Вход Регистрация
ASHKELON.RU - Ашкелон | Израиль | Новости сегодня
среда, 3 декабря 02:19


Плач Ярославны в Тель-Авиве

2013 год в Израильской опере ознаменован весомым присутствием русского искусства.

'

Под занавес нынешнего сезона нас впервые посетит труппа Большого театра с нетрадиционной постановкой "Евгения Онегина". Сезон грядущий откроется "Князем Игорем" в версии московской Новой оперы, опять-таки приезжающей к нам впервые. Стоит также отметить, что в конце апреля на сцене Израильской оперы состоится премьера "Бабьего Яра" Шостаковича на стихи Евтушенко (впрочем, это уже не опера, а симфония - несмотря на избыток поющих басов, так что о ней отдельно). Патриотическое произведение Бородина в московской Новой опере поставил режиссер Юрий Александров, у которого главной героиней стала Ярославна. "Это женщина, которая несёт на себе все человеческие страдания, оставаясь мерилом нравственной чистоты и символом преданности державе, - поясняет он. - Князь Игорь запутался в жизни, пренебрёг божьими и людскими законами. Он, прежде всего, - страдалец, своим страданием искупающий грехи". На сайте Новой оперы отмечается, что громкая премьера "Князя Игоря" до сих пор обсуждается в прессе и среди любителей музыки. Одни вос­торгаются интерпретацией событий почти 1000-летней давности, напол­ненной современными аллюзия­ми, контрастным противопоставлением красно-кирпичной Руси и бархатно-золотого Востока, лихим разгулом народных сцен и влекущим буйством половецких плясок, кстати, в испол­нении хора (!) Новой оперы. Другие неоднозначно трактуют смелую сцени­ческую редакцию режиссёра Юрия Александрова, называя его экзекутором и вивисектором, браня за образ Игоря - не то радетеля народа, не то безрассудного полководца, а также за неожиданный симво­лический финал на погосте, где хор поселян звучит словно реквием. Составить свое мнение о постановке, вспомнить звучание знаменитых хоров "Солнцу красному слава!" и "Улетай на крыльях ветра", арию Игоря "Ни сна, ни отдыха измученной душе" и арию Кончака "Здоров ли, князь?", а главное, плач Ярославны израильтянам предстоит уже в октябре. За пультом будут сменять друг друга англичанин Ян Латам-Кёниг, главный дирижёр Новой оперы, и заслуженный артист России Евгений Самойлов.

Продолжит программу сезона "Вестсайдская история" Бернстайна - мюзикл в полной сценической версии, с потрясающими танцами и массовыми сценами пожалует с самого Бродвея. Речь идёт о том самом спектакле в постановке Джоя Макнилли и в хореографии Джерома Роббинса, что был представлен нам в сентябре 2009 года. И дирижирует им по-прежнему Дональд Чан, и воплощают героев современной версии "Ромео и Джульетты" те же артисты Бродвея и лондонского Уэст-Энда. Будем надеяться, что и на сей раз они поднимут у нас уровень адреналина в крови (по поводу музыки, где есть "Maria" и "Tonight", и безудержная "America", сомневаться не приходится).

Декабрь в Израильской опере пройдёт под знаком оперетты - артисты из Будапешта везут нам "Сильву" ("Княгиню чардаша") Имре Кальмана в легендарной постановке Миклоша Габора Кереньи, худрука Будапештского театра оперетты. Кстати, происходит он из еврейской семьи - семьи уцелевших в Катастрофе. И главная ценность его спектаклей - светлая и яркая энергетика, по которой так истосковалась современная публика. По словам режиссёра, он всегда стремится сделать героев не стандартными масками в своем амплуа ("герой", "героиня", "простак" и "субретка"), а реальными людьми - не забывая об истинно венгерском опереточном шике. Ну а дирижирует действом маэстро Ласло Маклари.

В январе 2014 года на тель-авивской оперной сцене ожидается "Бал-маскарад" - опера, которую можно смело назвать "буревестником" итальянской революции. Ведь Джузеппе Верди был не только композитором, но, прежде всего, гражданином, и писал оперы на мятежные сюжеты, то и дело провоцируя цензоров. Вот и 1858 году цензурный комитет наложил запрет на постановку его оперы "Месть в домино" (известной ныне под названием "Бал-маскарад"): сюжетом оперы послужил заговор против королевской особы - случившийся, правда, в 18 веке и за пределами Италии, но чиновников он крайне насторожил. Верди обязали внести в либретто оперы устраивающие цензоров изменения, и в итоге взбешенный композитор ставить оперу в Неаполе категорически отказался. Неаполитанцы, воодушевленные упорством маэстро, встречали его на улицах города возгласом "Viva Verdi!" ("Да здравствует Верди!"), который сделался лозунгом итальянской революции, а заодно призывом к объединению Италии. С той поры место действия "Бала-маскарада" переносится то в Стокгольм, то в Неаполь, то в Бостон - всё зависит от причуд режиссёра. Режиссёром спектакля выступит, кстати, польский экстремал Михаль Знанецкий, за дирижёрским пультом - миланец Даниэле Каллегари.

Но не пафосом единым. Второй месяц зимы ознаменуется появлением "Дона Паскуале" - оперы-буффа Гаэтано Доницетти, прославившей автора тем, что была сочинена она невероятно быстро. Версии разнятся: одни историки оперы утверждают, что композитор писал ее всего 11 дней, другие увеличивают срок до трех недель. Но все единодушно сходятся в том, что это самое замечательное творение Доницетти, сколь остроумное, столь и мелодически изобретательное. Ставит "Дона Паскуале" режиссер Гриша Азагарофф из Цюриха (разумеется, потомок русских эмигрантов), самый известный интерпретатор опер Доницетти. Место за дирижерским пультом займёт музыкальный руководитель Израильской оперы Дэвид Стерн.Весна следующего года начнётся со "Сказок Гофмана" Оффенбаха, ставших чуть ли не "программным" спектаклем нашей цитадели оперного искусства. Правда, на сей раз мы увидим единственную оперу Оффенбаха в другой режиссёрской трактовке - не привычной нам версии известного мастера парадокса Дэвида Олдена, а в интерпретации знаменитого немецкого авангардиста Гарри Купфера. Как он подойдёт к теме роковых женщин в судьбе поэта, путающего реальность с иллюзией, пока неизвестно. Зато известно, что за музыкальную часть постановки отвечает Фредерик Шазлен.

Завершит оперный сезон "Богема" Пуччини - с парижскими мансардами, населенными художниками и интеллектуалами, с Латинским кварталом, со множеством эффектных находок в финале каждой картины, с дивной позднеромантической оркестровкой, с ариозо Рудольфа, рассказом Мими, вальсом Мюзетты, восхитительными дуэтами и хорами, мелодии которых может напеть, пожалуй, каждый. О грядущем спектакле в постановке Стефано Мадзониса ди Пралафера достаточно было бы сказать, что за пультом будет стоять маэстро Даниэль Орен - комментарии излишни. Добавим всё-таки, что несколько лет назад Израильская опера и её генеральный директор Хана Муниц были награждены международной премией Пуччини - эта престижная оперная премия вручается музыкантам и музыкальным коллективам, внесшим наиболее весомый вклад в популяризацию творчества великого итальянского вериста. Наша опера удостоилась сей награды, как говорилось в официальном документе, "благодаря высочайшему уровню постановок опер Пуччини в Израильской опере, среди которых - "Мадам Баттерфляй", "Тоска", "Богема", "Девушка с Запада", "Турандот", "Манон Леско" и "Триптих".
TR

Источник:

Лента новостей