Кульминация сезона
Бывают концерты, в которых решающим фактором становится исполнительский коллектив; программа как бы «отступает» на второй план.'Точнее скажу так: что бы ни играли музыканты – классику, романтику, современную музыку – это в любом случае интересно и талантливо. «На каждом концерте я стремлюсь достигать спонтанности и творческого полёта», - провозглашает Л.С.Ларсен, нынешний дирижёр и скрипач Государственного оркестра Грузии. С добавкой – Германия. Но об этом чуть позже.
Есть концерты другого рода, где определяющей становится именно программа, когда слушатели идут на конкретные любимые сочинения – независимо от исполнителей и качества исполнения. Главное – услышать «знакомое», снова сопереживать хорошо известному сочинению. А вот ежели оба эти качества совпадают – яркая программа идёт в блестящей интерпретации, таким концертам суждено стать кульминациями художественных впечатлений.
«Грузинский камерный отличает бархатность и вместе с тем темперамент звучания… Это коллектив экстра-класса… Чувствуется, что музыканты приходят сюда не на работу, а делать музыку… На концерте царит удивительная атмосфера – мы все сливаемся в игре… Мы можем спорить, ссориться, пошуметь на репетициях, а потом на концерте выдать такое, что публика минут 15 стоит и аплодирует». Я собрал воедино несколько высказываний музыкантов оркестра, который сейчас гастролирует в Израиле, и выйдет сегодня на сцену под руководством маэстро Эвана Христа, выпускника Гарварда и Лейпцигской Высшей Школы Музыки, ученика Криштофа Эйшенбаха, одного из самых выдающихся дирижёров нового, молодого поколения США. Вместе с ним – не побоюсь этого комплимента - будут играть всемирно знаменитые израильские солисты; среди них – виолончелистка Даниэла Акта, лауреат Международных конкурсов, уже имеющая опять выступлений с лучшими филармоническими оркестрами страны, вплоть до Израильского филармонического. Сам Ицхак Перельман, олицетворение скрипичной мудрости и мастерства, назвал Д. Акта восходящей израильской звездой.
Заранее предвкушаю новую встречу с тремя потрясающими кларнетистами, таким «семейным кланом» на сцене. Тех, кто их не слышал, предупреждаю: вас ждёт ощущение неприкрытого восторга. Это солист оркестра Израильской оперы Михаил Гурфинкель (бас-кларнет и кларнет в сочинении Шломо Грониха), и воспитанные им двое сыновей-близнецов, Александр и Даниэль, каждый из которых - музыкант высшей пробы, а вместе они составляют совершенно удивительный и уникальный дуэт фантастической выразительности и виртуозности.
А теперь вернёмся на четверть века назад, точнее, в 1990-й год. На музыкальный фестиваль в немецкий Любек приезжает, и уже не в первый раз, Грузинской камерный оркестр под руководством замечательной скрипачки Лианы Исакадзе. Время трудное, обстановка в Грузии очень напряжённая, нестабильная, творческие перспективы оркестра не очень понятные. И коллектив во главе с руководителем единогласно решает принять предложение муниципальных властей баварского города Ингольштадта и концерна «Ауди» – остаться поработать в Германии (кстати, в том же году оркестр В.Спивакова остаётся жить и работать в Испании). Музыкантам Грузии пообещали – и обещание было выполнено! – отличные условия для творческой работы…
И вот уже не полгода, как предполагалось, а четверть века Грузинской камерный оркестр, сохранив в основном свой первоначальный состав и пополнив его несколькими европейскими музыкантами, выступает в Германии и ездит с гастролями по всему миру. Вот так и прибавился в титуле оркестра ещё один пункт, ещё одна страна: Германия.
Но связи с Грузией не потеряны: почти каждый год оркестр выступает там с гастролями, причём, бесплатными.
Что же услышат ашкелонцы в аннотируемом концерте и, будем надеяться, в блестящем художественном исполнении?
Во-первых, добрую старую знакомую – Маленькую ночную серенаду Моцарта – один из шедевров венской классики 18-го столетия, созданный композитором в 1787 году.
Этот классический «шлягер», известный и узнаваемый любым знатоком или любителем музыки, должен сразу же определить тон, настроение всего концерта. Его просто нельзя играть плохо, приблизительно, «вообще». Жизнерадостное сочинение (хотя есть и свои внутренние контрасты в каждой из 4-х частей) удивительно гармоничное по форме, Серенада вполне соответствует нашим представлениям о «лёгкой» музыке той эпохи.
А вот другая Серенада – из второго отделения. Серенада для струнного оркестра До мажор – была написана Чайковским, по его признанию, «как бы нечаянно», среди крупных оперных и симфонических работ. В ней, как и у Моцарта, 4 части, но более развёрнутые, масштабные, приближающие эту Серенаду к большой Сюите или даже к лирической Симфонии. Каждая из частей – это одно главное душевное состояние, оттененное другими. Трижды на протяжении 1-й части звучит величественная тема, как бы открывающая действие - и потом появляющаяся в его кульминационных точках. А в промежутках – спокойная мечтательная задумчивость 1-й части, с характерными для Чайковского образами-всплесками страсти, порыва души; милый, наивный, несколько патриархальный Вальс (2-я часть); трепетное воспоминание или, может, мечта о чём-то дорогом, далёком, недостижимым – 3-я часть. И, наконец, - Чайковский верен себе – появление русского плясового мотива, как это часто бывает в его Финалах (на этот раз – русская плясовая «Под яблонью зелёной»).
В том же 1881 году (это год написания и первого исполнение Серенады Чайковского) немецкий композитор, протестант по религиозным убеждениям, Макс Брух пишет свою знаменитую пьесу для виолончели с оркестром на основе старинной еврейской молитвы «Кол Нидрей» («Все обеты»). «Кол Нидрей» звучит в синагогах в начале вечерней службы праздника Йом Кипур и «знаменует собой провозглашение отказа от обетов, зароков и клятв, относящихся только к давшему ему».
М. Брух интересовался творчеством многих народов, воплощая его в своей музыке.. Но суровый, сдержанный напев «Кол Нидрей» потряс его. Небольшая пьеса с солирующим голосом виолончели стала одним из символов еврейства. Трагический напев составляет основу непрерывно развивающегося целого, сочетаясь с другой темой, возвышенно-лирического характера, образуя цепь драматических вариаций.
В годы фашизма, во многом «благодаря» Кол Нидрей, творчество Макса Бруха было под запретом. Его по ошибке считали евреем. И только в пятидесятые годы сочинения композитора зазвучали в полный голос.
Думаю, блестящие симфонические миниатюры грузинского композитора Султана Цинцадзе, подлинного мастера этого жанра, Фантазия на темы популярного мюзикла «Скрипач на крыше», и чрезвычайно интересная пьесы израильского композитора Шломо Грониха (многие помнят его сольные вечера и дуэтные выступления с Л. Пташкой) «Мозаика» сделают – вместе с уже названными сочинениями и великолепной когортой их исполнителей - концерт Грузинского камерного оркестра, его дирижёра и солистов, не просто ОТКРЫТИЕМ, но КУЛЬМИНАЦИЕЙ нынешнего абонементного сезона…
Эд Добрыкин, музыковед, Магистр Музыки











