Возвышенное и земное
Я не случайно позаимствовал название этой аннотации к заключительному концерту сезона абонемента «Класси-кейф» у австрийского музыканта, писателя Дэвида Вэйса. Так он озаглавил свою, пожалуй, самую знаменитую книгу о Моцарте, его жизни и творчестве. Я же хочу отнести это название к музыке сразу двух композиторов, имена которых волею судеб оказались рядом: Вольфганг Амадей Моцарт и Антонио Сальери.
'
Именно их сочинения прозвучат в программе, именно их музыка одинаково благородна и возвышенна, но именно их земное существование и смерть Моцарта породили массу толков, сплетен и легенд. А ещё – великую «Маленькую трагедию» А.С. Пушкина «Моцарт и Сальери», написанную всего через 5 лет – в 1830 году – после смерти Антонио Сальери (1825 год) и поставленную впервые ровно через 40 лет после смерти Моцарта (1791)…
В 1997 году в «сердце мировой оперы», итальянском Милане, для которого в своё время писали и Моцарт, и Сальери (последний, кстати, специально к открытию театра Ла Скала) состоялся необычный судебный процесс, организованный, тем не менее, по всем законам и правилам европейского правосудия. Необычным было лишь то, что «подсудимый», крупнейший композитор и музыкально-общественный деятель рубежа 18-19 веков, обвинялся в убийстве другого композитора – «светлого музыкального гения», и сам умер за 172 года до Миланского процесса. Но суд истории свершился и установил:
Антонио Сальери НЕВИНОВЕН в трагической смерти Моцарта. НЕ-ВИ-НО-ВЕН…
Всё остальное не так уж и важно. Главное, музыка Сальери, как и музыка Моцарта – есть возвышенная и земная сущность Прекрасного. Даже Пушкин, активно поддержавший легенду об отравлении и силой своего гения способствовавший её распространению, вкладывает в уста своего Моцарта – причём, неоднократно, характеристики Сальери как большого музыканта, а не завистливого ремесленника. Пушкин словно противоречит самому себе, собственной версии. Давайте вспомним. Моцарт (у Пушкина): «Он же гений (это о Бомарше) как ТЫ да я…»; «за искренний союз, связующий Моцарта и Сальери – двух сыновей Гармонии»; и далее: «Когда бы все так чувствовали силу гармонии! Но нет, тогда б не мог и мир существовать». И, наконец: «Нас мало, избранных, счастливцев праздных.., единого Прекрасного жрецов».
Да, сохранилось в истории несколько довольно резких высказываний Моцарта о Сальери, относящихся к началу 80-х годов… Сальери, один из кумиров музыкальной Вены, Моцарт, только что приехавший туда, не может найти ни постоянной должности, ни жизненного успеха. Но есть и письмо Моцарта, написанное менее чем за 2 месяца до смерти, где он с восторгом вспоминает посещение Сальери своей оперы «Волшебная флейта». И именно Сальери за несколько лет до этого вернул в репертуар императорского театра запрещённую до того оперу Моцарта «Свадьба Фигаро», и дирижировал некоторыми другими сочинениями Моцарта в своих концертах.
Историческая правда восторжествовала. Сочинения Сальери и Моцарта, почти современников (их рождение разделяет всего 6 лет) всё чаще стоят рядом в концертных программах и вы. сегодняшние слушатели, можете в этом убедиться: прозвучат 4 части из Реквиема Сальери в первом отделении. И полностью Реквием Моцарта – во втором. Впрочем, известно. Что сам Моцарт успел написать только первые шесть частей. Смерть на 36-м году помешала закончить работу, и всё после гениальной «Ля Кримоза» («Слёзной») написано и дописано по сохранившимся наброскам, эскизам, отдельным партиям, прижизненным указаниям одним из учеников Моцарта Зюсмайером. Эти два Реквиема разделяет минимальный – в историческом масштабе - срок написания – всего 13 лет. В 1791 году написан Реквием Моцарта, в 1804 – Антонио Сальери.
Жанр заупокойной католической мессы всегда волновал композиторов. Десятки реквиемов подарила нам история музыки на протяжении нескольких столетий. Назову авторов только самых известных: Перголези, Берлиоз, Верди, Форе, Бриттен. И каждый создал свой шедевр. Здесь есть и грандиозные и почти камерные сочинения; произведения религиозного и вполне светского содержания, приближающиеся к опере или музыкально-драматической поэме. Последнее вполне можно отнести и к величайшему творению человечества – Реквиему Моцарта. Это не просто католические религиозные песнопения. Это искреннее драматическое повествование о человеческом горе и страдании, о собственной трагической судьбе художника. Моцарт, уже тяжело больной, испытывал тревожные опасения – он пишет Реквием самому себе, для самого себя. Поэтому замысел сочинения и его воплощение необыкновенно волновали композитора. Он писал свой Реквием с огромным душевным подъёмом.
Впрочем, и Реквием Сальери, написанный им задолго до смерти (более чем за 20 лет) – это тоже выражение реальных человеческих чувств: скорби, надежды, ощущения близкой кончины – и светлой веры в душевные силы человека. «Обязательные» части заупокойной литургии и у Сальери, и у Моцарта становятся замечательными страницами хоровой европейской музыки. Прекрасны и сольные фрагменты, приближающиеся у Моцарта к оперным ариям.
Интересно, что Реквием Сальери никогда не исполнялся при его жизни. Согласно завещанию композитора, он впервые прозвучал на его похоронах. А на могиле Сальери появилась вот такая эпитафия: «Упокойся с миром! Пусть вечность воссияет тебе в вечной Гармонии. Ты выразил себя в волшебных звуках. Теперь витай в вечной красоте»
Ну, а между двумя этими возвышенными Реквиемами прозвучит одно из весьма самобытных сочинений Моцарта, вполне «земная» Серенада для духовых №12 до минор. И слушатели окунутся в мир музыки простой, демократичной, и очень распространённой в музыкальном быту многих европейских стран, прежде всего, Италии, Австрии, Франции. Этот излюбленный жанр «ночной» у Моцарта всегда необыкновенно мил и обаятелен. Напоминая внешне симфонию – несколько контрастных, следующих друг за другом частей, в нашем случае их будет четыре – Серенада не столь едина и целостна, не столь интенсивна в развитии, как симфония. Здесь главное – показ и смена выразительных тем-мелодий, пасторального, песенного, танцевального характера… Пасторальность Серенады №12 особенно подчёркнута выбором исполнительского состава – духовые инструменты с преобладанием тёплых тембров гобоев, мягких лирических кларнетов, энергичных «лесных» валторн. Впрочем, минорная тональность добавляет немного драматического колорита, а заключительная часть – типичные венские Вариации – лишь в самом конце приводят к солнечному До-мажору.
Вот таким он будет, этот замечательный заключительный концерт «Класси-кейф» 2011-2012 годов, при участии солистов Израильской оперы, хора «Коллегиум», вокального ансамбля «Моран» и кибуцного камерного оркестра. Добавлю только, что дирижировать концертом, исполняя шедевры Сальери и Моцарта, будет великолепный музыкант, подлинный Мэтр дирижёрского искусства Ярон Готфрид.











