Вход Регистрация
ASHKELON.RU - Ашкелон | Израиль | Новости сегодня
суббота, 20 апреля 01:17


ГЛОНАСС не жил, но приказал GPS долго жить

О том, что ГЛОНАСС – не жилец, прекрасно знал просвещенный в части космических систем научный мир.

Жалко было смотреть на журналистов TV, когда они, наклоняясь к камере, с пылом расписывали о превосходстве ГЛОНАСС, о том, чего не было и нет.

Кстати, те же журналисты, следуя изменившемуся ветру, сегодня клеймят позором и ученых, и тот же ГЛОНАСС...

Ясно было – журналисты понятия не имеют о системе ГЛОНАСС, кроме того, что ее надо было всеми силами затолкать в головы россиян, а оттуда вытолкать GPS – отвратительный, мерзкий, чужой, символ технологического превосходства американцев.

А если и точный, то не намного – раза в 3-4.

GPS, или Global Positioning System — система глобального позиционирования, ни что иное как спутниковая система навигации, обеспечивающая измерение расстояния, времени и определяющая местоположение объекта.

Она позволяет в любом месте Земли (кроме приполярных областей), практически - при любой погоде, а также в космическом пространстве вблизи поверхности планеты определить местоположение и скорость объектов.

Система разработана, реализована и эксплуатируется Министерством обороны США.

А теперь – любопытные факты из истории.

Как и многое в американской науке, многие практические идеи пришли из нереализованных советских исследований.

Советские научные разработки, значительно опережавшие мир - лазеры, краевые волны в физической теории дифракции советского ученого Петра Яковлевича Уфимцева, теория спутниковой навигации – все это выразилось в практических разработках американцев в области лазерных систем, технологий невидимости Stealth technology, систем GPS-навигации и многого другого.

Еще в 1973 году в США была создана программа DNSS, позже переименованная в Navstar-GPS, а, затем, в GPS.

Первый тестовый спутник GPS был выведен на орбиту 14 июля 1974 года.

Последний – 24-й, необходимый для полного покрытия земной поверхности - в 1993.

И система GPS встала на вооружение: ею пользуются во всем мире, в том числе – и довольно активно – в России, ибо она не вводит ограничений на применение.

Самое важное - GPS используются для точного наведения ракет как на неподвижные, так и на подвижные объекты в воздухе и на земле.

1 сентября 1983 года в небе к юго-западу от острова Сахалин, Boeing 747-230B южнокорейской авиакомпании Korean Air, был сбит ракетой, выпущенной советским истребителем.

Погибли 246 пассажиров и 23 члена экипажа.

Каким образом самолет, выполнявший рейс по маршруту Нью-Йорк-Сеул, отклонился от курса на 500 км?

Международная организация гражданской авиации, вначале обвинявшая власти СССР, после расследования вынуждена была признать - пилоты неправильно настроили автопилот.

После этого в США было принято решение - с целью не допустить в будущем подобных трагедий разрешено было использовать до того секретные системы GPS для гражданских целей.

Однако американцы боялись – и не без основания, GPS попадет таким образом в руки их вечного противника – СССР.

Скопировать систему или понять – как она устроена, по образцу – невозможно.

Но использовать ее для своих ракет СССР мог вполне, и потому американцы решили «загрубить» точность - она была уменьшена специальным алгоритмом.

Сегодня – это один из недостатков системы GPS, которая стала привычной у сотен миллионов автолюбителей.

Но для военных целей американцы создали военную копию системы, работающую с прежней точностью, но на другой частоте.

Нужна ли была аналогичная собственная система в России?

Да – нужна.

Нужна для военных, чтобы противник, а сегодня это не обязательно американцы, не могли вмешиваться в процесс управления полетом российских ракет.

Было ясно – создать систему такой же точности, как и GPS, Россия не сможет – из-за технологического отставания.

Но трудно было представить – в столь важном проекте еще и украдут часть его бюджета.

Из публикаций в российской печати стало известно - Министерство обороны России не хочет принимать в эксплуатацию и ставить на боевое дежурство навигационную систему ГЛОНАСС.

Дело о крупном хищении бюджетных в настоящее время расследует следственный комитет.

В качестве главной причины названа деградация спутниковой группировки.

Не согласен – она никогда не была совершенной, а потому и деградировать было нечему.

Дошло до того, что даже российские депутаты и сенаторы возмущены тем, что их заставляют использовать ГЛОНАСС в своих машинах.

Правда, это – не из-за их низкого качества: депутатов беспокоит, что, цитирую, «...не только водители, но и депутаты будут находиться под контролем».

Правильно – чтобы лучше работали.

Российские издания сообщают – на спутниках ГЛОНАСС, будто бы стоят низкокачественные тайваньские микросхемы, пришедшие на замену американские радиационно-стойким микросхемам класса space, запрещенных к продаже в Россию после войны 2008 года в Южной Осетии.

Вполне вероятно, Россия, дабы компенсировать провал с ГЛОНАСС, в 2014 году запустит более совершенные аппараты. По планам - к 2020 году в орбитальной группировке системы должно быть 30 спутников, в том числе - 6 резервных.

Жаль талантливых российских инженеров и ученых – они к коррупционному скандалу с хищением 6.5 миллиардов рублей в процессе разработки ГЛОНАСС, отношения не имели.

Рано или поздно, сегодня пусть и несовершенная, но российская разработка помогла бы стране продвинуться в части технологий.

Теперь ей грозит еще больший провал в этой сфере.