Заглянуть в будущее
В тель-авивской галерее Julie M проходит выставка Лихи Турджеман "Kushi-Atlas".
'
Представлена на ней одна-единственная инсталляция-рисунок, в которой автор совершает экскурс в историю, а также позволяет заглянуть в будущее.
Итак, в центре экспозиции - карта, которая охватывает всю стену. На этой карте не обозначена какая-либо определённая территория, она вообще лишена конкретики - что заставляет вспомнить предыдущую выставку Лихи Турджеман на стене дома, предназначенного под снос. Тогда Лихи стремилась показать топографию старой стены, ставшей своеобразной картой. Речь шла о потрескавшейся бетонной стене дома, в котором обитает сама художница - стены, словно покрытой морщинами, высохшей и съёжившейся под влиянием прожитых лет. Именно тогда, говорит Лихи, и возникла у неё идея создания новой "карты". Карты, которая не является инструментом для ориентации в пространстве, но - зелёным полем и активной платформой для живописных фантазий. Эта карта позволяет окинуть взглядом прошлое и нарисовать некую абстрактную картину, похожую на все географические карты одновременно.
Мы привыкли думать об атласах как о продукте реалистического, научного мировоззрения - как о сборнике карт, таблиц, диаграмм. В то время, как в них чрезвычайно сильна
мифологическая составляющая: помните, как Геркулес держал небесный свод, пока атлант Атлас ходил за яблоками гесперид?
Древние карты часто объединяли в себе географию и мистику, к примеру, взаимоотношения между человеком и миром. Хорхе Луис Борхес в книге "Атлас" (собрании стихов, фантазий и путевых записок) рассказывает о подробной карте масштаба 1:1, охватывающей всю Римскую империю - но в то же время скрывающей под собой истинную территорию императорских владений. В итоге получается, пишет Борхес, "умело запутанное целое". И продолжает: "Любой из нас - первооткрыватель. Сначала он открывает горькое, солёное, вогнутое, гладкое, шершавое, семь цветов радуги и двадцать с чем-то букв алфавита; затем переходит к лицам, картам, животным и созвездиям, а заканчивает сомнением, верой и едва ли не абсолютной убеждённостью в собственном невежестве". По мнению Борхеса, будущие поколения будут меньше верить картам, созданным учёными, и станут ассоциировать атлас с разрушительной силой солнца и холода. Разрушение - климата, истории и самого человека - ещё одна составляющая выставки Лихи Турджеман, выходящей за хронологические рамки и предвещающей грядущую катастрофу, создающую посредством карты метафору разрушения и бедствия. Автор словно скользит между прошлым, настоящим и будущим, через практику места, мифов и метафор, воплощённых на поверхности картины.
Что же касается названия выставки - "Kushi-Atlas" - то оно тоже довольно многозначно: здесь и встреча западной культуры с восточной (если иметь в виду сборник географических карт), и ссылка на мифологического титана Атласа, известного "страдальца" (tlaô - корень имени Atlas - означает "терплю", "страдаю"), и на горную цепь на северо-западе Африки (Атласские горы). В свою очередь, первое слово - Kushi - обозначает человека, прибывшего из древней африканской страны Куш, представителя нисходящей, вырождающейся цивилизации. Каковую, по мнению Лихи Турджеман, являет собой ныне всё человечество.
Выставка открыта до 22 июня в галерее Julie M (ул. Бецалель Яфе, 10, Тель-Авив). Телефон галереи: 03-5607005. Часы работы: с понедельника по четверг - с 12:00 до 19:00, в пятницу-субботу - с 11:00 до 14:00.
Игорь Кравиц











