Вход Регистрация
ASHKELON.RU - Ашкелон | Израиль | Новости сегодня
пятница, 26 апреля 08:29


Eilat-Ashkelon Pipeline - секретный израильский нефтепровод

Федеральный трибунал Швейцарии - высшая судебная инстанция страны, вынес вердикт - Израиль должен выплатить Ирану $1.1 млрд с процентами и возместить судебные расходы. В общей сложности сумма составляет более $1.5 млрд. Тем самым была отклонена апелляция Израиля против прошлогоднего решения арбитража.

Иран и Израиль судятся из-за 254-километрового нефтепровода Эйлат-Ашкелон, соединяющего терминалы на Красном и Средиземном морях, принадлежащего Eilat-Ashkelon Pipeline Company (EAPC) - совместному предприятию Национальной нефтяной компании Ирана (NIOC) времен шаха и Израиля, введенного в эксплуатацию в 1968 году. Его другое название – Tipline, или внутренний трубопровод Израиля.

EAPC построила нефтепровод с пропускной способностью до 400 тысяч баррелей в сутки, порты, принимающие танкеры, и нефтехранилища. Шах Ирана еще в те годы просил засекретить работу EAPC, и правительство Израиля издало распоряжение, поставившее информацию о компании, источниках ее финансирования, поставщиках и покупателях нефти под контроль военной цензуры.

После исламской революции 1979 года в Иране партнерство перестало функционировать. К этому времени в трубопровод уже было закачано 800 тысяч тонн иранской нефти стоимостью всего $120 млн, но в нынешних ценах — около $400 млн. Однако Иран потребовал тогда от Израиля $2 млрд - за единоличное использование трубопровода.

NIOC к настоящему времени подала три арбитражных иска против Израиля, однако Иерусалим, ссылаясь на британский Акт о торговле с неприятелем (Trading with the Enemy Act) от 1939 года, отказывается выплачивать компенсацию. Финансовая отчетность EAPC полностью засекречена, в связи с чем Иран не имеет информации о прибыльности нефтепровода и потому в исках «мечется» от $7 млрд до $1.1 млрд.

Особенно раздражает Иран тот факт, что через Tipline прокачивается нефть из Саудовской Аравии покупателям из стран Средиземноморья.

С 1979 года и до распада СССР в 1991 году Tipline использовался для поставок российской нефти из черноморского порта Новороссийск на НПЗ в бассейне Красного моря - на территории Эфиопии, Эритреи, Египта, Иордании и Судана, которые строились при участии СССР и были рассчитаны на нефть Urals (однако позднее перешли на ближневосточное сырье).

Какова перспектива? Вполне вероятно соединение Tipline с трубопроводом Баку-Джейхан для транзита каспийской нефти в направлении стран Юго-Восточной Азии. Это, несомненно, гораздо более удобный путь между Средиземноморьем и Азией, чем транспортировка через Суэцкий канал, который не пропускает суда грузоподъемностью выше 130 тысяч тонн, или перевозка нефти супертанкерами вокруг Африки. Тем не менее, мировые аналитики и трейдеры сомневаются, что этот путь существенно пополнит нефтяную логистику.

Подсчитано - транзит российской нефти через Tipline может иметь смысл лишь для таких поставок, когда разница в стоимости нефти в Азии и Европе покрывает стоимость дополнительных транспортных услуг. Как показали предыдущие годы, это бывает в период конфликтов в Персидском заливе.

Возможность использовать Tipline рассматривают многие нефтяные компании, в частности, такие крупные как российские ЛукОйл и ТНК.