Вход Регистрация
ASHKELON.RU - Ашкелон | Израиль | Новости сегодня
воскресенье, 7 декабря 02:09


Маэстро Сергей Крылов

Блестящий музыкальный вечер ожидает держателей абонемента классической музыки 23 марта в зале "Гейхал а-Тарбут".

'

Концертную программу очередного, четвёртого концерта составили истинные шедевры мирового западно-европейского классико-романтического репертуара – концертная увертюра «Сон в летнюю ночь», Концерт для скрипки с оркестром ми минор Мендельсона и «Героическая симфония» Бетховена, а также одно из самых ярких, обаятельных и «обязательных» для скрипачей-виртуозов сочинений Чайковского - знаменитый Вальс-Скерцо «под занавес»  второго отделения. Но дело даже не в этом… И даже не в прекрасном оркестре Раананы, хорошо знакомом нашему слушателю. Главное, что во «ГЛАВЕ» концерта, причём, одновременно как дирижёр и скрипач–солист, выступит выдающийся музыкант современности, наш гость из России и Европы Сергей Крылов.

Сергей Крылов – один из самых известных и востребованных музыкантов нашего времени. О его таланте говорят: «Даже Паганини может оказаться второй скрипкой, если на первой играет Крылов». Мстислав Ростропович о своем более молодом коллеге говорил в недавнее время: «Сергей Крылов входит в первую пятёрку скрипачей в мире».  Этого музыканта отличает редкая творческая продуктивность, невозможная без умения самоорганизации, поразительной работоспособности и очень сильных воли и характера. С. Крылов совмещает сольную исполнительскую, дирижерскую и педагогическую деятельность. Репертуар виртуоза огромен. Восхищают плотность и география его гастрольной жизни, масштаб и разнообразие творческих контактов, количество Первых премий, Золотых медалей и других наград на самых престижных международных конкурсах и фестивалях. Интересно, что у С.Крылова - две скрипки. Одна - работы Страдивари, другая - отца скрипача - выдающегося мастера музыкальных инструментов, сумевшего создать, в том числе, и скрипку для собственного сына - случай в истории музыки уникальный.

Первое отделение пройдёт под знаком романтического колорита музыки Мендельсона. С первых взмахов дирижерской палочки фантастическое «лесное» звучание хора деревянных духовых и валторн, шелестящий звук скрипок  staccato погрузят слушателей увертюры «Сон в летнюю ночь» (1826) в фантастический мир чудных образов природы, светлой  лирики и истинно шекспировского юмора. Напомню, что это очаровательное произведение написано 17-летним Мендельсоном под впечатлением от одноименной комедии Шекспира. Об этом опусе Шуман говорил: «расцвет юности чувствуется здесь, как, может быть, ни в каком другом произведении композитора». Музыкальные «события» развиваются стремительно, словно на одном дыхании (после вступительных звучаний «заколдованного леса»), сохраняя  юношескую легкость и некогда отмеченные Чайковским оригинальность, вдохновенность и поэтичность этого неувядаемого романтического шедевра. Очень разные образы, объединяемые стремительным «бегом» струнных, запечатлел молодой музыкант в этой сравнительно небольшой увертюре. Думаю, такое же богатство фантазии и блеска оркестровых возможностей продемонстрируют и дирижёр, и оркестр.

Далее в программе прозвучит одно из лучших творений позднего творчества Мендельсона – знаменитый ми-минорный Концерт для скрипки с оркестром (1844). Почти 20 лет прошло после создания увертюры, но между произведениями очень много общего. Здесь Сергей Крылов предстанет перед аудиторией уже в двойном амплуа – как солист (львиная доля всего произведения) и как дирижёр (на весьма маленьких «островках» молчания солирующей скрипки). Отсутствие в данном контексте третьего лица – дирижёра, весьма рискованное и трудное в технологическом плане дело. Подобная ситуация требует колоссальной концентрации внимания, предельной творческой мобильности и реакции от всех участников исполнения скрипичного концерта – и солиста, и, особенно, оркестрантов.. Задача не из простых. Будем надеяться, что совершенное исполнение Концерта Мендельсона определится высоким уровнем профессионализма музыкантов симфонического оркестра. Солирующая же скрипка Сергея Крылова – уверен -  будет выше всяких похвал! Потрясающая виртуозность маэстро «в двух лицах» в тандеме с оркестром должна быть направлена на раскрытие художественного замысла сочинения Мендельсона: лирико-психологической, взволнованной, с моментами истинно бетховенской патетики первой части Концерта, светлых романтических образов второй части и воздушной фантастической скерцозности Финала, особенно близкого по кругу образов ранее прозвучавшей Увертюре.

Во втором отделении Сергей Крылов в полной мере представит дирижёрскую сторону своего таланта, продирижировав колоссальным по сложности и масштабу художественного замысла симфоническим полотном – Третьей, «Героической» симфонией (Ми-бемоль мажор) Бетховена, в которой, по словам Чайковского, «раскрылась впервые вся необъятная, изумительная сила творческого гения» композитора. С первых аккордов-ударов симфонии, с простой лаконичной главной темы с характерным для героических бетховенских тем величавым движением по звукам мажорного трезвучия словно бетховенский дух проявляется в облике этой грандиозной музыки и развивается постоянно, неотвратимо до мощных кульминационных всплесков. Сочетание сдержанной, но гигантской силы, невероятной собранности,  перерастающих в экспрессивную лирику и истинно бетховенскую патетику ставят большие эмоциональные и технологические задачи перед любым дирижёром. «Героическая» Бетховена - это высшая школа исполнительского мастерства. «Героическая» симфония несет в себе огромное количество информации, – отметил как-то Сергей Крылов, – жизни не хватит, чтобы эту симфонию до конца прочувствовать»…

– Я серьёзно занимаюсь сольной деятельностью, - в своем интервью поделился Сергей Крылов, - но параллельно, если мне предоставляется возможность продирижировать Третьей симфонией Бетховена с хорошим оркестром,  я только ЗА.

Мы, конечно же, тоже.

Хочу напомнить слушателям, что первое исполнение «Героической» состоялось в апреле 1805 года (завершена она была годом раньше). Замысел её был подсказан временем, эпохой, давшей обильную почву для образов героического плана. Восторженный «республиканец», Бетховен первоначально даже хотел посвятить своё новое сочинение Наполеону - тот был для композитора идеалом героя-освободителя. Но когда Бетховен узнал, что Бонапарт объявил себя императором, он отказался от посвящения. Именно тогда  вместо него симфония получила простое название, но… «на века» - «Героическая».

И её четыре части - четыре последовательно развивающиеся этапа героической драмы. Обозначу их коротко – «всё остальное музыка доскажет…»: 1-я часть - грандиозные драматические битвы. Разработку этой части Ромен Ролан назвал «музыкальным Аустерлицем». Бастионы Зла преодолены, но цена победы высока и трагична. Поэтому 2-я часть – великий Траурный марш, первый в истории симфонической классики. Снова Ромен Роллан: «Похороны героя. Он погиб, но гроб с его телом несёт всё человечество!». 3-я часть, Скерцо – «переключение» действия - в жизни так много светлых сторон!

Музыка полна света и оптимизма, надежд на будущее. И надежды эти закрепляет Финал - грандиозные вариации на темы из неосуществлённого балета «ПРОМЕТЕЙ» Пёстрый, но логически очень чётко выстроенный, состоящий словно из ряда ярких,  почти театральных сцен, финал «Героической» становится утверждением света, радости и ликования, всенародного  «праздника мира».

Э. Добрыкин, музыковед, магистр музыки

Источник: