ГЛОНАСС не жил, но приказал GPS долго жить
О том, что ГЛОНАСС – не жилец, прекрасно знал просвещенный в части космических систем научный мир.
Жалко было смотреть на журналистов TV, когда они, наклоняясь к камере, с пылом расписывали о превосходстве ГЛОНАСС, о том, чего не было и нет.
Кстати, те же журналисты, следуя изменившемуся ветру, сегодня клеймят позором и ученых, и тот же ГЛОНАСС...
Ясно было – журналисты понятия не имеют о системе ГЛОНАСС, кроме того, что ее надо было всеми силами затолкать в головы россиян, а оттуда вытолкать GPS – отвратительный, мерзкий, чужой, символ технологического превосходства американцев.
А если и точный, то не намного – раза в 3-4.
GPS, или Global Positioning System — система глобального позиционирования, ни что иное как спутниковая система навигации, обеспечивающая измерение расстояния, времени и определяющая местоположение объекта.
Она позволяет в любом месте Земли (кроме приполярных областей), практически - при любой погоде, а также в космическом пространстве вблизи поверхности планеты определить местоположение и скорость объектов.
Система разработана, реализована и эксплуатируется Министерством обороны США.
А теперь – любопытные факты из истории.
Как и многое в американской науке, многие практические идеи пришли из нереализованных советских исследований.
Советские научные разработки, значительно опережавшие мир - лазеры, краевые волны в физической теории дифракции советского ученого Петра Яковлевича Уфимцева, теория спутниковой навигации – все это выразилось в практических разработках американцев в области лазерных систем, технологий невидимости Stealth technology, систем GPS-навигации и многого другого.
Еще в 1973 году в США была создана программа DNSS, позже переименованная в Navstar-GPS, а, затем, в GPS.
Первый тестовый спутник GPS был выведен на орбиту 14 июля 1974 года.
Последний – 24-й, необходимый для полного покрытия земной поверхности - в 1993.
И система GPS встала на вооружение: ею пользуются во всем мире, в том числе – и довольно активно – в России, ибо она не вводит ограничений на применение.
Самое важное - GPS используются для точного наведения ракет как на неподвижные, так и на подвижные объекты в воздухе и на земле.
1 сентября 1983 года в небе к юго-западу от острова Сахалин, Boeing 747-230B южнокорейской авиакомпании Korean Air, был сбит ракетой, выпущенной советским истребителем.
Погибли 246 пассажиров и 23 члена экипажа.
Каким образом самолет, выполнявший рейс по маршруту Нью-Йорк-Сеул, отклонился от курса на 500 км?
Международная организация гражданской авиации, вначале обвинявшая власти СССР, после расследования вынуждена была признать - пилоты неправильно настроили автопилот.
После этого в США было принято решение - с целью не допустить в будущем подобных трагедий разрешено было использовать до того секретные системы GPS для гражданских целей.
Однако американцы боялись – и не без основания, GPS попадет таким образом в руки их вечного противника – СССР.
Скопировать систему или понять – как она устроена, по образцу – невозможно.
Но использовать ее для своих ракет СССР мог вполне, и потому американцы решили «загрубить» точность - она была уменьшена специальным алгоритмом.
Сегодня – это один из недостатков системы GPS, которая стала привычной у сотен миллионов автолюбителей.
Но для военных целей американцы создали военную копию системы, работающую с прежней точностью, но на другой частоте.
Нужна ли была аналогичная собственная система в России?
Да – нужна.
Нужна для военных, чтобы противник, а сегодня это не обязательно американцы, не могли вмешиваться в процесс управления полетом российских ракет.
Было ясно – создать систему такой же точности, как и GPS, Россия не сможет – из-за технологического отставания.
Но трудно было представить – в столь важном проекте еще и украдут часть его бюджета.
Из публикаций в российской печати стало известно - Министерство обороны России не хочет принимать в эксплуатацию и ставить на боевое дежурство навигационную систему ГЛОНАСС.
Дело о крупном хищении бюджетных в настоящее время расследует следственный комитет.
В качестве главной причины названа деградация спутниковой группировки.
Не согласен – она никогда не была совершенной, а потому и деградировать было нечему.
Дошло до того, что даже российские депутаты и сенаторы возмущены тем, что их заставляют использовать ГЛОНАСС в своих машинах.
Правда, это – не из-за их низкого качества: депутатов беспокоит, что, цитирую, «...не только водители, но и депутаты будут находиться под контролем».
Правильно – чтобы лучше работали.
Российские издания сообщают – на спутниках ГЛОНАСС, будто бы стоят низкокачественные тайваньские микросхемы, пришедшие на замену американские радиационно-стойким микросхемам класса space, запрещенных к продаже в Россию после войны 2008 года в Южной Осетии.
Вполне вероятно, Россия, дабы компенсировать провал с ГЛОНАСС, в 2014 году запустит более совершенные аппараты. По планам - к 2020 году в орбитальной группировке системы должно быть 30 спутников, в том числе - 6 резервных.
Жаль талантливых российских инженеров и ученых – они к коррупционному скандалу с хищением 6.5 миллиардов рублей в процессе разработки ГЛОНАСС, отношения не имели.
Рано или поздно, сегодня пусть и несовершенная, но российская разработка помогла бы стране продвинуться в части технологий.
Теперь ей грозит еще больший провал в этой сфере.
Жалко было смотреть на журналистов TV, когда они, наклоняясь к камере, с пылом расписывали о превосходстве ГЛОНАСС, о том, чего не было и нет.
Кстати, те же журналисты, следуя изменившемуся ветру, сегодня клеймят позором и ученых, и тот же ГЛОНАСС...
Ясно было – журналисты понятия не имеют о системе ГЛОНАСС, кроме того, что ее надо было всеми силами затолкать в головы россиян, а оттуда вытолкать GPS – отвратительный, мерзкий, чужой, символ технологического превосходства американцев.
А если и точный, то не намного – раза в 3-4.
GPS, или Global Positioning System — система глобального позиционирования, ни что иное как спутниковая система навигации, обеспечивающая измерение расстояния, времени и определяющая местоположение объекта.
Она позволяет в любом месте Земли (кроме приполярных областей), практически - при любой погоде, а также в космическом пространстве вблизи поверхности планеты определить местоположение и скорость объектов.
Система разработана, реализована и эксплуатируется Министерством обороны США.
А теперь – любопытные факты из истории.
Как и многое в американской науке, многие практические идеи пришли из нереализованных советских исследований.
Советские научные разработки, значительно опережавшие мир - лазеры, краевые волны в физической теории дифракции советского ученого Петра Яковлевича Уфимцева, теория спутниковой навигации – все это выразилось в практических разработках американцев в области лазерных систем, технологий невидимости Stealth technology, систем GPS-навигации и многого другого.
Еще в 1973 году в США была создана программа DNSS, позже переименованная в Navstar-GPS, а, затем, в GPS.
Первый тестовый спутник GPS был выведен на орбиту 14 июля 1974 года.
Последний – 24-й, необходимый для полного покрытия земной поверхности - в 1993.
И система GPS встала на вооружение: ею пользуются во всем мире, в том числе – и довольно активно – в России, ибо она не вводит ограничений на применение.
Самое важное - GPS используются для точного наведения ракет как на неподвижные, так и на подвижные объекты в воздухе и на земле.
1 сентября 1983 года в небе к юго-западу от острова Сахалин, Boeing 747-230B южнокорейской авиакомпании Korean Air, был сбит ракетой, выпущенной советским истребителем.
Погибли 246 пассажиров и 23 члена экипажа.
Каким образом самолет, выполнявший рейс по маршруту Нью-Йорк-Сеул, отклонился от курса на 500 км?
Международная организация гражданской авиации, вначале обвинявшая власти СССР, после расследования вынуждена была признать - пилоты неправильно настроили автопилот.
После этого в США было принято решение - с целью не допустить в будущем подобных трагедий разрешено было использовать до того секретные системы GPS для гражданских целей.
Однако американцы боялись – и не без основания, GPS попадет таким образом в руки их вечного противника – СССР.
Скопировать систему или понять – как она устроена, по образцу – невозможно.
Но использовать ее для своих ракет СССР мог вполне, и потому американцы решили «загрубить» точность - она была уменьшена специальным алгоритмом.
Сегодня – это один из недостатков системы GPS, которая стала привычной у сотен миллионов автолюбителей.
Но для военных целей американцы создали военную копию системы, работающую с прежней точностью, но на другой частоте.
Нужна ли была аналогичная собственная система в России?
Да – нужна.
Нужна для военных, чтобы противник, а сегодня это не обязательно американцы, не могли вмешиваться в процесс управления полетом российских ракет.
Было ясно – создать систему такой же точности, как и GPS, Россия не сможет – из-за технологического отставания.
Но трудно было представить – в столь важном проекте еще и украдут часть его бюджета.
Из публикаций в российской печати стало известно - Министерство обороны России не хочет принимать в эксплуатацию и ставить на боевое дежурство навигационную систему ГЛОНАСС.
Дело о крупном хищении бюджетных в настоящее время расследует следственный комитет.
В качестве главной причины названа деградация спутниковой группировки.
Не согласен – она никогда не была совершенной, а потому и деградировать было нечему.
Дошло до того, что даже российские депутаты и сенаторы возмущены тем, что их заставляют использовать ГЛОНАСС в своих машинах.
Правда, это – не из-за их низкого качества: депутатов беспокоит, что, цитирую, «...не только водители, но и депутаты будут находиться под контролем».
Правильно – чтобы лучше работали.
Российские издания сообщают – на спутниках ГЛОНАСС, будто бы стоят низкокачественные тайваньские микросхемы, пришедшие на замену американские радиационно-стойким микросхемам класса space, запрещенных к продаже в Россию после войны 2008 года в Южной Осетии.
Вполне вероятно, Россия, дабы компенсировать провал с ГЛОНАСС, в 2014 году запустит более совершенные аппараты. По планам - к 2020 году в орбитальной группировке системы должно быть 30 спутников, в том числе - 6 резервных.
Жаль талантливых российских инженеров и ученых – они к коррупционному скандалу с хищением 6.5 миллиардов рублей в процессе разработки ГЛОНАСС, отношения не имели.
Рано или поздно, сегодня пусть и несовершенная, но российская разработка помогла бы стране продвинуться в части технологий.
Теперь ей грозит еще больший провал в этой сфере.