MISERERE...
Огромная фреска, высотою в современный трёхэтажный дом, мгновенно приковывала внимание входящего паломника в прямоугольный зал колоссальных размеров.
Сикстинская капелла, задняя стена — Страшный Суд (Микеланджело Буонаротти – 1539 год, когда ему было 87 лет)
То, что было изображено на ней, приводило человека не просто в испуг, не просто в трепет - а в мистический страх и ужас, пробиравший его с головы до ног, отчего сердце болезненно трепетало, ноги слабели, колени подгибались, и человек благоговейно поникал в молитвенном исступлении.
Он, со слезами, смиренно просил о милосердии и прощении: «Miserere mei, Deus!» - «Помилуй меня, Боже!».
Ибо паломник видел на гигантской фреске объёмную, разверзшуюся вширь и вдаль картину «Страшный суд» - второе пришествие Христа, конец времён, ангелов, играющих на трубах Апокалипсиса, воскрешение мёртвых, динамичное движение массы хаотично переплетённых тел праведников и грешников, восхождение на небо спасённых и низвержение грешников в ад.
Потрясало, приводило в религиозный экстаз, оставляло неизгладимое впечатление ещё и другое.
Папа Римский, конклав кардиналов – распростёрты на земле!
Свечи в Сикстинской капелле и факелы внутри и снаружи гасили один за другим, пока к концу ночной службы не наступала полная тьма, вскоре сменявшаяся рассветом.
Сикстинская капелла, Северная Стена — Крещение Иисуса (Пьетро Перуджино, 1482 год). Посередине - Крещение Иисуса. Справа - Проповедующий Иоан Баптист. В левом верхнем углу - обрезание сына Моисея.
А всё это время сверху, с балюстрады, звучали божественно-неземные голоса двух папских хоров из пяти и четырёх певцов, певших a capella.
Сначала исполнялся Плач Иеремии, а после него звучало знаменитое – «Miserere…» композитора Григорио Аллегри (1582–1652), окружённое слухами и легендами, которые распространялись по всей тогдашней католической Европе.
Да, Miserere было невероятно популярно, были и небылицы об этом религиозном песнопении, как о произведении дивного, неземного звучания, переворачивающем души людей, распространялись во многих странах и паломники стекались в Ватикан перед Пасхой, чтобы услышать это удивительное произведение, которое многие называли – гласом Божьим.
Текстом для него послужил псалом царя Давида, когда он каялся, что убил благочестивого мужа Урию Хеттеянина для того, чтоб овладеть его женой Вирсавией. В псалме было выражено глубокое сожаление о содеянном грехе и мольба о помиловании.
Miserere исполнялось только раз в году, в среду, четверг и пятницу Страстной недели, перед Пасхой, в Сикстинской капелле Ватикана.
Слева направо: Наннерль (старшая сестра), Вольфганг и Леопольд Моцарты
Причём, ноты его сохранялись в глубокой тайне, его партитура была засекречена и недоступна для широкой публики в течение, примерно, 150 лет.
Копировать единсвенную рукопись произведения Григорио Аллегри, хранящегося в Ватикане, запрещалось под страшной угрозой – отлучения от Церкви.
В чём же необычность исполнения хорального песнопения Miserere?
Фразы псалма, которые исполнял пятиголосный хор, чередовались с фразами, которые пели четыре солиста-кастрата. Звучание их очень высоких, сопрановых голосов оканчивалось высочайшим, знаменитым «до» третьей октавы.
А это для средневековых религиозных песнопений было нечто совершенно новое и звучало для паломников как ангельское пение.
Итак, место – Сикстинская капелла, центр католического мира – Ватикан, фреска «Страшный суд», заставляющая паломника с тревогой взвешивать тяжесть своих грехов. Время – ежегодное исполнение во время предрассветной заутрени. Торжественность обрядов Страстной недели – распростёртые Папа Римский и конклав, гаснущие огни, невообразимо прекрасная музыка хоральных песнопений.
Анна Мария Моцарт, мать Вольфганга
Уважаемые читатели, сложите всё это вместе, попробуйте прочувствовать всё так, как фанатичный, одержимый, средневековый паломник и вы поймёте, в чём была сила того впечатления, которое Miserere производило на слушателей, и почему такая слава шла о нём по странам Европы, и остались свидетельства об этом в мемуарной литературе той эпохи.
Однако всем этим ещё не всё сказано о Miserere. Как же, всё-таки, несмотря на угрозу сменяющихся Пап Римских отлучить от церкви того, кто посмеет скопировать и представить католическому миру это произведение, так кто же и как, наконец, это сделал?
13 декабря 1769 года Леопольд и Вольфганг, отец и сын Моцарты, покинули немецкий город Зальцбург и отправились в 15-месячное путешествие по Италии.
В письмах Леопольда к жене есть подробные описания того, как это было. Например, при подъезде к Риму их встречала сильная гроза, мрачные тучи нависали над городом, жутко сверкали молнии и грохотали громы.
«…Словно салют из тяжёлых орудий в честь высокопоставленных господ…» - так писал Леопольд Моцарт жене.
Когда подошло время предпасхальной Страстной Недели, то в среду, 11 апреля 1770 года, как и все паломники, они отправились в Ватикан, чтобы в Сикстинской капелле присутствовать на заутрене и услышать знаменитое Miserere.
Заутреня проходила в предрассветное время, затем весь день они провели в Ватикане, и только возвратившись вечером домой, Вольфганг Моцарт в возрасте 14 лет, записал по памяти, после единственного прослушивания, ноты большого и сложного «Miserere mei,Deus!».
Это же какие запредельные мозги и память надо было иметь Моцарту в подростковом возрасте!
Многие десятилетия тщательно хранившийся секрет «Miserere…» стал всеобщим достоянием и был опубликован в Лондоне в 1771 году...
Сикстинская капелла, задняя стена — Страшный Суд (Микеланджело Буонаротти – 1539 год, когда ему было 87 лет)
То, что было изображено на ней, приводило человека не просто в испуг, не просто в трепет - а в мистический страх и ужас, пробиравший его с головы до ног, отчего сердце болезненно трепетало, ноги слабели, колени подгибались, и человек благоговейно поникал в молитвенном исступлении.
Он, со слезами, смиренно просил о милосердии и прощении: «Miserere mei, Deus!» - «Помилуй меня, Боже!».
Ибо паломник видел на гигантской фреске объёмную, разверзшуюся вширь и вдаль картину «Страшный суд» - второе пришествие Христа, конец времён, ангелов, играющих на трубах Апокалипсиса, воскрешение мёртвых, динамичное движение массы хаотично переплетённых тел праведников и грешников, восхождение на небо спасённых и низвержение грешников в ад.
Потрясало, приводило в религиозный экстаз, оставляло неизгладимое впечатление ещё и другое.
Папа Римский, конклав кардиналов – распростёрты на земле!
Свечи в Сикстинской капелле и факелы внутри и снаружи гасили один за другим, пока к концу ночной службы не наступала полная тьма, вскоре сменявшаяся рассветом.
Сикстинская капелла, Северная Стена — Крещение Иисуса (Пьетро Перуджино, 1482 год). Посередине - Крещение Иисуса. Справа - Проповедующий Иоан Баптист. В левом верхнем углу - обрезание сына Моисея.
А всё это время сверху, с балюстрады, звучали божественно-неземные голоса двух папских хоров из пяти и четырёх певцов, певших a capella.
Сначала исполнялся Плач Иеремии, а после него звучало знаменитое – «Miserere…» композитора Григорио Аллегри (1582–1652), окружённое слухами и легендами, которые распространялись по всей тогдашней католической Европе.
Да, Miserere было невероятно популярно, были и небылицы об этом религиозном песнопении, как о произведении дивного, неземного звучания, переворачивающем души людей, распространялись во многих странах и паломники стекались в Ватикан перед Пасхой, чтобы услышать это удивительное произведение, которое многие называли – гласом Божьим.
Текстом для него послужил псалом царя Давида, когда он каялся, что убил благочестивого мужа Урию Хеттеянина для того, чтоб овладеть его женой Вирсавией. В псалме было выражено глубокое сожаление о содеянном грехе и мольба о помиловании.
Miserere исполнялось только раз в году, в среду, четверг и пятницу Страстной недели, перед Пасхой, в Сикстинской капелле Ватикана.
Слева направо: Наннерль (старшая сестра), Вольфганг и Леопольд Моцарты
Причём, ноты его сохранялись в глубокой тайне, его партитура была засекречена и недоступна для широкой публики в течение, примерно, 150 лет.
Копировать единсвенную рукопись произведения Григорио Аллегри, хранящегося в Ватикане, запрещалось под страшной угрозой – отлучения от Церкви.
В чём же необычность исполнения хорального песнопения Miserere?
Фразы псалма, которые исполнял пятиголосный хор, чередовались с фразами, которые пели четыре солиста-кастрата. Звучание их очень высоких, сопрановых голосов оканчивалось высочайшим, знаменитым «до» третьей октавы.
А это для средневековых религиозных песнопений было нечто совершенно новое и звучало для паломников как ангельское пение.
Итак, место – Сикстинская капелла, центр католического мира – Ватикан, фреска «Страшный суд», заставляющая паломника с тревогой взвешивать тяжесть своих грехов. Время – ежегодное исполнение во время предрассветной заутрени. Торжественность обрядов Страстной недели – распростёртые Папа Римский и конклав, гаснущие огни, невообразимо прекрасная музыка хоральных песнопений.
Анна Мария Моцарт, мать Вольфганга
Уважаемые читатели, сложите всё это вместе, попробуйте прочувствовать всё так, как фанатичный, одержимый, средневековый паломник и вы поймёте, в чём была сила того впечатления, которое Miserere производило на слушателей, и почему такая слава шла о нём по странам Европы, и остались свидетельства об этом в мемуарной литературе той эпохи.
Однако всем этим ещё не всё сказано о Miserere. Как же, всё-таки, несмотря на угрозу сменяющихся Пап Римских отлучить от церкви того, кто посмеет скопировать и представить католическому миру это произведение, так кто же и как, наконец, это сделал?
13 декабря 1769 года Леопольд и Вольфганг, отец и сын Моцарты, покинули немецкий город Зальцбург и отправились в 15-месячное путешествие по Италии.
В письмах Леопольда к жене есть подробные описания того, как это было. Например, при подъезде к Риму их встречала сильная гроза, мрачные тучи нависали над городом, жутко сверкали молнии и грохотали громы.
«…Словно салют из тяжёлых орудий в честь высокопоставленных господ…» - так писал Леопольд Моцарт жене.
Когда подошло время предпасхальной Страстной Недели, то в среду, 11 апреля 1770 года, как и все паломники, они отправились в Ватикан, чтобы в Сикстинской капелле присутствовать на заутрене и услышать знаменитое Miserere.
Заутреня проходила в предрассветное время, затем весь день они провели в Ватикане, и только возвратившись вечером домой, Вольфганг Моцарт в возрасте 14 лет, записал по памяти, после единственного прослушивания, ноты большого и сложного «Miserere mei,Deus!».
Это же какие запредельные мозги и память надо было иметь Моцарту в подростковом возрасте!
Многие десятилетия тщательно хранившийся секрет «Miserere…» стал всеобщим достоянием и был опубликован в Лондоне в 1771 году...