Вход Регистрация
ASHKELON.RU - Ашкелон | Израиль | Новости сегодня
пятница, 19 апреля 15:39


Некролог по похищенным шедеврам

Статья из архива

В статье «Вернутся ли похищенные шедевры?» мы сожалели о том, что, с большой степенью вероятности, не увидим больше похищенные шедевры Моне, Пикассо, Матисса, Гогена.

Рафаэль Санти. Автопортрет, справа - Рафаэль, похищенное полотно «Портрет молодого человека».

Ведь, согласитесь - не для этого их столь остроумно украли.

Но Forbes опубликовал список 10-и самых дорогих похищенных произведений искусства – о них ничего не известно, нигде, ни в каких каталогах они «не всплывали», никто из «специалистов по краже произведений искусства», опрошенных сыщиками разных стран, ничего о них не знает, никто из частных коллекционеров о них никогда не слышали.

Тайна, покрытая мраком, да и только...

Впечатление такое, что они растворились, не оставив следа.

Но мы о них помним.

«Портрет молодого человека» Рафаэля, самое простое определение которого - Мастер Возрождения, оценивается специалистами в 100 млн долларов.

Это – лидер списка Forbes.

1939 год – это не только начало Второй мировой войны, но и начало перемещение шедевров искусства, в основном – живописи, из оккупированных стран в направление Германии.

Управление поиска утерянных ценностей (цинично звучит, не правда ли) при министерстве культуры Третьего рейха, было хорошо укомплектовано.

Зная объем ценностей, изъятых у европейских евреев, вполне логично предположить, что «еврейский вопрос» был поставлен на одно из первых мест фашисткой политики именно из-за ценностей, которыми владели евреи.

Впрочем, фашисты учились этому у инквизиторов и испанцев XV века.

Но немцы, как известно, в списки для уничтожения занесли не только евреев, но и славян, и поляков.

Полотно «Портрет молодого человека» принадлежало знатному польскому княжескому роду Чарторыйских (из числа Гедиминовичей), и было конфисковано нацистами в 1939 году.

В начале 1944 года, после нескольких перепродаж, оно оказалось у генерал-губернатора оккупированной Польши Ганса Франка.

Американская команда дознавателей по вопросу похищенных шедевров имела списки наиболее ценных работ.

В ходе допросов накануне Нюрнбергского процесса Франк, среди прочих, указал известные ему тайники, где спецы-нацисты из Управления поиска утерянных ценностей могли прятать украденные шедевры, в частности - картину Рафаэля.

Но ее там не оказалось...

И лишь год назад один из бельгийских «воров по живописи», спасая «шкуру», таинственно сообщил – мол, украденный «Портрет» Рафаэля находится в банковском хранилище одного из известнейших голландских банков.

Нашли ее там?

Судя по тому, что она поставлена в рейтинг самых дорогих похищенных произведений искусства, ее там не оказалось.

Но может статься, что это – специальный ход владельцев, мол, умерла – так умерла. Пусть так думают.

Эксперты говорят – вокруг этой картины масса тайных операций, а на ней – следы крови – не только исконных владельцев, но и тех, к кому она попадала в течение последних 65 лет...

Некролог по похищенным шедеврамСлева - Ван Гог. «Маки», справа - Караваджо «Рождество со святыми Франциском и Лаврентием».

Полотно Ван Гога «Маки», оцениваемое в 50 млн долларов, украли из каирского Музея Мухаммеда Махмуда Халиля сравнительно недавно - в 2010 году.

Но как она попала в Каир?

Секрет – ни единой строчки в мировой печати на английском языке.

Известный специалист по Ван Гогу много лет назад сделал предположение – в Каире не подлинник, а прекрасно исполненная копия.

И в 2012 году британские эксперты подтвердили гипотезу эксперта - настоящие «Маки» были похищены из музея еще в 1977 году, а на ее место повесили копию.

Но и тут накладка – оригинал, действительно, имеет отношение к Египту – долгие годы он находился в распоряжении некоего таинственного египетского чиновника, а позже, якобы, был продан за границу.

Но как попал к нему?

Чиновник выкрал его из музея Каира, заменив подделкой?

По другой версии – картина была конфискована у спекулянта (то ли еврея, то ли копта – разносчики конспирологических версий в этом месте расходятся) и помещена в каирский музей.

А дальше – понятно: жуликоватый чиновник ее подменил...

Ну, а жулики – вряд ли это были египтяне, ибо на этой ниве успешно работают «специалисты» из России, Румынии и Польши, конечно, не знали о подделке.

Однако в профессионализме им не откажешь - момент для своей операции выбрали верно: сигнализация была отключена, так как Музей Халиля должен был закрыться на ремонт.

И хотя спецслужбы блокировали аэропорты, вокзалы, причалы, все их усилия оказались тщетными – подделку найти не удалось.

Тогда возникает вопрос – каким образом подделка (а не оригинал) попала на второе место в список Forbes?

Или это не подделка, или украли уже и оригинал тоже.

Некролог по похищенным шедеврам«Голубь с зеленым горошком» Пикассо (вы ее видите рядом с автопортретом автора), оцениваемый в 28 млн долларов, пропал в 2010 году во Франции.

Это ограбление получило статус «ограбление века», ибо мастер-похититель украл не только Пикассо, но и другие шедевры Мастеров мирового искусства – еще 4 картины - Анри Матисса, Жоржа Брака, Амедео Модильяни и Фернана Леже.

Проник в Парижский музей современного искусства, взломав оконную решетку.

Записи с камер показывают - преступник хорошо знал лабиринты музея, структуры сигнализации, «мертвые зоны», и был уверен в своей безнаказанности.

Но его поймали - спустя полтора года. Взяли также и его заказчика-идиота, который (простите за эмоции), почувствовав слежку, запаниковал и уничтожил украденные полотна, включая картину Пикассо.

Но так ли это?

Если нет, а ему поверили, снимаю одновременно и грубое слово и шляпу.

Шедевр Караваджо «Рождество со святыми Франциском и Лаврентием» исчез из часовни Сан Лоренцо в Палермо в 1969 году. А с ним и 20 млн долларов, в которые оценивали полотно.

В качестве подозреваемых полицейские чины называли сицилийскую мафию.

Но, во-первых, мафия, вроде бы, подобным бизнесом не занимается, к тому же - в рядах мафии масса информаторов – они бы донесли.

И спецслужбы долгое время не могли напасть на след картины.

А когда в 2009 году пойманный на чем-то киллер на суде рассказал о том, что картину держали в сарае на одной из ферм, ему не поверили.

Полотна не оказалось – его, якобы, обглодали крысы и свиньи, и тогда хозяин, поняв, что поврежденный холст продать не удастся, сжег его.

Я не встретил еще ни одного искусствоведа, который бы поверил в это. И как, не без юмора, заметил эксперт – краски, хотя и на яйцах, но на редкость невкусные.

Не согласен: живописцы XV-XVII веков в качестве связующих веществ применяли растительные масла — льняное, ореховое или маковое. Другое дело – эксперт, возможно, считает, что отталкивать свиней должны используемые для приготовления красок смолы - мастика или терпентин, а также эфирные масла...

Надо бы поинтересоваться у свиней. Ну, или тех, кто с ними хорошо знаком...

Некролог по похищенным шедеврамНе вернуть, по мнению Forbes, также «Вид на Овер-сюр-Уаз» Сезанна стоимостью 5 млн долларов, которое выкрали из Эшмоловского музея искусства и археологии в Оксфорде.

Пока вся страна – а с ней и охрана музея, праздновала наступления миллениума, под шум фейерверков и выстрелов пробок шампанского, «специалисты», не знающие ни минуты покоя, пробрались в зал импрессионистов, и спокойно сняли «Овер-сюр-Уаз» - одно из самых ценных полотен.

А вот и необычная кража: в 2005 году, однажды под утро, когда хозяин поместья - знаменитый скульптор Генри Мур и домочадцы крепко спали, трое неизвестных за считанные минуты подняли в кузов грузовика с помощью лебедки скульптуру «Лежащая фигура» работы самого хозяина, оцениваемую в 4.6 млн долларов.

Сделали это нагло - прямо под камерами наружного наблюдения.

Полиция уверена - «Лежащая фигура» уже переплавлена.

Некролог по похищенным шедеврамНе беда – Мур еще создаст немало шедевров – у него не менее двух десятков «лежащих», «полулежащих» и «стоячих» фигур.

Стоило в 1995 году фрау Эрике Морини из Вены заболеть и попасть в госпиталь в Нью-Йорке, как из ее нью-йоркской квартиры похитили скрипку работы самого Страдивари ценой в 3 миллиона долларов.

Кто?

Неизвестно – никто ничего не заявил, не потребовал денег, и она пока не появилась ни на одном концерте.

Эксперты уверяют – ее узнают...

Ах, «Мадлен с цветами в волосах, опирающаяся на локоть»... Не хотел Ренуар ее писать – что-то мешало ему и в самой Мадлен, да и холст порвался, а краски вначале вообще были блеклыми...

Но вооруженный грабитель всего этого не знал, да и не за картиной он шел – на кой черт ему нужна всякая мазня.

Некролог по похищенным шедеврамСлева - Франц ван Мирис Старший. Кавалер, справа - Ренуар. «Мадлен с цветами в волосах, опирающаяся на локоть».

8 сентября 2011 года он ворвался в богатый дом на западе Хьюстона в штате Техас и, угрожая кольтом, заявил – жизнь или кошелек!

Хозяин, дрожа от страха (а кто бы не дрожал?), лишился сил.

Вор, поняв, что перед ним парализованный, после того, как хозяин еле-еле выдавил цену висевшей на стене картины – 1 млн долларов, схватил ее и был таков.

Полиция теряется в догадках - как вор афро-африканской внешности сможет сбыть такое полотно?

Нидерландский художник-портретист Франц ван Мирис Старший был беден, и потому экономил на всем, в том числе на холстах – рисовал картины маленького формата.

Он не мог, конечно, знать, что через 4 века в Художественной галереи Нового Южного Уэльса в Австралии (в 2007 году) воры красиво снимут со стены его автопортрет размером 20х16 сантиметров, спрячут под куртки и никем не замеченными исчезнут.

А ведь украденный «Кавалер» Франца ван Мириса Старшего стоит 1 млн долларов.

Туманный Альбион имеет нехорошую статистику украденных и сданных в металлолом статуй, в том числе - работ признанных мастеров.

От подобных преступлений государство ежегодно теряет 700 тысяч фунтов стерлингов.

В 2011 году Скотланд-Ярде создал специальное подразделение по борьбе с хищениями металлических предметов.

Но «скульптурные воры» уже на следующий же день украли из Далвич-парка скульптуру Барбары Хэпуорт «Две формы», оцениваемую в 900 тысяч долларов.

Надежды на ее возвращение нет.

P.S.

Шедевры крали, крадут и будут красть.

Специальные полицейские – хорошо образованные, творческие люди, будут их искать, чаще всего – не находить.

Forbes будет составлять рейтинги, мы – писать об этом, а любители живописи – читать.

А скульптуры в вашем парке «сажайте» на сваи – чтобы не украли.

Если, конечно, вы живете в Лондоне...