Вход Регистрация
ASHKELON.RU - Ашкелон | Израиль | Новости сегодня
понедельник, 15 декабря 13:28


Событие с двумя, надеюсь, продолжениями

О таких событиях не хочется писать "состоялось", "прошло"... Оно свершилось!

'

Это событие - открытие нового концертного сезона абонемента классической музыки в "Гейхал а-Тарбут" 27-го ноября (раньше абонемент назывался «Класси-кейф», потом, почему-то, название отменили, но «кейф» после подобных концертов всё равно остаётся!).

Не знаю, как у кого, но лично у меня начало сезона вызвало, прежде всего, чувство гордости. Причём, оно возникало неоднократно в этот вечер. Первый раз, когда в исполнении оркестра Ришона (полный состав, 80 музыкантов!) под управлением дирижёра из далёкой Венесуэлы величественно и мощно, в интересной, многоплановой (и мне неизвестной) аранжировке прозвучал Гимн Израиля «а-Тиква». Прозвучал не традиционно-обязательно, а, словно, соединяя души и сердца всех присутствующих в зале. Во второй раз - когда в этот первый вечер Хануки зажгли первую ханукальную свечу и канторское пение подхватили и зрители в зале, и музыканты на сцене (особенно усердно - группа первых скрипок) – словно прозвучал ещё один Гимн пришедшему Празднику Огней. «К месту» оказались и поздравления-приветствия директора "Гейхала" Ротема Адута и генерального директора оркестра Ариэля Коэна – краткие, лаконичные и впечатляющие.

Но главное было ещё впереди. И не сразу.  Сначала прошло первое отделение, причём, на высоком художественно уровне: сочинения Верди и де Фалья, качественное звучание оркестра, яркий, красивый голос солистки Израильской оперы Эдит Замир, особенно запомнившейся в сюите де Фалья «Семь испанских народных песен», мастерство дирижёра Мануэля  Гернандеса Сильвии. Словом, отделение удалось, хотя… Ну, да ладно…

А вот, в третий раз, гордость посетила меня во втором отделении: её вызвали превосходная по музыке, необычайно монументальная, масштабная, насыщенная яркими кульминациями, совершенная и по композиции, и по исполнению сюита «Рыболовные сети» мексиканского композитора  С. Равуэльтаса и, особенно, просто потрясающе прозвучавшая «под занавес» Девятая симфония Шостаковича – несомненная вершина этого вечера. Именно факт этого исполнения я и назвал «СОБЫТИЕМ», которое «свершилось» в этот вечер. И дело совсем не в том, что Д.Д. Шостакович занимает в моей жизни особое место, а Девятая относится к числу очень любимых, даже почитаемых сочинений (кстати, его можно было бы и вполне «испортить» неудачным исполнением, что бывало неоднократно). И не в том, что Шостаковича играют в Ашкелоне крайне редко, а «абонементные оркестры» так же редко обращаются к его сочинениям. Дело в качестве исполнения. А оно, в этот премьерный вечер, оказалось выше всяких похвал, просто превосходным! Дирижёр знал партитуру до тонкостей, до мелочей, понимал в ней каждую ноту, каждую тему, каждый эпизод, и этим своим пониманием, своим вдохновением покорил сначала музыкантов оркестра (они были безукоризненны), а потом - и слушателей. Не помню, честно говоря, таких оваций после симфонии. Небольшая, написанная, напомню, в 1945-м году, Девятая Шостаковича стала маленьким шедевром – не побоюсь этого слова – открывшегося сезона. СОБЫТИЕМ!

Но что за два «продолжения» я вынес в подзаголовок статьи? Вот они. Первое. Уже через две недели, 16 декабря «продолжение следует» - абонементный концерт №2 «От Моцарта до Малера». На этот раз, с Иерусалимской Камератой и китайским пианистом и дирижёром одновременно, Шу Цунгом. Он представит прекрасный Концерт №9 Ми бемоль мажор для фортепиано с оркестром Моцарта (кстати, та же тональность, что и в Девятой Шостаковича), а также замечательную, созданную в расцвете творчества, Четвёртую симфонию Малера – «человека, в котором воплотилась самая серьёзная и чистая воля нашего времени», Симфонию, которая даже по дате написания (1899–1901) открыла новый век музыки. А вместе с превосходной израильской певицей Ирой Бертман наш китайский гость исполнит ещё и чуть более ранний по дате написания, чудесный по музыке вокальный цикл Малера «Песни странствующего подмастерья» - одно из самых известных сочинений великого австрийца (1886 год, Малеру 26 лет). Вокальный цикл и Симфония для Малера основные и равно значимые жанры творчества, причём, очень тесно переплетённые между собой: многие его Симфонии написаны на основе ранее созданных вокальных циклов, например,  в Четвёртой заключительная часть строится на основе песни одного из ранних циклов - «Волшебный рог мальчика».

А теперь – о втором, очень важном  «продолжении». Для меня оно тянется уже с 2006 -го, когда именно в этот год столетия Д.Д.Шостаковича я впервые поднял вопрос об увековечивании его памяти в названии одного из «объектов» в Ашкелоне – улицы, парка, площади… Вопрос поднимался неоднократно. Но "воз – и ныне там"… А вот прошедший триумфальный концерт послужил и для меня, и, очень надеюсь, для нашего муниципалитета, и для прежних, и вновь избранных депутатов городского совета – причём, в одних и тех же лицах – А.Солтанович, Б. Манор, С. Бейлина – отнюдь не «немым», а, скорее, «звучащим» упрёком: за минувшие 7 лет так НИЧЕГО и не сделано. Кроме обещаний, конечно. Даже до Комиссии по наименованиям (так, кажется, она называется) дело ни разу не дошло – всё что-то мешало. Скорее всего, безразличие…

И опять всё нужно начинать с начала. В который раз. Ведь по нашим меркам («леат-леат»), не за горами «круглые» даты: в 2015-м 40 лет со дня смерти, в 2016-м – 110 лет со дня рождения одного из величайших и поныне почитаемых и исполняемых во всём мире композиторов 20-го века, друга и защитника еврейского народа, непримиримого борца с антисемитизмом Д.Д. Шостаковича. Поэтому, уже сегодня прошу наших уважаемых депутатов считать этот материал началом нового этапа борьбы за увековечивание имени Дмитрия Шостаковича в Ашкелоне. И пусть, наконец, свершится и ещё одно СОБЫТИЕ.

Эд Добрыкин, музыковед, Магистр Музыки

Источник: