Вход Регистрация
ASHKELON.RU - Ашкелон | Израиль | Новости сегодня
понедельник, 1 декабря 17:04


Прибытие царицы Савской

Израильская опера объявила программу нового музыкального сезона.

'

Доминирует в ней литургическая музыка, преимущественно на библейские темы. В центре программы - оратория «Соломон» Георга Фридриха Генделя, композитора немецкого (по происхождению) и английского (по основному месту работы), неустанно воспевавшего наш народ. Трепетное отношение композитора к ветхозаветным сюжетам отразилось как раз-таки в ораториях - «Израиль в Египте», «Саул», «Самсон», «Иуда Маккавей», «Иевфай» и прочих, среди которых явно выделяется заявленный «Соломон». Исполнение масштабной драматической фрески о мудром еврейском царе подготовит Государственный академический хор «Latvija» (Латвия) и эстонский дирижер Андрес Мустонен - признанный специалист в области барочной музыки. Ну а самого царя Соломона озвучит израильское меццо-сопрано Наама Гольдман.
Напомним, что ораторию «Соломон» Гендель написал на склоне лет своих, в 1748 году, завершив тем самым долгий и успешный эксперимент по созданию английской оратории. В самой Англии к этому жанру относились с опаской - сюжеты вроде бы церковные, а музыка довольно смелая; и исполнялись оратории не в храме, а на театральной сцене, только без декораций и костюмов; и, наконец, из 25-ти английских ораторий Генделя только две имели отношение к христианским сюжетам, а все остальные были посвящены событиям и героям Ветхого Завета. Злые языки утверждали, что таким образом композитор стремился привлечь на представления богатых еврейских коммерсантов. В действительности же Генделя искренне увлекала наша с вами древняя история - да и может ли она не увлечь?
С точки же зрения музыкальной «Соломон» по-настоящему впечатляет: и ювелирно отделанными ариями, и колоссальными хорами, и красивейшим инструментальным сопровождением. Да и наблюдать за развитием драматургии весьма любопытно - ведь присутствует здесь и знаменитый эпизод «соломонова решения» по делу о двух матерях, не поделивших ребёнка, и эпизод строительства храма, и любовные царёвы похождения. Кстати, самый популярный номер оратории - «Прибытие царицы Савской».
Ещё один гвоздь нового сезона - редко исполняемая оратория Феликса Мендельсона «Илия» («Элиягу») для солистов, хора и оркестра. И здесь уже речь идёт об истинно еврейском композиторе - по рождению, за то и пострадавшему от антисемитского вагнеровского пера. Оратория Мендельсона прозвучит в исполнении хора мальчиков Лимбургского кафедрального собора (Германия) под управлением маэстро Клауса Кнуббена. Тот факт, что представят сочинение вокалисты с родины композитора, весьма отрадно - с точки зрения подлинности стиля, верности духу и букве пусть еврейского, но всё-таки германского гения. Причём отнюдь не сумрачного.
Ораторию «Илия» Мендельсон также написал незадолго до смерти, так что ее, как и творение Генделя, можно считать своеобразной кульминацией. Образ ветхозаветного пророка, борца за истинную веру, обличавшего язвы общества, казался Мендельсону весьма современным: «Я представляю себе Илию настоящим пророком, какого нам нужно было бы теперь, сильного, горячего, нервного и мрачного, даже недоброго, борющегося с придворным сбродом, почти со всем миром», - признавался он. Что ж, все течет, но ничего не меняется - хорошо бы нашему государству сегодня такого пророка...
Любопытно, что иные критики усматривают в образе Илии самого Мендельсона - с его глубокой верой в истинное искусство и вечные ценности. Так или иначе, идею этого произведения автор вынашивал долго, затем решил, что оратория «Илия» станет первой частью триптиха на библейские сюжеты. Триптих-то он написал, но с точностью до наоборот: сначала закончил «Павла», затем набросал «Христа» (он так и остался в набросках), и лишь в 1846-м подарил миру «Илию», первое исполнение которого состоялось на хоровом фестивале в Бирмингеме под управлением автора. Да с таким невероятным успехом, что не менее четырёх арий и четырёх хоров пришлось повторить. Однако на этом Мендельсон не остановился, создав новую редакцию оратории. И трижды продирижировал ею во время последней поездки в Англию в присутствии королевы Виктории и принца Альберта. После чего единодушно был признан жителями островного королевства достойным наследником Генделя.
Следующий опус программы нового сезона - Торжественная месса (Missa Solemnis) ре мажор Бетховена, казалось бы, к еврейству отношения не имеет: написана она на традиционный латинский текст праздничного церковного богослужения. Однако в финале её звучит небольшая фуга, тема которой заимствована из «Мессии» Генделя. Впрочем, кому претендовать на Иисуса, решать не нам. Сообщим лишь, что исполнит мессу опять-таки Государственный академический хор «Latvija», только за пультом будет стоять на сей раз Фредерик Шазлен. Гражданин Франции, дирижёр Иерусалимского симфонического оркестра телерадиовещания и, что немаловажно, человек, говорящий по-русски.
 Венчают литургическую серию «Реквием» Габриэля Форе и «Симфония псалмов» Игоря Стравинского. Первое сочинение примечательно тем, что, в отличие от других подобных ему, иллюстрирует не сцены Страшного Суда, а, скорее, образы Рая. И музыкальный настрой «Реквиема» Форе светлый, а не мрачный. Сам композитор писал, что кто-то назвал его опус колыбельной. «Но именно так я воспринимаю смерть: как счастливое освобождение, путь, ведущий к запредельному счастью, и лишь в малой мере - как щемящий сердце переход от известного к неведомому».
Что же касается «Симфонии псалмов» Стравинского, то написана она была по заказу Сергея Кусевицкого к 50-летию Бостонского симфонического оркестра. Использованы здесь тексты трёх псалмов (внимание!) Давида - редкостные образцы древней поэзии. Первый из них - обращение грешника к небесному милосердию, второй - благодарность за полученную милость, тре­тий - гимн хвалы Всевышнему («Аллилуйя»). Кстати, третья часть, равная по длительности двум первым, включает очень интересный эпизод, который сам композитор назвал так: «Давид плясал перед ковчегом». Но самое интересное - это оркестровка: Стравинский полностью отказался от использования ведущих инструментов оркестра, а именно скрипок, аль­тов и кларнетов. И заменил вокальные партии сопрано и альтов детскими голосами.
«Симфония псалмов» впервые прозвучала в декабре 1939 года. Сначала в Брюсселе под управлением Ансерме, затем в Бостоне под управлением Кусевицкого. У нас же она прозвучит в одном концерте с «Реквиемом» Форе в июле 2014 года под управлением Фредерика Шазлена.
 
ЭГо

Источник: