Вход Регистрация
ASHKELON.RU - Ашкелон | Израиль | Новости сегодня
пятница, 19 апреля 19:06


ХАЙФА: ВОКРУГ СВЕТА ЗА 10 ДНЕЙ

Выходя из зрительного зала с последнего просмотра 32-го Международного кинофестиваля, который ежегодно собирает здесь, на Мерказ Кармель, лучшие произведения мирового кинематографа, поймал себя на мысли, что это место, видимо, самое высокое на планете! Во всяком случае, на эти 10 дней праздника Суккот, когда отсюда отлично, иногда – до мелких подробностей, видна живая жизнь в десятках стран планеты, приславших на фестиваль около 120-ти фильмов самых разных видов и жанров. Если же к ним добавить 85 израильских кинолент, то вы легко представите, как много интересного и подчас неожиданного можно узнать и о событиях рядом с нами. Но – обо всём по порядку.

В первый рабочий день фестиваля главное и заслуженное внимание привлёк показанный в Аудиториуме новый фильм Андрея Кончаловского "Рай", незадолго до этого удостоенный "Серебряного льва" на МКФ в Венеции. Не теряющий творческой формы и политического азарта Мастер, отмечающий вскоре 80-летие, сумел снять драматичную и глубоко человечную зарисовку жизни нескольких необычных людей в жестокие времена 20-40х г.г. ХХ века. Когда кровавые тираны, по меткому выражению Василия Шукшина, любители  "… ковать людям счастье на их же собственной голове" такими методами пытались построить "отдельно взятый рай" для своих народов.

Отметим прикосновение автора к еврейской теме и блестящие, как всегда в его фильмах, актёрские работы, на сей раз  Юлии Высоцкой и немца Христиана Клауса. Что интересно, в 2001г.  точно под таким же названием "Рай", почётным президентом ХМКФ, уроженцем города Амосом Гитаем был снят фильм о нелёгкой жизни молодых людей в те же годы здесь, в тогдашней Палестине – по сценарию и при участии маститого голливудца Артура Миллера.  На одной из первых страниц каталога  ХМКФ-32 под большим портретом А.Кончаловского и его краткой творческой биографией значится, что он удостоен особой награды как выдающийся кинематографист. Действительно, блестяще начав свою жизнь в кино, сняв в соавторстве с А. Тарковским "Иваново детство" и "Андрей Рублёв", он столь же впечатляюще продолжил её дебютной лентой "Первый учитель" (1964г.) и особенно "История Аси Клячиной, которая …" (1966г.), многие годы пролежавшей на полке. Затем были "Дворянское гнездо", "Дядя Ваня", незабываемый "Романс о влюблённых", "Сибириада", успешная работа в США.

Не раз его фильмы, снятые как на родине, так и в Европе, и за океаном, с участием ведущих мировых звёзд, награждались в Каннах, Венеции, Сан-Себастьяне, мини-сериал "Одиссея" получил телевизионную премию "Эмми", ставил он и спектакли в "Ла-Скала", "Метрополитен" и др. театрах. Награждён французским орденом Почётного легиона. В прошлом году по-новаторски снятая им история провинциального почтальона, которую тоже показали на ХМКФ-32, получила "Серебряного льва" за лучший сценарий в той же Венеции.

Всего же, видимо, в связи с 25-летием восстановления дипотношений, в программе ХМКФ-32 было представлено более десятка работ кинематографистов РФ различных видов, в том числе такие яркие, как "Ученик" К.Серебренникова, "Коллектор" А.Красновского, "Синдром Петрушки" Е.Хазановой, "Зоология" И.Твердовского. Молодой, но весьма профессиональный и популярный режиссёр Александр Котт сам представил зрителям конкурсную ленту "Insight". Буквально с английского название можно перевести "внутри", или "в поле зрения", или, в переносном смысле, как "понимание" – содержанию соответствуют все эти определения, как и рабочее название - "Слепая любовь".  Фильм был удостоен специального упоминания в конкурсе "Кармель", председателем жюри которого работал наш давний знакомый, московский киновед и журналист Андрей Плахов (в 2005-10г.г. Президент международной федерации кинопрессы), а одним из членов – наш соплеменник, Янош Сас, знаменитый венгерский режиссер. В нашей беседе после премьеры, А. Котт (на фото с автором), представлявший в Хайфе ещё в 2014г. запомнившийся фильм "Испытание, интересный не только тем, что впервые повествует о подземном взрыве под Семипалатинском первой в мире водородной бомбы, но и тем, что делает это исключительно изобразительными средствами, без помощи текста (герои не говорят ни слова) – рассказал о предыстории и той своей работы, и нынешней. Снятой, кстати, в провинции, что для сюжета принципиально и, что бывает нечасто, на улицах моей родной Тулы.

Он задумал – и ему удалось! – рассказать не только о простом рабочем парне, одиноком, внезапно потерявшем зрение, но и показать, без излишних сантиментов и особых социальных подтекстов, трагическую историю любви. За роль  ослепшего героя Александр Яценко весной получил приз на "Кинотавре" в Сочи как за лучшую мужскую, а Агриппина Стеклова за роль медсестры с говорящим именем Надежда - номинируется на "азиатского Оскара". Отметим, что за плечами режиссера уже более 50 киноработ, среди которых " Конвой PQ-17", " Я покажу тебе Москву", " Брестская крепость", "Ёлка-2 и 3", "Охотники за бриллиантами", сериал " Печорин. Герой нашего времени", а впереди у него несколько конкретных кинопроектов, например, фантастика по сюжету Вадима Шефнера.

Калейдоскоп лучших достижений мирового кино в Хайфе удачно представляли фильмы-участники главных фестивалей планеты  – Каннского, Венецианского, Белинского, Торонтского, а также такие программы, как "Канн - здесь", "Открывая дверь в кино Германии", "Итальянский отбор",  ретроспективы мастеров: комедиограф Мэл Брукс (к 90-летию), французский киноклассик  Робер Брессон, недавно умерший Этторе Скола, Милош Форман и Иржи Менцль. В многосложный мир и проблемы восточных стран можно было погрузиться на сеансах режиссеров не только таких кинодержав, как Япония, Индия, Китай, но и нечасто предстающих перед зрителем Филиппин, Кампучии. Любимец фестивалей последних лет, южнокорейский мастер Ким Ки-дук прислал два своих новых фильма: психологическую драму "Стоп" о юной паре, ожидающей ребёнка и живущей рядом с АЭС в Фукусиме во время аварии, и "Сеть" – вовсе не об Интернете, а о реальной сети северокорейского рыбака, ловившего рыбу в пограничной реке, случайно намотавшейся на гребной винт его утлой лодки, что привело к весьма трагическим последствиям…

Последний – увы! -  фильм с глубоко символичным название "Afterimage" ( буквально – "послесвечение"), скончавшегося 06.10.16г., на 91-м году жизни, Анджея Вайды сопровождался специальной церемонией , поминальные цветы украсили сцену, удивительно соответствуя происходившему на экране. Один из создателей нового польского, да и вообще европейского кино, Вайда, приславший на ХМКФ-30 масштабное историческое полотно "Валенса", в своём последнем, камерном фильме, отдаёт дань памяти выдающегося художника, дизайнера, теоретика конструктивистского авангарда, принципиального нонконформиста  Владислава Стржеминского. Родившийся в Минске, учившийся в Спб, инвалид 1-ой мировой, художник-новатор сотрудничал с К.Малевичем, В.Татлиным, дружил с М.Шагалом, позже – с Юлианом Тувимом, преподавал в Литве и Польше, в 1945-50г.г. был любимейшим профессором академии изоискусств в Лодзи, но за свои убеждения был уволен коммунистическими властями и скончался в нищете в 52г. Эта мастерски снятая драма сильного духом человека оставляет неизгладимое впечатление.         

Необыкновенно познавательно было наблюдать на фестивальном экране как бы изнутри сегодняшнюю жизнь в близких нам странах:  Польше ("Соединённые Штаты любви" Томаша Василевски), Белоруссии ("Новый мир" – дебют из трёх новелл молодых авторов),  Болгарии ("Слава" Петара Волчанова), а также Грузии, Словакии, Венгрии, показанную в конкурсе "Восток Запада", неизменно собиравшим полные залы (которых, кстати, в фестивальном расписании было пять).

"Между израильской и еврейской идентификацией" – так назвали организаторы конкурс кино на "наши" темы, в котором участвовали 9 лент из 11 стран. Победила добротная франко-канадская картина молодого и  уже известного не только сериалами и мультфильмами, но и своими предыдущими фильмами "Аваним"(07 г.) и "Тэилим" (11 г.), снятыми в Израиле по собственным сценариям, уроженца Марселя Рафаэля Наджари. Перед фестивальной премьерой он на отличном иврите пояснил, почему на разных языках назвал свой новый фильм по-разному. На английском это "Ночная песнь": тёплыми красками, реалистическими диалогами, отменной музыкой автор нарисовал картину жизни еврейской семьи профессиональных музыкантов (мама – сопрано, папа – пианист, 15-летний сын – скрипач) из Монреаля и их немногочисленных друзей, преодолевающих сопротивление "окружающей среды", но таки воплощающих в концертную жизнь свой проект воссоздания синагогальной музыки, забытых произведений композитора Э.Блоха, написанных более 100 лет назад. Заслуженное внимание привлекли и документальные работы Д.Новака об Исааке Бабеле (по сценарию и при участии внука писателя), искромётная биография знаменитейшего американского комика Джерри Льюиса (их дуэт с Дж. Дином когда-то по популярности опережал Битлз!), представленная нам к 90-летию актёра австралийцем Грегори Монро, а также трогательная французская лента "Путешествие Фанни" (реж. Лола Доиллон), поставленная по воспоминаниям героини о том, как ей. девочке 13 лет удалось летом 1943г., через пограничные леса и горы, вывести из Франции в Швейцарию 8 своих маленьких соплеменников. Следует упомянуть тут и документальную ленту "За метелью" (ФРГ, РФ, Украина) немецкого режиссера Петера Левина, который в комнате своего деда в доме престарелых нашёл фотоальбом, где дед снят в 1943г., в форме вермахта, в окрестностях Мелитополя Новые фильмы сериала Бориса Мафцира о последних свидетелях Шоа "За Днестром", представленные нам на особом сеансе, тоже можно было бы включить и в эту фестивальную программу.

Пожалуй, впервые в Хайфе столь обильно – почти 40% фестивального каталога! - были представлены (и боролись за добрый десяток призов) израильские фильмы самых разных видов и жанров. В суккотном шалаше, по традиции последних лет возведённом в сквере подле Синематеки, на сцене, покрытой красным ковром, вручались призы ХМКФ-32 всем победителям в почти  20-ти (!) номинациях. Вела церемонию на трёх языках молодая представительница нашей алии, актриса и режиссер Ася Найфельд.  Был в ходе её волнующий момент (на фото), когда поминали выдающегося композитора и педагога, совсем недавно скончавшегося Нахума (Начо) Хаймана, родившегося в Риге, в 1934 г. Незадолго до войны его дед, капитан ледокола в Северном море, контрабандой вывез свою семью на корабле из Риги в шведский Гётеборг, откуда  друг семьи взял их в Ю.Африку. И в один прекрасный день, как вспоминал позднее композитор, его отец пришел в большом оживлении и сообщил: «Я получил документы для Америки! Мы собираемся!» Но судно причалило в Хайфе, и вся семья сошла на берег. «Моя мать не хотела сходить, она вцепилась в палубное ограждение и кричала: «Я хочу поехать в Америку!» Однако отец насильно заставил ее покинуть корабль. У него была мощная интуиция: когда корабль прошел через Гибралтарский пролив, он был подорван немецкой торпедой, и все, кто был на борту, утонули». А дед Нахума работал на своем ледоколе до того самого дня, когда его в возрасте 104 лет застрелил немецкий солдат в Рижском порту. В конце 60-х годов Начо жил в Париже и писал музыку для Наны Мускури, Мари Лафоре, Максима Ле Форестье. Вернувшись, продолжал успешно писать, в том числе «Прощальную песнь» на стихи Натана Альтермана, которая и прозвучала со сцены возле Синематеки. Он создал музыку к десяткам фильмов и телесериалов, в 2009 г. получил Государственную премию Израиля за вклад в развития песенной культуры на иврите, но после его кончины одна из газет писала: "… есть нечто несправедливое и извращенное в том, что Хейман был вынужден закончить свои дни  в нищете — в то время, как многие его песни постоянно звучали и звучат по радио…"

Вернёмся, однако, на сцену, где главную премия Фонда культуры Хайфы за лучший художественный фильм, 100 тыс. шек., получили "Личные дела" режиссера Махи Хадж, где семейные события происходят в наши дни, в Назарете и Раммале, между блок-постами и мечтами героев, между политикой и бытом. Лучшими актерами жюри признало Нормана Иссу и, уже не впервые, Моше Ивги в, представьте себе, футбольно-политической комедии Эяля Хальфона "90-я минута войны". Лучшей актрисой признана Ноа Колер за роль в фильме о жизни ортодоксальной общины "Через стену", который поставила Рама Бурштейн, помните, та самая юная невеста из фильма "Заполнить пустоту", сыграв которую талантливая акртиса выиграла главные приз венецианской МОСТРА 2012 г.

В конкурсе документальных лент лучшим признан фильм Яира Кейдара и Илан Пелед "Лилиан. Поэтесса" о сефардском поэте Л.Леви, жившей во Франции. Специального упоминания удостоен фильм неувядающей Лины Чаплиной "Октеты". Приза "Кармель" и  40000 шек. удостоен испано-аргентинский фильм "Почетный гражданин", за роль в котором актёр Оскар Мартинез получил весной приз в Венеции. Авторы Г.Дюпрат и М. Кон  повествуют тут о писателе-лауреате Нобелевской премии, который принимает приглашение посетить родной город в Аргентине и о том, что из этого выходит. Приз "Золотой якорь" за лучший фильм Средиземноморья и те же 40000шек. снова отправится в Турцию: на сей раз его увезёт режиссёр Мустафа Кара, снявший "Холод Каландара" - сильную историю о жизни крестьянской семьи в горной деревушке.

Отметим, что призовые статуэтки под названием "Братство" (на фото) создал скульптор с мировым именем, уроженец Вены, с 1927г. живущий в Тель-Авиве, Йосл Бергер.

Конечно же, по традиции, безусловными изюминками фестиваля стали только что вышедшие в мировой прокат новые произведения признанных мастеров: "Она" Пола Верхувена, снятый им во Франции своего рода бенефис Изабель Юппер, в привычной ей роли жертвы насилия (вспомните недавний фильм "Пианино" или её большой дебют в фильме М. Месарош "Вторая жена", показанный и в СССР в 80-е г.г.?), и "Сноуден" Оливера Стоуна (США), ведущий зрителей по следам известных недавних международных событий. Лучшим же украшением обширного фойе Аудиториума все фестивальные дни служила выставка финалистов 22-го Международного конкурса карикатуры на тему "Современный город" и его лауреатов, среди которых Виктор Хулоб, Алексндр Костенко и Вадим Шевченко (Украина, соответственно 1-й,  2-ой и  3-й призы!) – см. на фото.

… По советскому радио в нашем детстве частенько говорили про "порт пяти морей", имея ввиду Москву. Я вот в те, ещё дошкольные тульские годы, строил со своим дедом, Хаймом Коганом, создавшим в нашем городе мебельную фабрику, макет шхуны, на которой мы с ним, умершим так рано, собирались путешествовать по дальним странам… Пролетели какие-то 60 лет – и вот я, кажется, за время праздника Суккот нашего 5777 года, в сегодняшней Хайфе разглядел  порт всех пяти океанов Земли. Или шести, включая безбрежный океан мирового кино, празднующего в этом году своё 120-летие. Приглашаю вас почаще выходить на его просторы и континенты, хотя бы пользуясь сетями вездесущего Интернета!              

На фото автора: 1. "Аудиториум" в дни фестиваля. 2. Александр Котт с автором. 3. Памяти Н.Хаймана. 4. Мэр Хайфы Йона Яхав пручает приз турецким кинематографистам. 5. Моше Ивги благодарит за приз. 6. Призовые статуэтки. 7-9. Карикатуры.