Вход Регистрация
ASHKELON.RU - Ашкелон | Израиль | Новости сегодня
четверг, 28 мартa 15:25


Аэродинамический инцидент над Аравийским морем

Ранним утром 7 января 2017 года пассажирский лайнер A380-800 авиакомпании Emirates выполнял рейс из Дубая в Сидней. В тот момент, когда самолет находился над Аравийским морем, маршрут его пересек бизнес-джет Bombardier Challenger 604, принадлежащий немецкому бизнес-оператору MHS Aviation.

Бизнес-джет пролетел позади гигантского лайнера и на 300 м ниже него. Это вызвало попадание в так называемый спутный след самолета и потерю управляемости. Самолет несколько раз – от 3 до 5, перевернулся в воздухе. Нарушение режима полета вызвало остановку обоих турбореактивных двигателей, что привело к мгновенному падению самолета вниз.

Джет падал 3 км, пока пилотам не удалось запустить двигатели и восстановить управление. После посадки компании-оператору пришлось списать уцелевший лайнер, несколько пассажиров самолета пострадали.

Спутный след, или спутная струя — воздушное течение в виде вихрей, срывающихся с законцовок крыла летящего самолета.

Вихрь образуется из-за стремления воздуха переместиться из области повышенного давления (под крылом) в область пониженного давления (над крылом). Считается, что вихри быстро затухают, но могут продолжаться до 5 минут, а за тяжелым самолетом они могут тянуться на километры.

Нахождение в спутном следе другого самолета из-за высокой турбулентности создает эффект «езды по кочкам». Известно о нескольких авиакатастрофах, которые произошли из-за попадания в спутный след – пилоты теряли и не смогли восстановить управление самолетом.

При организации взлетов и посадок в аэропортах этот эффект учитывается в так называемом синхроне, составляющем от 3 до 5 минут, и авиадиспетчеры учитывают это, выдерживая интервалы, достаточные для рассеивания или сноса ветром спутных струй из зоны глиссады. Для контроля спутных струй в зоне глиссады применяют лидары.

Для уменьшения потерь энергии на образование спутной струи (срыва спутной струи) на концах крыльев устанавливаются специальные законцовки, по виду напоминающие небольшие «крылышки» — аэродинамические гребни или винглеты (от английского слова winglets), расположенные вертикально или наклонно. Установка этих элементов позволяет увеличить подъемную силу крыла и снизить расход топлива. К минусам относится уменьшенная устойчивость к боковому ветру.

Любопытно, что факт произошедшего с бизнес-джетом над Аравийским морем бизнес-оператор MHS Aviation тщательно скрывал, но об этом узнало издание Aviation Herald, которое специализируется на отслеживании авиационных инцидентов.

Источник: gazeta.ru

Лента новостей