Вход Регистрация
ASHKELON.RU - Ашкелон | Израиль | Новости сегодня
вторник, 27 февраля 16:50


Скандал в Кнессете из-за сокращения бюджета программы поощрения изучения математики в школах

Скандал в Кнессете из-за сокращения бюджета программы поощрения изучения математики в школах
Фото: freepik.com

Резкое сокращение программы поощрения изучения математики на пять «учебных единиц» («ехидот») в старших классах и лишение этой программы статуса национального проекта привело к словесной перепалке между главой минпроса Йоавом Кишем и бывшими премьер-министром и министром просвещения – Нафтали Беннетом и Ифат Шаша-Битон, которая также занимала этот пост.

Бюджет программы на 2023-2024 гг. был урезан до 10 млн шекелей (в 2022 году он составлял 40 млн шекелей). Это привело к значительному уменьшению дополнительных часов, предназначенных для факультативных занятий и повышения квалификации учителей. Кроме того, прекратил свое существование интернет-сайт, открытый в рамках реализации этой программы. Он успел завоевать популярность как среди школьников, так и среди их преподавателей, но министерство просвещения прекратило его финансирование.

Начиная с будущего учебного года, программа утрачивает статус национального проекта. Это означает, что она станет одной из десятков тысяч других, ей подобных, которые директора школ могут выбирать по собственному усмотрению. Вряд ли программа поощрения изучения математики заслуживает подобного понижения статуса.

Первым на решение министерства просвещения откликнулся Нафтали Беннет.

«Мы потратили долгие годы на то, чтобы подтолкнуть израильских школьников в сторону изучения математики, — написал он в социальной сети Twitter. – Это открыло молодым жителям периферии путь в элитное подразделение компьютерной разведки – 8200, в хайтек и изменило их будущее.  Это одна из самых успешных программ в истории государства, зачем же ее разрушать?»

Киш в ответ поспешил обвинить правительство Беннета в создании системы, позволяющей директорам школ выбирать наиболее подходящие для них программы.

«Видимо, премьер-министр не заметил этого, так как был занят посредничеством между Путиным и Зеленским», — съязвил он.

Принять участие в этом «обмене любезностями» решила и Шаша-Битон.

«В бюджет 2022 года, принятый «правительством перемен», было заложено финансирование программы поощрения изучения математики, — написала она в Twitter. —  А ваш бюджет нанес по программе тяжкий удар».

Далее Шаша-Битон обвинила Киша в попытке увильнуть от ответственности.

Лучше взяться за исправление ситуации

Провал всегда остается сиротой, но вместо того, чтобы заниматься поиском виновных, министру просвещения стоило бы взяться за исправление ситуации и защитить программу от обрушившегося на нее удара. И вообще, было бы хорошо сделать что-нибудь для повышения уровня преподавания математики в Израиле, начиная с начальной школы.

Несмотря на то, что количество старшеклассников, изучающих математику на 5 «единиц», заметно возросло, они составляют всего 16,5% от общего числа. Подавляющие большинство выпускников – 63% — сдают математики на 3 «единицы». Это не позволяет им поступать в университеты и колледжи на технические факультеты, по окончании которых можно рассчитывать на высокие зарплаты. С тремя зачетными единицами по математике в хайтек не попадешь.

Что касается взаимных обвинений между Беннетом и Кишем: мы не смогли найти решение «правительства перемен», наносящее удар по программе поощрения изучения математики. Но на самом деле это не имеет принципиального значения. Бюджет 2023-24 гг. был утвержден нынешним правительством, а не прежним, и Киш уже доказал, что может отменять решения своих предшественников, если это ему по-настоящему важно (например, сразу же после вступления в должность он отменил реформу выпускных экзаменов).

Видимо, программа поощрения изучения математики вызывает у него меньший интерес, чем экзамены на аттестат зрелости или изучение ТАНАХа. Вступив в должность, Киш произвел в этих сферах серьезные перемены.

И вообще, вряд ли Киш как министр просвещения от крупной партии, пестующей только две системы образования (ультраортодоксальную и сионистско-религиозную), имеет право читать мораль Беннету. Беннет, возглавляя секторальную партию, проводил программу поощрения изучения математики и не покушался на общественные интересы в том, что связано с преподаванием основных предметов школьной программы.

Возможно, Киш упустил из виду нанесение удара по изучению математики, так как был занят другими проблемами – например, выделением миллиардов шекелей частной ультраортодоксальной системе образования. Он сделал это, несмотря на урон, который несет из-за этого экономика страны.

Математика – это вообще для леваков

Дебаты по поводу изучения математики разразились в тот момент, когда правительство решило возобновить принятие законов, составляющих основу судебного переворота. Программа, по поводу которой поспорили нынешний и бывшие министры, была призвана обеспечить хайтек квалифицированными кадрами.

Продвигая судебный переворот, правительство наносит по хайтеку серьезный удар, что подтвердило письмо руководителей высокотехнологичных компаний с призывом не отменять программу Беннета. В целом, назначив Ави Маоза своего рода инспектором системы просвещения, правительство показало, что  вообще выступает против всего нового.

Нынешнее правительство усиленно продвигает консервативные и религиозные ценности. Изучение основных предметов школьной программы не возглавляет порядок приоритетов министерства просвещения – это место отведено изучению ТАНАХа и основ иудаизма. Возможно, что математика, из-за своей близости к отрасли высоких технологий, представители которой выступают против реформ правительства, воспринимается членами кабинета как нечто леволиберальное и недостаточно еврейское. Поэтому никто за нее и не борется.

Программа поощрения изучения математики стала одним из главных успехов министерства просвещения – и это несмотря на свой относительно низкий бюджет. Она выполнила свои задачи – с ее помощью тысячи учеников смогли сдать экзамены по математике на аттестат зрелости на 5 «единиц».

Программа произвела переворот и в сознании учеников, и в сознании работников системы просвещения. Она доказала, что минпрос может изменять реальность, поставив перед собой четкие задачи. И именно это является главной проблемой министерства при нынешнем руководстве. Оно ничего не предлагает израильским школьникам в качестве компенсации за отмену прежней программы. Таким темпом скоро будут ликвидированы все немногочисленные достижения предыдущего правительства.

Источник: detki