Вход Регистрация
ASHKELON.RU - Ашкелон | Израиль | Новости сегодня
пятница, 19 апреля 06:43


Авиасалон Ле-Бурже: Контракты, политика, революция в авиации

Основные события 50-го юбилейного парижского авиасалона в Ле-Бурже, или просто - Ле-Бурже, происходили не на летном поле, а в комнатах для переговоров и на закрытых встречах политиков.

Много нового и интересного дает анализ будущего военной авиации мира.

Прежде всего, стало ясно – американцы от дальнейшего развития истребительной авиации отказались – в Ле-Бурже они даже не привезли прототип истребителя 6-го поколения, хотя он есть, имеет отличные характеристики и на него уже потрачены «большие деньги».

Рынок авиации ждет революция, если угодно – эволюция: на смену пилотируемым самолетам приходят беспилотные.

Получается, что истребители F-35, которые должен получить Израиль (первым среди стран мира), хотя и значительно более продвинутые, чем F-16, на которых сегодня летают израильские ВВС, но все же - «тупиковая линейка».

Положительное в этой эволюции то, что Израилю ни у кого просить беспилотники не надо – свои есть.

Авиасалон Ле-Бурже: Контракты, политика, революция в авиацииА пока в небе над Ле-Бурже царствовал новейший российский истребитель СУ-35 поколения 4+ (по мнению российских экспертов – 4++): он показал чудеса, я бы сказал, красоту аэродинамики – различные сложные фигуры, многие из которых делает только он, но главное – безразмерное скольжение с поворотами вокруг своей оси.

Но бои между истребителями остались в прошлом, иначе противникам СУ-35 пришлось бы нелегко.

И прогноз: на следующем авиасалоне Ле-Бурже, через 2 года, мы увидим беспилотные летательные аппараты различного класса. И если современные истребители делали 3-4 страны, то беспилотные – значительно больше, и конкуренция будет намного острее.

Но пока - в Ле-Бурже-2013, у российского истребителя конкуренции не было...

Россия показала военную авиатехнику в Ле Бурже впервые, и успешно - продала два десятка вертолетов для работы в Ираке и Афганистане.

Любопытно – на СУ-35, который российская пресса именует «суперсовременным», контракты не заключались.

Нет спроса – по причине, указанной выше?

Нет – по словам членов российской делегации, цитирую, «переговоры ведутся, некоторые соглашения могут быть подписаны уже в этом году, в том числе – на авиасалоне МАКС-2013».

В России считают, что СУ-35 по своим тактико-техническим характеристикам «значительно превосходит американский F-15», и потому, вполне может бороться с американским F-22 Raptor.

Да, F-15, рожденный в июле 1972 года, российский истребитель превосходит, правда – незначительно, но с F-16, рожденным на 2 года позже – в 1974, СУ-35 – наш современник, 2008 года рождения, очень похожи.

Замечу, однако – к 2015 году, когда СУ-35 начнут эксплуатировать, F-16 уже, наверное, спишут...

Что же касается конкуренции СУ-35 с американским F-22 Raptor, то она чисто умозрительная...

Так или иначе – Россия держит позицию одного из мировых лидеров в области авиастроения.

По мнению экспертов, Россия будет пытаться не только закрепиться на привычных для нее рынках, скажем - Индии и Малайзии, но пробиваться и на другие рынки по всему миру.

И в первую очередь – в Китай.

Политика... Она вмешивается во все виду конкуренции, и авиация – не исключение.

Первоначально планировалось, что СУ-35, как интересная по своим полетным возможностям машина, выступит на Ле-Бурже 4 раза.

Но дали выступить только один, хотя зрители выразили свое недоумение, и им пообещали - будет организовано дополнительное выступление в последний день работы авиашоу.

Интерес у зрителей вызвал боевой ударный российский вертолет Ка-52 «Аллигатор». Но в первый день авиасалона его полет, который многие ждали, отменили.

Вместо него в воздух подняли американцев.

Российские производители недовольны – по их мнению, если бы К-52 поднялся в воздух до или сразу после американцев, то показал бы свое превосходство.

Аналитики уверены - французы и американцы, боясь конкуренции с российским «Аллигатором», зажимали россиян.

Вместо него в небо взлетели 2 вертолета Eurocopter – весьма посредственная машина. Формальное объяснение нелепо - в этот момент на смотровой площадке находился французский премьер-министр. И что? Ему хотелось полюбоваться «старичком»?

«Аллигатор» поднялся в воздух на следующий день.

Кстати, любопытная информация - первым иностранным пилотом, севшим за штурвал «Аллигатора», был израильтянин.

Согласиться с мнением российских экспертов, что «уровень российской техники, показанной в Ле Бурже, по многим параметрам превосходит западную технику», я не могу.

Разве что – в вертолетах...

За исключением российского Sukhoi Superjet 100 – великолепной машины, которая в своем классе – ближнемагистральной авиации, действительно, опережает конкурентов.

Кстати, Sukhoi Superjet 100 на салоне Ле Бурже был представлен в окраске мексиканского авиаперевозчика, чтобы подчеркнуть - у SSJ-100 уже есть заказчик в Северной Америке.

Это – хороший признак для компании Sukhoi, и нет сомнений - SSJ-100 будет хорошо продаваться.

Кстати, там же – на авиасалоне, было заключено предварительное соглашение на 20 самолетов с лизинговой компанией «Ильюшин Финанс» на сумму 700 млн долларов, и также контракт с бахрейнской лизинговой компанией AEROLIZ.

Boeing v Airbus. Главной интригой Парижского авиасалона был аэробус А-350 – он, по определению – свой, родной, европейский - стал звездой выставки.

В традиционном противостоянии Boeing v Airbus, по мнению европейских журналистов, как они пишут – «на этот раз» победили европейцы.

Но в авиации «на этот раз» победить невозможно – в авиации побеждают, образно говоря – «раз и навсегда», ибо Boeing – это не просто производство, это мощнейшая платформа - система разработки технологий, поиска и приобретения их по всему свету.

Хорошо прошел авиасалон или нет? Критерий – сумма подписанных контрактов, и среди них - количество «твердых заказов».

Общая сумма контрактов, подписанных на авиасалоне Ле-Бурже – более 180 млрд долларов.

Но среди них – кроме «твердых заказов» и опционов, «протоколы о намерениях» на 1500 самолетов.

Что делают правительства европейских стран - они заставляют свои авиакомпании (через систему налоговых льгот) заключать контракты на приобретение европейского детища – Airbus.

Такие акции делаются для имиджа, но назвать эффективными их нельзя – все всё понимают – покупать самолеты компании не собираются. Более того, покупают, но не Airbus, а Boeing.

Это означает – реальная величина суммы контрактов на 100-120 млрд меньше.

И еще одно можно сказать с уверенностью: от 35 до 40% «имиджевых контрактов» приходится именно на корпорацию Airbus.

Airbus заключил соглашения почти на 69 млрд долларов, а Boeing — «только» на 60 млрд.

Как и Boeing 787 Dreamliner, Airbus А350 на 50% состоит из композитных материалов.

Но... По мнению экспертов, он может гнаться и, возможно, догонит лишь старую модель американцев - Boeing 777, но догнать Boeing 787 Dreamliner - «лайнер мечты», европейцам, вряд ли, удастся – уж слишком он «умный».

Нет в распоряжении европейцев тех технологий, что есть у американцев.

Еще один нюанс в том, что продается А350 по 390 млн долларов, «лайнер мечты» Boeing 787 Dreamliner - по 206-243 млн долларов (в зависимости от вместимости).

Низкая цена – и с учетом размера продаж, если вы пересчитаете на количество проданных самолетов, авиакомпании мира «проголосовали» за Boeing 787 Dreamliner.

Вот и получается – схватку на Ле Бурже выиграл Boeing, притом – со значительным отрывом.

Не случайно нигде – абсолютно нигде в европейской прессе, вы не найдете количества проданных самолетов, как и число «твердых заказов».

Ну, а мы не поленились и посчитали: Airbus «продал» 176 самолетов, Boeing – около 300.

США. Компании из этой страны стали лидерами - как по продажам, так и по покупкам на авиасалоне.

Американская SkyWest стала первым заказчиком на самолеты нового поколения семейства E-Jet бразильской компании Embraer: в Ле-Бурже подписан контракт на 100 самолетов E175-E2 и оформлен опцион еще на 100 таких же машин.

Стоимость контракта – 9.36 млрд долларов. Это - современная линейка самолетов вместимостью от 70 до 130 пассажиров.

Франко-итальянская компания ATR, производящая турбовинтовые машины, объявила о продаже 173 самолетов, но (в отличие от Airbus) честно заявила - твердых заказов только 83.

Общая стоимость контрактов - более 4 млрд долларов.

Канадская авиастроительная компания Bombardier получила заказы на 62 самолета (в том числе опционы), большинство из них — самолеты бизнес-класса. Общая стоимость контрактов - более 2.23 млрд долларов.

Группа компаний GE Aviation - из корпорации General Electric, подписала контракты на поставку авиационных двигателей на общую сумму более 26 млрд долларов.

Российские авиастроительные компании подписали контракты на 2.6 млрд долларов на поставку 20 самолетов Sukhoi Superjet 100, и протокол о намерениях с компанией ВЭБ-лизинг о продаже 30 самолетов семейства МС-21, которые еще только разрабатываются.

Аэрокосмический салон в Ле-Бурже привлек в этом году рекордное количество посетителей.

Павильоны разместились на площади 130 тысяч квадратных метров.

Свою продукцию представили более 2000 фирм из 44 стран.

Все часы работы павильоны были заполнены до отказа. Кадры телехроники свидетельствуют – там невозможно было протолкнуться.

Любопытно – стоимости продуктов компаний исчисляются в сотнях тысяч и миллионах долларов.

Израильский павильон на всех выставках притягивает профессионалов со всего мира.

Авиасалон Ле-Бурже: Контракты, политика, революция в авиацииНа этот раз в нем разместились 14 израильских компаний.

Интерес представляет тематика – что в ближайшее время будет в моде в мире авиации? Для этого посетители осматривают стенды компаний Elbit, Rafael, Israel Weapon Industries, Israel Aerospace Industries, Israel Military Industries и других.

В павильоне - беспилотные аппараты различного назначения (и, соответственно, размера), авионика, ракеты, системы ПВО, а также многочисленные разработки в области военной оптики, систем активной защиты для самолетов (и танков), компьютерных программ специального назначения, систем раннего обнаружения противника и его ракет и многое другое.

В Ле-Бурже Израиль представил и свои космические разработки.

Сообщается (издание 9tv.co.il), что были очереди на подписания контрактов, и что едва ли не каждую минуту пресс-службы израильских производителей объявляли о заключенных контрактах.

Кризис в Европе, снижение темпов роста экономики в Китае, Индии, России, цены на нефть падают, бюджеты на оборону урезаются, практически, по всему миру, но контракты на военную продукцию подписываются.

Странам есть, что защищать.

Отличие этого салона – в небо не поднимались израильские беспилотники. Почему?

Эксперты считают – убеждать сегодня, кого бы ни было, в необходимости приобретения беспилотников – впустую тратить драгоценное время: покупатели не смотрят на демонстрационные полеты – они хорошо знают технику, и торгуются в кабинетах павильонов, пытаясь получить не только сами аппараты, но и технологии.

Любопытно, российская пресса пишет - экспозиция России в Ле Бурже занимает четвертое место по объему после США, Германии и Великобритании.

Но французские эксперты сообщают – на третьем месте по объему представленных новинок – Израиль.

В Ле Бурже состоялась премьера показа широкой публике системы ПРО «Праща Давида» - совместная разработка израильской компании Rafael и американской Raytheon.

«Праща Давида» - составная часть 3-уровневой системы противоракетной обороны Израиля, где на нижнем уровне – «Железный Купол» (для перехвата ракет малой дальности).

«Праща Давида» предназначена для перехвата ракет большей дальности, а для перехвата баллистических ракет служит система Arrow.

Если «Железный Купол» защищает конкретно заданную территорию и не реагирует на ракеты, летящие мимо, то у «Пращи Давида» совершенно иной уровень защиты – она «работает» на очень больших высотах и большой дальности.

Военный экспорт Израиля оценивается как 10% от общего экспорта еврейского государства.

Но более важно – в своем вооружении Израиль, практически, независим – минимально необходимое оружие и системы безопасности производит сам.