Вход Регистрация
ASHKELON.RU - Ашкелон | Израиль | Новости сегодня
вторник, 16 апреля 10:19


Турция в углеводородном сценарии Европы

Начнем с того, что послужило информационным поводом для написания статьи – 2 дня назад Турция мелко, я бы (если грубо) сказал – мелочно, по-крысиному, укусила грузовые израильские перевозки – запретила полеты в своем воздушном пространстве.

Турция – мелочная.

И это даже хорошо, было бы гораздо хуже, если бы Израиль поссорился с «гордой Анатолией» - лучше с мелочной Турцией.

Мелочная Турция не выдерживает серьезные удары европейцев и израильтян и отвечает тем, что у нее получается – перекрывает свое воздушное пространство.

И хотя Cuius est solum eius est usque ad coelum et ad inferos — кому принадлежит земля, тому принадлежит все вверху и внизу, от ада до небес, запретить гражданским самолетам пролетать над своей территорией Турция не в силах – по международным законам воздушное пространство стран открыто для пролетов гражданских судов.

Полтора месяца назад в ответ на принятие Францией антитурецкой декларации «О геноциде армян», Турция закрыла свое воздушное пространство для пролета военных самолетов.

Французы рассмеялись. Это было похоже на акцию иранцев – отлучение от нефти Великобритании, которая иранскую нефть и так не потребляет - французские военные над Турцией не летают. А если это потребуется НАТО, то турки сделают вид, что галльского петуха на фюзеляже не видят. Примерно так как вы видите французский Dassault Mirage 2000C над Босфором.

Турция закрывает воздушное пространство для грузовых самолетов компаний EL AL и Cargo Air Lines.

Турция назвала грузы этих компаний как «представляющие опасность для страны». В их число попала даже парфюмерия.

Теперь, чтобы совершить грузовой рейс над территорией Турции, необходимо об этом сообщить Анкаре, как минимум, за 10 дней, в течение которых будет решаться вопрос о допуске самолетов в воздушное пространство страны.

Израильские авиакомпании используют Турцию, в основном, для полетов в страны Дальнего Востока. Теперь им придется прокладывать обходные пути, время полета увеличится, стоимость перевозки грузов тоже.

Закончим этот – воздушный – фрагмент тем, что обиженные EL AL и Cargo Air Lines обратились в правительство с требованием запретить Турции использовать израильское воздушное пространство.

Странные ребята! Забыли, наверное – Израиль имеет сложную политическую структуру, и не факт, что возобладает политический разум – верх могут одержать интересы группы, выступающей за сохранение отношений с янычарами.

Их мало, но они есть, их имена хорошо известны, и весь вопрос в том – насколько сумма их интересов больше чем потери авиаторов и бизнеса.

А теперь – к Турции исторической, политической и углеводородной – искать причины агрессивности Турции в XXI веке следует именно в них.

Турция, агрессивная по отношению к европейским странам, пытается добыть политические очки на Ближнем Востоке.

Не получилось: «флотилия провокаторов» – агрессивная акция против Израиля, закончилась полным провалом и гибелью 9 турок, обреченных на гибель правительством Эрдогана.

После этого последовали акции вне «игрового поля» - демагогическая атака на совместные газовые проекты Израиля и Кипра, на Кипр – как врага Турецкой республики, оккупировавшей северный Кипр, на Грецию – исторического турецкого противника, наконец, на Сирию, с которой, как казалось ранее, были вполне удовлетворительные отношения.

Проблема для турок оказалась в том, что диалог Израиль-Сирия, где турки восседали в качестве сводного жюри, был разорван по инициативе Израиля, видевшего, что чем больше разговариваешь с Асадом, тем наглее становятся его требования.

Когда подоспела антисирийская кампания, турки, держа нос по ветру, успешно вклинились в нее.

И совсем не случайно – есть у них и исторический территориальный интерес, и имя его – Антакья.

Некогда христианская Антакья, названная так когда-то в честь Антиоха, Антиохия у Дафны, что на латыни звучит как Antiochia, сегодня – город на юге Турции со 150 тысячами жителей, на который уже 74 года претендует Сирия. Расположен на реке Эль-Аси (известной также как Оронт), в 25 км от ее впадения в Средиземное море.

В древности Антакья, именовавшаяся Антиохия-на-Оронте, в 1098—1268 – столица Антиохийского княжества, созданного крестоносцами, была важным политическим и культурным центром эллинизма, столицей империи Селевкидов. Впрочем, и Сирия в те годы была, преимущественно, христианской.

После падения княжества, Антиохия пришла в упадок, в 1516 была завоевана турками. В 1918 Антиохия вошла в состав французского протектората Сирия, а в 1938, когда Франция была в антигитлеровской коалиции, а Турция – другом фюрера, Антиохия вошла в состав Турции.

Антиохийская православная церковь существует до сих пор, но ее центр еще в средние века перенесен в Дамаск.

Справедливости ради – во времена преследования американцами и европейцами Асада, следует заявить – из всех правителей на Ближнем Востоке именно алавиты Асады – и папа, и сын, были наиболее лояльны к христианам.

А в Антакье христиане больше не живут – их либо изгнали, либо вырезали, что не мешает Эрдогану быть принятым в столицах христианских стран, в том числе – в Москве...

Описанный выше исторический фрагмент турецко-сирийских отношений – всего лишь фрагмент. Сегодня у турок преобладает желание занять место на вершине ислама, и многие их поступки диктуются именно этим.

Турки – наиболее развитая и наиболее образованная часть исламского мира. Но в мусульманском мире не эти качества ставятся во главу угла, а мнение уммы.

А оно таково, что центр ислама – Саудовская Аравия. Но никак не Турция, и потому потомки янычар ищут успех не на Востоке, где им ничего не светит, а на Западе, где Турция стоит одной ногой.

Но вернемся на родное Восточное Средиземноморье.

Первоначально газовый сценарий Израиля включал «турецкий коридор» - идущий из России в Джейхан - на турецкое побережье, «Голубой поток» должен был быть продлен на 800 км до Израиля с ответвлениями на Сирию и Ливан.

Это было выгодно России, и потому уверенность в его продлении на Израиль была 100-процентной.

Но Турции этот проект оказался не по душе.

Прежде всего - он снабжал газом Израиль, на противостоянии с которым Эрдоган рассчитывал одержать внутриполитическую победу, а также получить очки на исламском фронте.

С первой частью задачи Эрдоган справился успешно – летом 2011 года его Партия справедливости и развития на парламентских выборах получила 50% голосов.

Но на исламском фронте - добиться признания уммы, Эрдоган, как ни старался, не смог.

Однако полный афронт ждал его в Европе.

Мало того, что европейско-азиатскую Турцию не пускают в Европейский союз, так ее еще и нещадно критикуют по любому поводу.

Главные критики – Германия и Франция. Но если первая строго относится к туркам с целью ужесточить их иммиграцию к родственникам, проживающим в Германии, а их здесь около 2 млн, то у Франции соображения несколько иные.

Советники Саркози выбрали Турцию одним из элементов предвыборной кампании не случайно.

Прежде всего – из исторических соображений, играя на патриотических чувствах французов, помнящих как турки отобрали у них часть французской Сирии.

Второй козырь Саркози подбросил сам Эрдоган – и, умащивая свой еврейский электорат – во Франции проживает полмиллиона евреев, французы несколько раз резко указали туркам на недопустимость политики канонерок, которой Турция пригрозила Израилю.

Признавая турок виновными в геноциде армян, Саркози сильно рисковал – как на это посмотрят французские мусульмане, составляющие 8-9% населения?

Удивительно, но опросы показали – его рейтинг среди мусульман не упал.

Сказалось, видимо то, что турки пытаются на Ближнем Востоке отнять лидерство в мире ислама у арабов, которые и составляют мусульманскую часть населения Франции.

Турки допустили еще одну очень серьезную ошибку: в погоне за Израилем они попали на территорию... Кипра. Вначале им это казалось даже выгодным – между Кипром и кипрскими турками – никем, кроме самой Турции, не признанной республикой Северный Кипр, идет настоящая политическая война.

Но угодили сразу в 2 ловушки. Во-первых, Кипр – председательствует в Евросоюзе в 2012 году, во-вторых – за то время, что Турция «бодалась» с Израилем на траверсе Сектора Газа, пытаясь прорваться в открытую дверь (со стороны Египта), Кипр – с помощью США и Израиля, обнаружил на своем шельфе природный газ.

И вмиг перепрыгнул из листа «Страны Европы» в список газодобывающих стран. А это – совсем «другой коленкор».

Турция притормозить не успела и, фактически, выкатила на перекресток на красный свет. Более того, стала ругать... светофор – грозить Кипру военными действиями у его берегов, и даже пальнула несколько раз по воде между кипрским берегом и газовыми установками.

И сделала это на удивление филигранно – ни в кого не попала - снаряды легли на расстоянии 60 км от берега и 45 км от буровой платформы.

И все же Турция «не какая-то там Сирия» – не считаться с ней невозможно.

У Турции есть огромное преимущество перед всеми странами, живущими «слева» и «справа» от нее – она концентратор и коммутатор потоков нефти и газа из углеводородных регионов – Каспия и Персидского залива – в богатую Европу.

Через Турцию в Европу идет газопровод Nabucco. Правда – пока лишь на бумаге, и агрессивность Турции ставит его создание под вопрос. Более того, несмотря на то, что в турецком Эрзеруме уже все готово к продлению трубы в Европу, и туда уже построена труба из Баку – для каспийского газа, на экранах мониторов Европейской энергетической комиссии уже совсем другой маршрут – через Закавказье и даже через российские территории – по дну Черного моря и через Украину – в Восточную и Центральную Европу.

Кстати, такой маршрут устраивает всех, кроме Турции. Сколько она на этом теряет – трудно себе представить.

Пока еще новый проект не обнародован, и на сегодняшний день более реальным представляется российский «Южный поток», у которого есть свои минусы, среди которых странное политическое неприятие интеллигентного газового монополиста европейцами и отсутствие гарантий на исходные объемы газа.

Однако наиболее оптимальным – рациональным, разумным решением, объединяющим все факторы, нивелирующим недостатки, было бы слияние двух проектов в один под управлением международного консорциума – примерно так, как это сделано с «Северным потоком».

Нюанс в том, что там партнером является «вменяемая» Германия, а по югу – пул европейцев со столь разными интересами – политическими и коммерческими, что прогнозировать успех очень сложно.

Сложно даже на этапе формирования целей и критериев – у всех они разные.

Что же остается туркам от бурного развития «газовых проектов» времен конца прошлого – начала нынешнего веков?

Если все заморозить в том состоянии, что есть сейчас, то поставки газа Каспия и Ирана из Эрзерума (где все к этому готово) через Босфор в Европу – этакий усеченный Nabucco.

Сюда – в Эрзерум, вполне возможно, вольется и Египет, который теряет своих старых покупателей газа – Иорданию, которая уже от него отказалась, и Израиль, который откажется от него, самое позднее – в начале 2014 года.

Никак не вписывается Турция и в будущий южный фрагмент поставки газа в Европу, намечаемый евреями, киприотами и греками. Если он будет построен «в железе» - он тоже пока на бумаге, то, минуя Турцию, через Грецию направится в Италию. А вот Египет, если будет благоразумным, по дну моря протянет трубу до израильского концентратора, ведущего в сторону Кипра.

На Апеннины голос не повысишь – это не Кипр. Хотя совместные учения Израиля и НАТО на Сардинии турки объявили не легитимными.

«Бойкот на бумаге» - так окрестила западная пресса заявления турок, что они «не пустят Израиль в НАТО».

Прежде всего, Израиль туда и не рвется (по военной доктрине Израиля его солдатам нельзя воевать на территориях других государств) – его устраивает нынешний статус, когда, будучи ассоциированным членом Атлантического блока, Израиль поставляет армиям стран НАТО некоторые виды современного оружия - беспилотные самолеты, ракеты, авионику, оптику, лазерное оборудование, стрелковое оружие. И самое важное – ряд стандартов НАТО – израильские.

Турция категорически против того, чтобы данные радара, установленного на ее территории, попадали к израильтянам.

Туркам же - в части радара - принадлежит только... территория, на которую их, к тому же, не пускают – обслуживают радар сами американцы.

Боюсь их разочаровать, но израильтяне имеют операторскую функцию в части коммуникаций НАТО в Средиземноморье, а потому, имеют доступ ко всем данным, как минимум - своего фрагмента.

К тому же, у Израиля нет особой необходимости «видеть» то, что происходит за 3-4 тысячи км от Иерусалима.

Что требуется – видят из космоса.

P.S.

Турция ищет свою роль в углеводородном сценарии Европы – пусть не главную, но и не в массовке. А такую, чтобы попасть хотя бы в программку спектакля.

Попадете, янычары, попадете.

Но весь ваш текст уместится в одной строке: кушать подано, господа европейцы!

Ибо ничего, кроме этого, делать вы не умеете...