Святое семейство
Слева: «Святое семейство», справа – «Юдифь и Олоферн. 1495»
Знаменитое полотно Андреа Мантеньи «Святое семейство» (1495 года) из Дрезденской галереи редко выезжает за пределы родных стен. Исключение делают, разве что, для Пушкинского музея.
И не случайно - когда-то картина была трофеем СССР, и в середине пятидесятых ее можно было увидеть на выставках в московских музеях.
Но «Святое семейство» вернули на родину...
На полотне изображена Мадонна с младенцем Иисусом. Рядом - Святая Елизавета с Иоанном Крестителем. Тут же Святой Иосиф – он как будто держится особняком, взгляд суровый, напряженный. Не похож?
Предполагают, что его Мантенья писал с самого заказчика картины – так было принято в эпоху Возрождения.
Андреа Мантенья (1431-1506) - художник и гравер, один из крупнейших Мастеров эпохи Возрождения.
Для художников в Италии важно место рождения - Мантенья относится к мастерам Северной Италии, и, как и все художники того времени, прошел классический путь: увлечение античными сюжетами, работа с использованием сложной техники - точная и тщательная до мелочей и деталей передача природных явлений, линейная перспектива для создания на плоскости иллюзии пространства.
Искусствоведы именно его считают главным связующим звеном между ранним Возрождением во Флоренции и более поздним расцветом искусства в Северной Италии. Поверим им...
Никакого образования Андреа не получил - уже в 10 лет он был записан в цех живописцев в Падуе как приемный сын Франческо Скварчоне, художника и антиквара, и работал у него до 1449 года, когда ему впервые поручили исполнить фресковую декорацию церкви Эремитани в Падуе.
В 1454 году Мантенья женился на дочери известного венецианского живописца Якопо Беллини, писавшего только на религиозные темы, среди которых любимой была «Мадонна с младенцем» (я насчитал у Якопо Беллини 13 «мадонн»).
Гораздо более продвинутые на сюжетные выдумки оказались братья жены Андреа - выдающиеся мастера XV века Джентиле и Джованни Беллини.
Слева – «Мадонна со св. Марией Магдалиной и Иоанном Крестителем», справа - «Св. Себастьян».
Мантенья - мастер фресок. Фреска означает на итальянском – свежий, живопись по сырой штукатурке.
Это - одна из техник стенных росписей, противоположность росписи по сухому. При высыхании, содержащаяся в штукатурке известь образует тонкую прозрачную кальциевую пленку, делающую фреску долговечной.
В настоящее время термином «фреска» называют любую стенную живопись, вне зависимости от техники исполнения. Иногда по уже сухой фреске пишут темперой.
Одна из самых известных - фресковая декорация церкви Эремитани в Падуе (1449). Пять столетий спустя, в 1944 году, английский бомбардировщик сбросил бомбы на Падую, и фреска XV века была безвозвратно потеряна.
Пилот, возможно, ничего об этом не знал и спокойно и счастливо прожил жизнь на пенсию от государства...
В 1456-1459 Мантенья расписал алтарь церкви Сан-Дзено в Вероне.
В 1460 по приглашению маркиза Мантуи Лодовико Гонзага Мастер переезжает в Мантую, в 1466-1467 работает в Тоскане, в 1488-1490 - в Риме, где по просьбе папы Иннокентия VIII украсил фресками его капеллу.
Папа дал указание построить для себя небольшой дворец - Палаццетто, на самой высокой точке садов Бельведера.
«Поклонение волхвов».
Фресковая декорация Капеллы Бельведера, выполненная Мантеньей в 1488 году, была, к несчастью, утрачена.
Тоже британскими летчиками?
Нет, при расширении Ватиканского дворца во время понтификата Пия VI.
Собственно, ничем другим этот дворец и непримечателен.
Что касается картин Андреа Мантенья, то некоторые из них были утрачены в процессе перепланировки дворца, предпринятой архитектором Браманте, другие чуть позже - при строительстве Музея Пио-Клементино во времена правления папы Пия VI.
Любопытно, что фрески Великого Мантеньи были утеряны именно при Пие VI - малообразованном кардинале, в миру - графе Браски, которому волей судеб в 1775-1799 довелось быть Папой Римским.
Этот пренеприятный Папа кроме необразованности и бездарного отношения к работам великих мастеров, известен, разве что, самым длинным понтификатом в XVIII веке, да непотизмом - кумовством.
Именно он первым начал раздавать братьям и племянникам доходные должности и регалии. Впрочем, кончил он плохо...
Авторы романов и исследований истории папства, уделяют этому серому во всех отношениях кардиналу всего несколько строк...
«Принесение во храм», 1465-1466, Берлинская картинная галерея,крайний справа - Андреа Мантенья, крайняя слева – жена художника.
Возведенный в рыцарское достоинство, занимая высокое положение при дворе, Мантенья прослужил семейству Гонзага до конца жизни.
Мантенье принадлежит большая часть работы в росписи и создании фресок капеллы Оветари в падуанской церкви Эремитани (разрушенной во время Второй мировой войны), и именно его художественный стиль доминирует в ансамбле.
Цикл монохромных картин Триумф Цезаря (1482-1492) был написан по заказу сына Лодовико Гонзага Франческо для украшения дворцового театра в Мантуе. К сожалению, эти картины плохо сохранились и в настоящее время находятся во дворце Хэмптон-Корт в Лондоне.
На девяти больших холстах изображена длинная процессия перед Цезарем-победителем с огромным количеством античных скульптур, доспехов, трофеев. Глядя на картину, понимаешь, что Мантенья обладал обширными знаниями в области античного искусства и классической литературы.
Цикл работ Мадонна делла Витториа (1496, Париж, Лувр) написан в память о военной победе Гонзага.
Вот и все, если кратко, об Андреа Мантенья, о котором можно писать вечно.
Знаменитое полотно Андреа Мантеньи «Святое семейство» (1495 года) из Дрезденской галереи редко выезжает за пределы родных стен. Исключение делают, разве что, для Пушкинского музея.
И не случайно - когда-то картина была трофеем СССР, и в середине пятидесятых ее можно было увидеть на выставках в московских музеях.
Но «Святое семейство» вернули на родину...
На полотне изображена Мадонна с младенцем Иисусом. Рядом - Святая Елизавета с Иоанном Крестителем. Тут же Святой Иосиф – он как будто держится особняком, взгляд суровый, напряженный. Не похож?
Предполагают, что его Мантенья писал с самого заказчика картины – так было принято в эпоху Возрождения.
Андреа Мантенья (1431-1506) - художник и гравер, один из крупнейших Мастеров эпохи Возрождения.
Для художников в Италии важно место рождения - Мантенья относится к мастерам Северной Италии, и, как и все художники того времени, прошел классический путь: увлечение античными сюжетами, работа с использованием сложной техники - точная и тщательная до мелочей и деталей передача природных явлений, линейная перспектива для создания на плоскости иллюзии пространства.
Искусствоведы именно его считают главным связующим звеном между ранним Возрождением во Флоренции и более поздним расцветом искусства в Северной Италии. Поверим им...
Никакого образования Андреа не получил - уже в 10 лет он был записан в цех живописцев в Падуе как приемный сын Франческо Скварчоне, художника и антиквара, и работал у него до 1449 года, когда ему впервые поручили исполнить фресковую декорацию церкви Эремитани в Падуе.
В 1454 году Мантенья женился на дочери известного венецианского живописца Якопо Беллини, писавшего только на религиозные темы, среди которых любимой была «Мадонна с младенцем» (я насчитал у Якопо Беллини 13 «мадонн»).
Гораздо более продвинутые на сюжетные выдумки оказались братья жены Андреа - выдающиеся мастера XV века Джентиле и Джованни Беллини.
Слева – «Мадонна со св. Марией Магдалиной и Иоанном Крестителем», справа - «Св. Себастьян».
Мантенья - мастер фресок. Фреска означает на итальянском – свежий, живопись по сырой штукатурке.
Это - одна из техник стенных росписей, противоположность росписи по сухому. При высыхании, содержащаяся в штукатурке известь образует тонкую прозрачную кальциевую пленку, делающую фреску долговечной.
В настоящее время термином «фреска» называют любую стенную живопись, вне зависимости от техники исполнения. Иногда по уже сухой фреске пишут темперой.
Одна из самых известных - фресковая декорация церкви Эремитани в Падуе (1449). Пять столетий спустя, в 1944 году, английский бомбардировщик сбросил бомбы на Падую, и фреска XV века была безвозвратно потеряна.
Пилот, возможно, ничего об этом не знал и спокойно и счастливо прожил жизнь на пенсию от государства...
В 1456-1459 Мантенья расписал алтарь церкви Сан-Дзено в Вероне.
В 1460 по приглашению маркиза Мантуи Лодовико Гонзага Мастер переезжает в Мантую, в 1466-1467 работает в Тоскане, в 1488-1490 - в Риме, где по просьбе папы Иннокентия VIII украсил фресками его капеллу.
Папа дал указание построить для себя небольшой дворец - Палаццетто, на самой высокой точке садов Бельведера.
«Поклонение волхвов».
Фресковая декорация Капеллы Бельведера, выполненная Мантеньей в 1488 году, была, к несчастью, утрачена.
Тоже британскими летчиками?
Нет, при расширении Ватиканского дворца во время понтификата Пия VI.
Собственно, ничем другим этот дворец и непримечателен.
Что касается картин Андреа Мантенья, то некоторые из них были утрачены в процессе перепланировки дворца, предпринятой архитектором Браманте, другие чуть позже - при строительстве Музея Пио-Клементино во времена правления папы Пия VI.
Любопытно, что фрески Великого Мантеньи были утеряны именно при Пие VI - малообразованном кардинале, в миру - графе Браски, которому волей судеб в 1775-1799 довелось быть Папой Римским.
Этот пренеприятный Папа кроме необразованности и бездарного отношения к работам великих мастеров, известен, разве что, самым длинным понтификатом в XVIII веке, да непотизмом - кумовством.
Именно он первым начал раздавать братьям и племянникам доходные должности и регалии. Впрочем, кончил он плохо...
Авторы романов и исследований истории папства, уделяют этому серому во всех отношениях кардиналу всего несколько строк...
«Принесение во храм», 1465-1466, Берлинская картинная галерея,крайний справа - Андреа Мантенья, крайняя слева – жена художника.
Возведенный в рыцарское достоинство, занимая высокое положение при дворе, Мантенья прослужил семейству Гонзага до конца жизни.
Мантенье принадлежит большая часть работы в росписи и создании фресок капеллы Оветари в падуанской церкви Эремитани (разрушенной во время Второй мировой войны), и именно его художественный стиль доминирует в ансамбле.
Цикл монохромных картин Триумф Цезаря (1482-1492) был написан по заказу сына Лодовико Гонзага Франческо для украшения дворцового театра в Мантуе. К сожалению, эти картины плохо сохранились и в настоящее время находятся во дворце Хэмптон-Корт в Лондоне.
На девяти больших холстах изображена длинная процессия перед Цезарем-победителем с огромным количеством античных скульптур, доспехов, трофеев. Глядя на картину, понимаешь, что Мантенья обладал обширными знаниями в области античного искусства и классической литературы.
Цикл работ Мадонна делла Витториа (1496, Париж, Лувр) написан в память о военной победе Гонзага.
Вот и все, если кратко, об Андреа Мантенья, о котором можно писать вечно.