Вход Регистрация
ASHKELON.RU - Ашкелон | Израиль | Новости сегодня
пятница, 29 мартa 13:15


Охота на картины Левитана

«Кто крадет русскую живопись Левитана в Плесе?» - статьи с такими и подобными заголовками вышли во многих европейских изданиях после того, как стало известно - из дома-музея художника Исаака Левитана в Плесе похитили пять полотен...

И неожиданно европейцы придали, казалось – обычной краже картин, детективный оттенок, заявив – это не обычная кража картин, каких немало, и сделано это не случайно, а по заказу богатых коллекционеров мира, число которых растет быстрее, чем пул миллиардеров.

Остановимся на некоторых фактах этого искусно выполненного ограбления и художественной стороне произошедшего.

Охота на картины ЛевитанаТри недели назад - в ночь на 5 августа, воры через разбитое окно проникли в государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник старинного русского городка Плеса и похитили 5 картин Исаака Левитана.

Сработала сигнализация - на перехват грабителей был направлен патруль, но тем удалось уйти от преследования на мотоцикле.

Пять картин кисти знаменитого пейзажиста были похищены непосредственно со стен выставочного зала. Эксперты оценили ущерб в 77 млн рублей.

Формально музею-заповеднику волноваться нечего – все картины были квалифицированно застрахованы на сумму от 13 млн до 20 млн рублей каждая.

Охота на картины ЛевитанаИ.Левитан. Автопортрет, справа - Березовая опушка леса.1880

Что же украли? Из известных полотен Мастера - «Полустанок» и «Речная заводь (Прудик)». Менее известна картина «Розы», написанная Левитаном кому-то в подарок.

Полотно «Овраг с забором» хорошо знакомо лишь искусствоведам. Удивительно, но ее описания нет ни в одной базе данных, и увидеть ее можно было только в Плесе. Понятно, что и ее изображение в электронных каталогах отсутствует, что затрудняет поиск картины, а главное – «закрепление» как вещественного доказательства, если она, все же, будет найдена сыщиками.

А вот по поводу полотна «Тихая речка» возник спор – это «Тихая обитель» с номером 3?

Если – да, то украден мировой шедевр.

Охота на картины ЛевитанаТихая обитель-3. 1890

Дело в том, что картин с таким названием, как минимум, три (вы видите изображение одной из них). Дело в том, что сам Левитан первоначально назвал свою первую картину из этой серии «Тихая речка».

Специалисты хранят молчание, и потому любители живописи в догадках – что же украли. Если догадка верна, «Тихая обитель-3» должна занять, как минимум, 70% стоимости украденных шедевров.

Часть похищенных полотен музей получил в дар, какие-то картины приобрел в конце 80-х годов ХХ века. Старинные российские города – Ярославль, Иваново, Калуга, Пермь, Пенза, Астрахань и другие, имеют историко-краеведческие и художественные музеи, запасникам которых могли бы позавидовать европейские столицы.

Охота на картины ЛевитанаТихая обитель-2. 1890

Кто же крадет шедевры русской живописи? Каким образом из хорошо охраняемых помещений картинным ворам удается совершить кражу?

В Плесе это уже не первая попытка ограбления музея – год назад преступники пытались проникнуть в здание, но «были атакованы» установленной новой системой охранно-пожарной сигнализации - в момент похищения картин она своевременно выдала сигнал тревоги со всех рубежей охраны на пульт централизованного наблюдения.

Воры, вероятно, тогда еще не были оповещены о новшестве в охране, и, услышав звук сирены, ретировались. Но почему она не сработала в августе 2014? В этот раз, получается, грабители уже знали все ее «охранные хитрости»?

Охота на картины ЛевитанаИ.Левитан. Полустанок.

Охота пуще неволи, или заказ был столь дорогим, что они пришли во второй раз. И, судя по всему, хорошо подготовившись. Возникает вопрос - с чьей помощью, используя какие знания о сигнализации? От кого их получили?

Плес вообще мастер-музей для преступного мира. Мелкие и крупные попытки украсть картины из знаменитого музея - не редки.

Самая известная из удачных краж произошла 10 лет назад - из музея была похищена картина Ивана Шишкина «Луг на опушке леса».

Однако опытные в этой нише «искусства» федеральные службы сработали четко: задействовав Интерпол, получив от него необходимые им данные извне, осенью 2005 года сыщики вычислили место хранения в Москве знаменитого полотна, и возвратили его музею.

Я помню, как мир искусства радовался этому событию, называя его чудом, так как возвратить украденный мировой шедевр в целости и сохранности удается очень и очень редко.

Тем не менее, похожее событие было и 20 лет назад: из музея похитили работы Левитана, но тоже вскоре нашли и вернули в родные пенаты.

Исаак Левитан считается признанным Мастером пейзажа, зависящего от настроения художника - один и тот же вид Левитан в разные периоды своей жизни изображает по-разному.

В Плесе он жил и работал в 1888-1889 годах. И именно там он создал многие из своих лучших и наиболее знаменитых работ.

Дом-музей в Плесе сравнительно молод – он открылся в 1972 году. В его коллекции - 18 картин художника. О Левитане мы вам подробно рассказали в статье «Исаак Левитан – русский пейзажист».

Охота на картины ЛевитанаРозы, написанные Левитаном кому-то в подарок

Любопытен и поучителен его жизненный путь. Исаак Левитан родился в Литве в образованной обедневшей еврейской семье. Учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества - у Перова, Саврасова и Поленова.

После указа Александра II о запрете на проживание евреев в Москве, 18-летний Левитан был выслан из города и поселился в Подмосковье.

Художник прожил всего 40 лет, но оставил богатое творческое наследие - пастели, акварели, иллюстрации, графику, а главное – прекрасные живописные полотна. Многие из его картин были куплены Третьяковым прямо с экспозиций.

При активном участии Поленова и Репина, Левитана приняли в сообщество передвижников.

Его называли певцом русской природы, а он был евреем, его дед был раввином.

Мир искусств считает - картина Левитана «Над вечным покоем» (вы ее видите в самом начале изложения) является «самой русской» из всех, когда-либо написанных на русскую тему.

Быть может, именно в этом – в спросе на «истинно русскую культуру», и заключается интерес богатых коллекционеров Европы и США к картинам Левитана?

Известно, что в последние годы удельный вес «русских аукционов» в солидных европейских Домах растет. Известно также, что на этом специфическом рынке появились новые богатые коллекционеры – китайцы.

В заключении приведу мнение опытного испанского сыщика – украденные шедевры русского искусства следует искать в далеком Китае.