Вход Регистрация
ASHKELON.RU - Ашкелон | Израиль | Новости сегодня
пятница, 19 апреля 13:03


Прогулки по Ашкелону с Изабеллой Ушеренко. Дорога к морю

Национальный парк или национальный сад. "Солдатская деревня". Марина

'

Мы привыкли говорить "Парк леуми", т.е. - национальный парк. Каюсь, сама всё время так говорю... Специалисты меня поправили: "Парк – это, когда пикники устраивают и шашлыки жарят. Надо вводить в обиход "Ган Леуми", приучать народ к его исторической ценности". О различиях в терминах мы когда-нибудь поговорим позже, а сейчас позвольте представить наше сокровище, как полагается: ашкелонский "Ган Леуми" - это археологический объект, представляющий на фоне прекрасного пейзажа историю древнего Ашкелона от периода бронзы до британского мандата, включая самые древние в нашей стране арочные ворота ханаанского периода. (Карту с описанием и маршрутом можно купить при входе в парк). Ограничусь только представлением, "Ган Леуми" - тема совершенно отдельная...
Вы уже поняли, что мы почти у моря. Спустились по бульвару Бен Гурион пешком, на машине или автобусом и оказались перед закрытыми воротами. Солдатская деревня отдыха (кфар нофеш лехайелим). При большом желании и особой договорённости там можно побывать. Для нас интересна центральная постройка из камня и бетона, она  возведена британскими властями во время второй мировой войны. Это здание – часть из полосы сторожевых береговых укреплений (станций), возведённых британцами с целью помешать судам нелегальной эмиграции прибывать к берегам страны. Но одно такое судно-таки причалило к ашкелонскому берегу, и есть тому памятное подтверждение. Чтобы увидеть его, отправимся на марину.
Слева от входа в марину стоит мемориальная скульптура - камень с надписью «Астир» и судовой люк. Это сохранившаяся часть судна «Астир». Лишь оно одно причалило к ашкелонскому берегу. Плавание началось 6 марта 1939 года, когда  судно вышло из румынского порта Рена с 720 пассажирами на борту. После четырёх с половиной месяцев качки в Средиземном море, оно подошло к берегу и было задержано британской армией. Пассажиры были заключены под стражу на срок до двух месяцев, пока проводилось расследование (не скрываются ли шпионы под видом беженцев), а затем - освобождены. Интересно, жив ли сейчас кто-нибудь из тех, прибывших на «Астир»? Может быть, пассажиры оставили свои заметки о восхождении в страну?

На улице "Яфе ноф" в районе марины есть, так называемые, "Римские могилы". Восточная могила датируется первым – вторым веком нашей эры, а западная – третьим веком нашей эры. Обе могилы украшены фресками с изображениями людей и растений.

Раз уж вы пришли на марину, посидите там в кафе. Попробуйте разные вкусности (рекомендую фаршированный баклажан). А затем можно отправляться вдоль променада (тайелет) и осмотреть мавзолей шейха Аввада, гостиницу "Холидей Инн" и новую застройку этого района. Наша новая тайелет (от слова "летайель" гулять, прогуливаться) очень хороша. Мне хочется назвать её "верхняя набережная". Историческая достопримечательность - могила шейха Аввада, т.к. мусульмане верят, что такой шейх здесь похоронен. Подробностей о его личности я не нашла. Специалисты так и пишут: "зеут эйнена ядуа" (неизвестная личность). По расположению и архитектурному стилю здание относится к мамелюкскому периоду (1260-1516 гг. н..э.). Само сооружение размерами 7х19 метров построено полностью из местного камня - куркара (куркары -  гряды окаменевшего песка, идущие вдоль морского берега, самый распространенный строительный материал). Оно было построено в два этапа, сначала центральное помещение, в котором надгробие и михраб (ниша для молитвы, смотрящая на юг в сторону Мекки). Эта часть покрыта куполом. Позже к нему пристроили с обеих сторон по комнате одинаковой площади 7х7 метров, фасады этих помещений смотрят на север. Они использовались паломниками для ночлега и трапез. На внешних углах сделаны утолщения для укрепления здания, характерные для мамлюкской архитектуры. Эта постройка - одна из череды святых мест, отстроенных мамелюками вдоль берега Эрец Исраэль. Еще помнились крестовые походы, и чтобы быстро собрать горячих защитников мусульманских святынь, требовались таковые. Такую же роль играла могила Сидна Али в районе нынешней Герцлии, поблизости от развалин Апполонии. Но та могила до сих пор место паломничества арабов и народных празднеств в конце лета, но там и постройка гораздо больше. Раньше я легко отвечала на вопрос об Авваде, что он бравый мамлюкский офицер, не помню откуда взяла это. Сейчас стала выяснять подробности и... смотри выше. И почему-то напрашивается сравнение мамлюков и британцев в решении одной задачи – не допустить к берегу Святой Земли нежелательных лиц, действовали, правда, по-разному, "цивилизация, однако". Приглядевшись к площадке к северу от могилы, можно различить остатки стен, образовывавших двор размерами 20х15метров. Возможно, что двор был частью мамлюкского комплекса. Однако есть специалисты, считающие, что эти стены - остатки ранней церкви, действовавшей в византийский период, и архитектурные элементы относят к нему. На мой любительский взгляд, самое примечательное – это белый купол в прелестной панораме. Он вдохновил уже на большой купол гостиницы "Холидей Инн" тех, кто проектировал гостиницу. И трогательная частная инициатива: вилла на улице Аббы Ахимеира с совсем небольшим куполочком в череде вилл и дуплексов, глядящих в сторону моря.

Поблизости находятся ещё два археологических объекта. Оба относятся к византийскому периоду истории Ашкелона. В 324 году н.э. огромная Римская империя разделилась на Западную со столицей в Риме и Восточную со столицей в Константинополе. Восточную империю историки и называют Византией. Прежнее название Константинополя было Византий. Эрец Исраэль, оказывается, располагался в пределах Византийской империи. До прихода арабов в 638 году Ашкелон переживает расцвет. Порт является воротами в Святую землю, сюда прибывают паломники и отправляются отсюда в Иерусалим. Среди вывозимых товаров особенно популярны ашкелонские вина. Они были известны по всему Средиземноморью, экспортировались в Европу. Сосуды для вина можно увидеть в музее Ашкелонского колледжа. В городе строятся церкви. На улице Цви Сегаль сохранились остатки византийской церкви четвертого века н.э. Полы были из мраморных плит. По обе стороны от апсиды шли два ряда колонн.  В южной части было помещение, где крестили, баптистерий. Археологи определили размеры церкви: 25 на 16 метров. В нескольких минутах ходьбы ближе к гостинице сохранился мозаичный пол другой церкви. Про неё известны годы строительства 493-499 г.г. н.э. В центре есть греческая надпись про епископа Анастасия и в западной части два отрывка из книги псалмов. Почему две церкви построены так близко друг от друга? А если считать, что могила шейха Аввада тоже на месте большой церкви, то получается три церкви поблизости. Вопросов много, ответов пока нет. Раз заговорили про церкви, напомню, что в национальном парке со стороны восточных ворот, там, где входим из Шимшона, тоже остатки церкви, примыкающей к крепостной стене. Нам известно её название - церковь Марии Виридис, и что крестоносцы возвели её на месте византийской постройки, разрушенной арабами. Видны апсиды, колонны, колодец и даже можно различить голубые пятна - остатки фресок на восточной стене?           

Параллельно морю от бульвара Бен Гурион до Бар Кохбы проходит улица Лётчиков (рехов а-Таясим). Одна из достопримечательностей этой улицы - отель "Сады Дана" (Ганей Дан). В холле этой гостиницы выставлены археологические находки из раскопок "теля Ашкелон" (тель – холм, курган). В течение многих лет гостиница служит базой и домом для археологов во время раскопок.

Источник: