«Христос в Эммаусе», или похищение в Датском королевстве
Статья из архива от 2013 года
Утром 11 марта служка церкви в пригороде Ринкебинга Датского королевства обнаружил пропажу полотна «Христос в Эммаусе».
Эмиль Нольде. Слева - Автопортрет. Справа - Христос в Эммаусе, похищенная картина
Церковь – особенная, открыта для публики в любое время, даже в ночное, и ранее никогда не охранялась.
В помещении церкви нет видеонаблюдения.
Никаких свидетельств взлома на месте преступления не осталось.
Как теперь говорит викарий церкви, служащие никогда не рассматривали храм как художественный музей, и каждый имел возможность войти внутрь и побыть в церкви, в том числе – и в одиночку.
«Христос в Эммаусе» принадлежит кисти Эмиля Нольде.
Мастер написал полотно в 1904 году по заказу местной церкви.
110 лет назад его работу оценили в 340 крон.
Сегодня полотно оценивается экспертами в 10 млн крон или 1.8 млн долларов.
Картина имеет размеры 60х80 см и являлась частью алтаря.
Рембрандт. Христос в Эммаусе. Лейден, Амстердам, Холст, 50х64 см. Конфискована во время Великой французской революции
Все столетие картина «Христос в Эммаусе» провела в одной церкви, пока воры не сняли ее при помощи обычной отвертки.
Кстати, картин с таким названием – много, как принадлежащих кисти Великих Мастеров, так и руке Великих Копиистов.
...После Воскресения Христос сначала явился Марии Магдалине, повелев, чтобы она сообщила о Воскресении апостолам. Однако апостолы не поверили Магдалине. Перед тем, как показаться перед всеми апостолами, Христос явился апостолам Луке и Клеопе по дороге в Эммаус (город в окрестностях Иерусалима). Лука и Клеопа сначала не узнали Христа и поняли, кто перед ними, лишь когда он преломил хлеб и подал им.
Тициан. Христос в Эммаусе, ок. 1535. Лувр
Этот эпизод подробно описан в 24-й главе Евангелия от Луки. Вот отрывок из него:
«В тот же день двое из них шли в селение, отстоящее стадий на шестьдесят от Иерусалима, называемое Эммаус; и разговаривали между собою о всех сих событиях. И когда они разговаривали и рассуждали между собою, и Сам Иисус, приблизившись, пошел с ними. Но глаза их были удержаны, так что они не узнали Его. Он же сказал им: о чем это вы, идя, рассуждаете между собою, и отчего вы печальны? Один из них, именем Клеопа, сказал Ему в ответ: неужели Ты один из пришедших в Иерусалим не знаешь о происшедшем в нем в эти дни?»...
Настоящее имя Эмиля Нольде - Ганс Эмиль Хансен (1867-1956). Он - один из самых известных немецких художников-экспрессионистов, график.
Его любимая техника – акварель, и искусствоведы считают его одним из величайших акварелистов XX века.
Паоло Веронезе (Кальяри). Христос в Эммаусе (Supper in Emmaus), 1559
Эмиль Нольде известен как Мастер, так называемой, «энергичной манеры письма».
Ему свойственен выразительный выбор цветов.
Эмиль Нольде не любил, когда его называли экспрессионистом.
В одной из своих статей он признался, что «вздохнул свободнее, когда на это название стали претендовать футуристы и конструктивисты».
Их он не особенно уважал...
Паскаль Даньян-Буве. Христос в Эммаусе
Нольде всю жизнь был «одиноким художником».
Из-за разнообразия в технике и сюжетных линий, Живописца часто помещали в какую-либо творческую группу, которых за его жизнь было много.
Но ирония в том, что сам он всегда сторонился художественных групп.
Среди специалистов бытует легенда, будто он когда-то ненадолго примкнул к «Мосту», затем к «Синему всаднику».
Но члены этих групп считали Нольде - уникального художника, странным и нелюдимым человеком, который нуждается в поучениях.
Слева - Гюстав Доре. Путь в Эммаус, справа - Альбрехт Дюрер. Христос в Эммаусе
Однако Мастер был иного мнения и ни в одной из групп не прижился.
Эмиля Нольде, несмотря на его нелюбовь к определениям, считают характерным экспрессионистом, художником ярко выраженных активных переживаний, Мастером открытости в выражении своих чувств.
Сюжеты Нольде имеют религиозный смысл.
Описывая его характер и образ жизни, современники, в частности - критик Вильгельм Гаузенштейн, указывают – он был вечно недоволен собой, погружен в меланхолию, и живопись была единственным средством выхода его внутренней энергии, способом освобождения от оков сомнений.
Единственной возможностью жить...
Эмиль Нольде много работал в гравюре.
Йозеф фон Фюрих. Путь в Эммаус
В начале творческого пути он использовал технику «сухой иглы» (одна из разновидностей углубленной гравюры), затем ксилографию (древнейшую технику гравирования) с ее резкими сопоставлениями черного и белого, несколько грубыми, будто «вырубленными топором» скульптурными формами.
Это - его запоминающийся «Пророк» (1912) с трагическим взором глубоко запавших глаз.
Но, как было сказано выше, ему особенно удавались религиозные композиции.
«Тайная вечеря» (1909), «Распятие» (1911—1912), «Положение во гроб» (1913)...
Его манера - экстатичность, его достоинство - сила воздействия на зрителя.
Герои его произведений близки религиозным людям, они будто стоят рядом, вплотную к ним.
Leon Augustin Lhermitte. Христос в Эммаусе
Его любимая тема - история предательства и мучений, которые, как он считал, являются человеческими инстинктами.
Нольде написал однажды: «Инстинкт в десять раз важнее знания».
Не станем обсуждать мнение покойного Мастера, но факт – в своих полотнах он следовал своему (философскому) видению мира.
Он стремился уйти от объективности знания к полноте мистического переживания судьбы Христа.
Христос Нольде — это Христос «крестьянский», спустившийся на самое дно мира, чтобы возвысить его.
Albert Houthuesen. Христос в Эммаусе
Образы Нольде, трагичные, порой до безысходности, заставляют вспомнить слова Библии...
Нольде с кистью в руках был во власти религиозных чувств и стремлении познать истину...
Вильгельм Гаузенштейн: «Нольде пишет горячими красками, которые как будто выломаны прямо из грубой земли, взяты из глубины лиловых озер, выдавлены из волчьих ягод».
Эмиль Нольде не писал портретов своих современников – не любил конкретность, стремился уйти от нее к своим мыслям.
Изображения человека у него символичны, по его словам - «по ту сторону понимания и знания» и вне времен.
Отто Менгельберг. Путь в Эммаус
Таковы его полотна «Дьявол и ученый», «Обнаженная и евнух», «Брат и сестра».
Но в своих выдуманных героев он всегда вселял человеческую душу.
Нольде – Мастер пейзажа.
Природу он очень любил, она была для него - пространством переживания.
В его пейзажах всегда есть небо, часто - в драматическом состоянии, перед грозой, с рваными силуэтами свинцовых туч.
Слева - Карл Блох. Христос в Эммаусе, справа - Путь в Эммаус. Витраж
Природа у Нольде - торжественна и значительна, человеку в ней места он не отводит, но деяния людей есть – протоптанные дороги, дома, мельницы, лодки...
Природа Нольде красочна, но что удивительно - не декоративна, без элементов торжественности, чаще всего – даже обыденная.
Но всегда много света, красочных пятен, и от этого – радость жизни, духа, «дикой красоты»...
Любопытно, в 20 пейзажах одного и того же вида «Осеннего моря» (1911), у Нольде нет двух одинаковых, на всех картинах изображены различные атмосферные состояния.
Если говорить о Нольде и больших городах – а это тема, общая для всех экспрессионистов, то его город - только Гамбург - таинственный, фантасмагорический, портовый, с желтолицыми матросами-китайцами, женщинами в припортовых улочках с пьяными бюргерами.
Христос в Эммаусе. Икона
Среди «странных картин» Нольде - «Мальчики-папуасы» (1913—14) – странные, словно вырубленные из куска эбонитового дерева, нарочно небрежно, но серьезные, с отчаянием одиночества на странно выписанных умных лицах, запоминающихся, ибо не соответствуют всему остальному.
В поздние годы жизни Нольде пишет не только пейзажи, но и натюрморты с цветами, часто акварели — и в этой технике художник достиг совершенства.
Особенно хороши красные маки и лиловые тюльпаны – чистый цвет, светлый, свободный и прекрасный, без свойственного ему драматизма, экспрессии.
Вы видите талантливо исполненную копию Великого Копииста Ван Меегерена. Христос в Эммаусе
Гаузенштейн описывает – Нольде порой уничтожал свои работы, чтобы освободиться от их экспрессии, словно она преследовала своего Мастера.
Легкие, импровизированные акварели на влажной японской бумаге – по мнению искусствоведов, самая светлая часть его творческого наследия.
Есть у Эмиля Нольде и темная часть жизни – в коричневых тонах: им овладели идеи «немецкого национального духа», «нордического» искусства, что привело художника к членству в нацистской партии.
Питер Корнелиус ван Рейк. Христос в Эммаусе
Но его иллюзия соединения подлинного искусства с тоталитарным режимом потерпела крах - он был заклеймен режимом как вырожденец и отступник.
И Нольде подвергли запрету на творчество.
Оказалось, по идеологическим убеждениям - Нольде был нацистом, но при этом не соглашался с методами фашистов.
...А пока похищенную в Датском королевстве с алтаря церкви картину «Христос в Эммаусе» ищут. И вряд ли найдут...
Утром 11 марта служка церкви в пригороде Ринкебинга Датского королевства обнаружил пропажу полотна «Христос в Эммаусе».
Эмиль Нольде. Слева - Автопортрет. Справа - Христос в Эммаусе, похищенная картина
Церковь – особенная, открыта для публики в любое время, даже в ночное, и ранее никогда не охранялась.
В помещении церкви нет видеонаблюдения.
Никаких свидетельств взлома на месте преступления не осталось.
Как теперь говорит викарий церкви, служащие никогда не рассматривали храм как художественный музей, и каждый имел возможность войти внутрь и побыть в церкви, в том числе – и в одиночку.
«Христос в Эммаусе» принадлежит кисти Эмиля Нольде.
Мастер написал полотно в 1904 году по заказу местной церкви.
110 лет назад его работу оценили в 340 крон.
Сегодня полотно оценивается экспертами в 10 млн крон или 1.8 млн долларов.
Картина имеет размеры 60х80 см и являлась частью алтаря.

Все столетие картина «Христос в Эммаусе» провела в одной церкви, пока воры не сняли ее при помощи обычной отвертки.
Кстати, картин с таким названием – много, как принадлежащих кисти Великих Мастеров, так и руке Великих Копиистов.
...После Воскресения Христос сначала явился Марии Магдалине, повелев, чтобы она сообщила о Воскресении апостолам. Однако апостолы не поверили Магдалине. Перед тем, как показаться перед всеми апостолами, Христос явился апостолам Луке и Клеопе по дороге в Эммаус (город в окрестностях Иерусалима). Лука и Клеопа сначала не узнали Христа и поняли, кто перед ними, лишь когда он преломил хлеб и подал им.

Этот эпизод подробно описан в 24-й главе Евангелия от Луки. Вот отрывок из него:
«В тот же день двое из них шли в селение, отстоящее стадий на шестьдесят от Иерусалима, называемое Эммаус; и разговаривали между собою о всех сих событиях. И когда они разговаривали и рассуждали между собою, и Сам Иисус, приблизившись, пошел с ними. Но глаза их были удержаны, так что они не узнали Его. Он же сказал им: о чем это вы, идя, рассуждаете между собою, и отчего вы печальны? Один из них, именем Клеопа, сказал Ему в ответ: неужели Ты один из пришедших в Иерусалим не знаешь о происшедшем в нем в эти дни?»...
Настоящее имя Эмиля Нольде - Ганс Эмиль Хансен (1867-1956). Он - один из самых известных немецких художников-экспрессионистов, график.
Его любимая техника – акварель, и искусствоведы считают его одним из величайших акварелистов XX века.

Эмиль Нольде известен как Мастер, так называемой, «энергичной манеры письма».
Ему свойственен выразительный выбор цветов.
Эмиль Нольде не любил, когда его называли экспрессионистом.
В одной из своих статей он признался, что «вздохнул свободнее, когда на это название стали претендовать футуристы и конструктивисты».
Их он не особенно уважал...

Нольде всю жизнь был «одиноким художником».
Из-за разнообразия в технике и сюжетных линий, Живописца часто помещали в какую-либо творческую группу, которых за его жизнь было много.
Но ирония в том, что сам он всегда сторонился художественных групп.
Среди специалистов бытует легенда, будто он когда-то ненадолго примкнул к «Мосту», затем к «Синему всаднику».
Но члены этих групп считали Нольде - уникального художника, странным и нелюдимым человеком, который нуждается в поучениях.

Однако Мастер был иного мнения и ни в одной из групп не прижился.
Эмиля Нольде, несмотря на его нелюбовь к определениям, считают характерным экспрессионистом, художником ярко выраженных активных переживаний, Мастером открытости в выражении своих чувств.
Сюжеты Нольде имеют религиозный смысл.
Описывая его характер и образ жизни, современники, в частности - критик Вильгельм Гаузенштейн, указывают – он был вечно недоволен собой, погружен в меланхолию, и живопись была единственным средством выхода его внутренней энергии, способом освобождения от оков сомнений.
Единственной возможностью жить...
Эмиль Нольде много работал в гравюре.

В начале творческого пути он использовал технику «сухой иглы» (одна из разновидностей углубленной гравюры), затем ксилографию (древнейшую технику гравирования) с ее резкими сопоставлениями черного и белого, несколько грубыми, будто «вырубленными топором» скульптурными формами.
Это - его запоминающийся «Пророк» (1912) с трагическим взором глубоко запавших глаз.
Но, как было сказано выше, ему особенно удавались религиозные композиции.
«Тайная вечеря» (1909), «Распятие» (1911—1912), «Положение во гроб» (1913)...
Его манера - экстатичность, его достоинство - сила воздействия на зрителя.
Герои его произведений близки религиозным людям, они будто стоят рядом, вплотную к ним.

Его любимая тема - история предательства и мучений, которые, как он считал, являются человеческими инстинктами.
Нольде написал однажды: «Инстинкт в десять раз важнее знания».
Не станем обсуждать мнение покойного Мастера, но факт – в своих полотнах он следовал своему (философскому) видению мира.
Он стремился уйти от объективности знания к полноте мистического переживания судьбы Христа.
Христос Нольде — это Христос «крестьянский», спустившийся на самое дно мира, чтобы возвысить его.

Образы Нольде, трагичные, порой до безысходности, заставляют вспомнить слова Библии...
Нольде с кистью в руках был во власти религиозных чувств и стремлении познать истину...
Вильгельм Гаузенштейн: «Нольде пишет горячими красками, которые как будто выломаны прямо из грубой земли, взяты из глубины лиловых озер, выдавлены из волчьих ягод».
Эмиль Нольде не писал портретов своих современников – не любил конкретность, стремился уйти от нее к своим мыслям.
Изображения человека у него символичны, по его словам - «по ту сторону понимания и знания» и вне времен.

Таковы его полотна «Дьявол и ученый», «Обнаженная и евнух», «Брат и сестра».
Но в своих выдуманных героев он всегда вселял человеческую душу.
Нольде – Мастер пейзажа.
Природу он очень любил, она была для него - пространством переживания.
В его пейзажах всегда есть небо, часто - в драматическом состоянии, перед грозой, с рваными силуэтами свинцовых туч.

Природа у Нольде - торжественна и значительна, человеку в ней места он не отводит, но деяния людей есть – протоптанные дороги, дома, мельницы, лодки...
Природа Нольде красочна, но что удивительно - не декоративна, без элементов торжественности, чаще всего – даже обыденная.
Но всегда много света, красочных пятен, и от этого – радость жизни, духа, «дикой красоты»...
Любопытно, в 20 пейзажах одного и того же вида «Осеннего моря» (1911), у Нольде нет двух одинаковых, на всех картинах изображены различные атмосферные состояния.
Если говорить о Нольде и больших городах – а это тема, общая для всех экспрессионистов, то его город - только Гамбург - таинственный, фантасмагорический, портовый, с желтолицыми матросами-китайцами, женщинами в припортовых улочках с пьяными бюргерами.

Среди «странных картин» Нольде - «Мальчики-папуасы» (1913—14) – странные, словно вырубленные из куска эбонитового дерева, нарочно небрежно, но серьезные, с отчаянием одиночества на странно выписанных умных лицах, запоминающихся, ибо не соответствуют всему остальному.
В поздние годы жизни Нольде пишет не только пейзажи, но и натюрморты с цветами, часто акварели — и в этой технике художник достиг совершенства.
Особенно хороши красные маки и лиловые тюльпаны – чистый цвет, светлый, свободный и прекрасный, без свойственного ему драматизма, экспрессии.

Гаузенштейн описывает – Нольде порой уничтожал свои работы, чтобы освободиться от их экспрессии, словно она преследовала своего Мастера.
Легкие, импровизированные акварели на влажной японской бумаге – по мнению искусствоведов, самая светлая часть его творческого наследия.
Есть у Эмиля Нольде и темная часть жизни – в коричневых тонах: им овладели идеи «немецкого национального духа», «нордического» искусства, что привело художника к членству в нацистской партии.

Но его иллюзия соединения подлинного искусства с тоталитарным режимом потерпела крах - он был заклеймен режимом как вырожденец и отступник.
И Нольде подвергли запрету на творчество.
Оказалось, по идеологическим убеждениям - Нольде был нацистом, но при этом не соглашался с методами фашистов.
...А пока похищенную в Датском королевстве с алтаря церкви картину «Христос в Эммаусе» ищут. И вряд ли найдут...