу.
Нольде – Мастер пейзажа.
Природу он очень любил, она была для него - пространством переживания.
В его пейзажах всегда есть небо, часто - в драматическом состоянии, перед грозой, с рваными силуэтами свинцовых туч.
Слева - Карл Блох. Христос в Эммаусе, справа - Путь в Эммаус. Витраж
Природа у Нольде - торжественна и значительна, человеку в ней места он не отводит, но деяния людей есть – протоптанные дороги, дома, мельницы, лодки...
Природа Нольде красочна, но что удивительно - не декоративна, без элементов торжественности, чаще всего – даже обыденная.
Но всегда много света, красочных пятен, и от этого – радость жизни, духа, «дикой красоты»...
Любопытно, в 20 пейзажах одного и того же вида «Осеннего моря» (1911), у Нольде нет двух одинаковых, на всех картинах изображены различные атмосферные состояния.
Если говорить о Нольде и больших городах – а это тема, общая для всех экспрессионистов, то его город - только Гамбург - таинственный, фантасмагорический, портовый, с желтолицыми матросами-китайцами, женщинами в припортовых улочках с пьяными бюргерами.
Христос в Эммаусе. Икона
Среди «странных картин» Нольде - «Мальчики-папуасы» (1913—14) – странные, словно вырубленные из куска эбонитового дерева, нарочно небрежно, но серьезные, с отчаянием одиночества на странно выписанных умных лицах, запоминающихся, ибо не соответствуют всему остальному.
В поздние годы жизни Нольде пишет не только пейзажи, но и натюрморты с цветами, часто акварели — и в этой технике художник достиг совершенства.
Особенно хороши красные маки и лиловые тюльпаны – чистый цвет, светлый, свободный и прекрасный, без свойственного ему драматизма, экспрессии.
Вы видите талантливо исполненную копию Великого Копииста Ван Меегерена. Христос в Эммаусе
Гаузенштейн описывает – Нольде порой уничтожал свои работы, чтобы освободиться от их экспрессии, словно она преследовала своего Мастера.
Легкие, импровизированные акварели на влажной японской бумаге – по мнению искусствоведов, самая светлая часть его творческого наследия.
Есть у Эмиля Нольде и темная часть жизни – в коричневых тонах: им овладели идеи «немецкого национального духа», «нордического» искусства, что привело художника к членству в нацистской партии.
Питер Корнелиус ван Рейк. Христос в Эммаусе
Но его иллюзия соединения подлинного искусства с тоталитарным режимом потерпела крах - он был заклеймен режимом как вырожденец и отступник.
И Нольде подвергли запрету на творчество.
Оказалось, по идеологическим убеждениям - Нольде был нацистом, но при этом не соглашался с методами фашистов.
...А пока похищенную в Датском королевстве с алтаря церкви картину «Христос в Эммаусе» ищут. И вряд ли найдут...
Похожие материалы
- 25-летний мужчина и его 19-летняя подружка обвиняются в похищении и попытке убийства 12-летней девочки
- Мэр об освобождении ашкелонцев из ХАМАСовского плена
- Звезда соцсетей показала ужас похищения израильских женщин
- Сотрудника больницы Ихилов похитили прямо с рабочего места из-за денежного долга
- Пока не вернешься! Ашкелон требует вернуть похищенного Алекса Лобанова