Вход Регистрация
ASHKELON.RU - Ашкелон | Израиль | Новости сегодня
среда, 3 декабря 20:38


Модест Мусоргский и «Апофеоз войны»

Модест Петрович ещё издалека, в дверях одного из залов художественной выставки, увидал толпу людей, собравшихся возле большой картины.

'

Его поразило, что они довольно эмоционально переговаривались между собой, словно обсуждали достоинства художественного полотна. Это было необычно. Подойдя и рассмотрев эту картину в преобладающих чёрно-серых тонах, Модест Петрович, выпивший за обедом полбутылки «Коронационного», внезапно протрезвел. А когда стал подробнее вглядываться во всё полотно, вдумываться в каждую его деталь, когда осознал, наконец, побуждение, идею художника... Картина совершенно антивоенная! Только теперь Модест Петрович обратил внимание, расслышал то, что говорили в толпе. «Нет, это не художественно, это не искусство…», «Да, вы правы, у него все картины такие…», «А вы помните его «Апофеоз войны» с горой черепов?», «Жутко, я не смогу сегодня уснуть…», «Мой сын не должен это увидеть…», «Да уж, увидав такое, кто же будет защищать страну?»...

По диагонали картины, в траве, на опустевшем после сражения поле, недалеко от берега реки, раскинув руки и ноги, лежал убитый молодой солдат. Он лежал макушкой к зрителю, лицом – к небу, как-будто вопрошал его… Убитый солдат, погибший за чужие и непонятные для него интересы, всеми забытый, оставленный в чужих краях…А над ним и вокруг него…а вокруг него реяло чёрное вороньё…Они сидели вокруг убитого, а издалёка ещё подлетала со всей возможной скоростью целая стая чёрных, страшных, мерзких стервятников… Их было так много, они заполняли картину, вот-вот они набросятся на безжизненное тело… Неизвестный солдат не будет захоронен, а будет…. Модест Петрович наклонился и прочёл: В.В.Верещагин - «Забытый».

Он понуро брёл к дому. Перед глазами неотступно стояла увиденная картина. Забытый солдат, которому вороньё выклюет глаза… И не только… Мать, отец, жена, сестра, дочь – вы не должны знать это, вы не должны видеть это… И как всегда, в минуты сильного волнения, горьких, тяжёлых мыслей, острой тоски он услышал – пространство вокруг него заполнилось обрывками мрачных, гневных мелодий. То издалека приближался густой мужской баритон, и он пел нечто скорбное. А то внезапно слышалась оркестровая медь, протяжно и тихо выводившая мелодию заупокойного реквиема. Сменяли их фортепианные пассажи, плач скрипок, полные боли и cожалений. Хаос всех этих печальных мелодий навязчиво терзал слух Модеста Мусоргского - человека необычайно впечатлительного и ранимого, это было невыносимо, это выворачивало всю душу, хотелось выпить.

А какой сильный шум в 1876 году подняли через прессу генералы и офицеры русской армии, какое озлобление выразило русское правительство по поводу этой картины! Да и не только этой… А вопиющая к разуму и совести людей картина «Побеждённые. Панихида по павшим воинам», где поп в чёрной рясе отпевает валяющихся в поле садистски изуродованных, обезглавленных, голых покойников, уничтоженных башибузуками русских пленных; а картина «Перевязочный пункт под Плевной», показавшей бесконечные ряды валяющихся на земле раненных, умирающих солдат и др. картины. Из-за жестокой травли художника три антивоенные картины – «Окружили – преследуют», «Забытый», «Вошли» были Верещагиным сняты с выставки и уничтожены …сожжены.

Но Мусоргский не мог забыть очень сильное, трагическое впечатление от выставки картин Василия Васильевича Верещагина, а уничтожение картины «Забытый» вызвала у Модеста Петровича бурю негативных чувств, это возмущение выплеснулось для него и поэта Голенищева- Кутузова сочинением вокального цикла «Песни и пляски смерти». Суровый и печальный тон у музыкальной баллады «Забытый». Вначале в ней идёт мелодия скорбного марша, певец-бас отрывисто и тоскливо поёт о поле боя, о витающей над ним смерти, об убитом солдате, которому не суждено увидеть родные края; во второй половине баллады слышится протяжная, ласковая мелодия колыбельной песни – его молодая жена поёт о родном селе, о милом сыночке, о скором возвращении его отца.

Совсем другое, жуткое впечатление производило на слушателей ещё одно произведение этого цикла – «Полководец», где полководец – смерть, и она торжествует и глумится над людьми. Во времена жизни композитора Модеста Петровича Мусоргского (1839 – 81) шла война в Средней Азии, русская армия завоёвывала Туркестан, а на Балканах шла война с турками за освобождение Болгарии. В «Полководце» впервые прозвучала совершенно новая тема для музыкального искусства того времени – протест по поводу гибели ни в чём неповинных людей, тема – копеечной стоимости человеческой жизни. Вслушайтесь в стихи Голенищева-Кутузова, в слова торжествующей смерти, как празднует она свою победу над павшими в бою солдатами, как гордо шествует она по усеянной мертвецами земле:

«Полководец» (отрывок)

…Тогда, озарена луною,
На боевом своём коне,
Явилась смерть. И в тишине,
Внимая вопли и молитвы,
Довольства гордого полна,
Как полководец, место битвы
Кругом объехала она;
На холм поднявшись, оглянулась,
Остановилась… Улыбнулась…
И над равниной боевой
Пронёсся голос роковой :
«Кончена битва – я всех победила!
Все предо мной вы склонились, бойцы,
Жизнь вас поссорила – я помирила.
Дружно вставайте на смотр, мертвецы!
Маршем торжественным мимо пройдите;

Войско своё я хочу сосчитать.
В землю потом свои кости сложите,
Сладко от жизни в земле отдыхать.
Годы незримо пройдут за годами,
В людях исчезнет и память о вас –
Я не забуду и вечно над вами
Пир буду править в полуночный час!

Быстрый, даже бурный темп фортепианного вступления, рокот полковых барабанов, маршевая мелодия битвы, войска наступают – отступают… Пауза, затем медленно, тихо звучит мелодия ночи и, горюя, плача, поёт певец о стонах и молитвах забытых, умирающих солдат. Но нет им покоя… Вдруг громко, даже нагло акцентируя гласные звуки, баритон поёт о выезде на поле битвы гордой, довольной смерти и над равниной разносится её громоподобный, роковой голос, который глумится над погибшими. Упоённо, вызывающе, подло насмехаясь, она голосом баритона рокочет: «…в людях исчезнет и память о вас… вечно над вами пир буду править в полуночный час!».

Перед нами необычное, выворачивающее всю душу, мучительное музыкальное произведение, взывающее к разуму людей. Каково это человеку – сочинить такое?! Какие ужасные переживания прошли через сердце композитора, чтобы создать этот вокальный цикл? Какая гениальная, эмоциональная палитра мятежных мелодий! Произведения на все времена.

Фаина Мастинская

Источник: