Вход Регистрация
ASHKELON.RU - Ашкелон | Израиль | Новости сегодня
четверг, 28 мартa 18:40


Спрятанный на века шедевр Леонардо

Статья из архива

В марте 2012 мир проснулся от радостных звуков мелодии «Воспоминание о Флоренции» Петра Ильича Чайковского - секстета пар скрипок, альтов и виолончелей: обнаружена утерянная фреска Леонардо да Винчи «Битва при Ангиари».

Искусствоведы были ошеломлены: фреска работы Великого Мастера утеряна еще в XVI веке.

Где обнаружена? Там, где ей и положено быть - во флорентийском Palazzo Vecchio на площади Синьории - Старом дворце, самом, пожалуй, знаменитом и известном строении Флоренции. Сейчас там ратуша.

Как? Не может быть! – Доказывала почтенная женщина-искусствовед своему молодому коллеге, который, зная итальянский, еще вечером 12 марта – за сутки до объявления сенсации агентством CNN, прочитал об этом на блоге одного из реставраторов.

И где она там – я знаю Palazzo Vecchio как свои пять пальцев! – Горячилась искусствовед...

13 марта Маурицио Серачини – руководитель группы экспертов исследования творчества Леонардо да Винчи, пригласил специалистов и высоких гостей в зал, где заседало когда-то правительство Флоренции.

Это – «Салон пятисот». Историки знают – когда-то он был расписан фресками Леонардо да Винчи - гениального Мастера эпохи Возрождения.

Но где они? – Вот уже 5 веков недоумевают ученые.

Спрятанный на века шедевр ЛеонардоОфициальная версия звучала как смертельный приговор - в ходе реставрационных работ фреска была утеряна.

Что значит утеряна? Фреска не полотно – ее ни свернуть, ни унести, ибо это - живопись по сырой штукатурке. Где она?

Неофициальная имела криминальный характер: живописец, архитектор и искусствовед Джорджо Вазари, все же, более известный своими литературными трудами, тоже считающийся мастером Ренессанса, намеренно спрятал фреску Леонардо, прикрыв ее своей «Битвой при Марчиано».

Посмотрите на 2 эти фрески (фреска Вазари - внизу), и сами оцените обе работы.

Помочь? Пожалуйста. Но начну я издалека, и моим героем на время станет Микеланджело.

Когда 19 февраля 1564 года, на другой день после кончины Великого Микеланджело Буонаротти, Великий герцог Флоренции, Козимо I де Медичи во главе авторитетной commissione прибыл в его мастерскую, чтобы провести инвентаризацию полотен Мастера, описывать было почти нечего.

Чиновники с ужасом обнаружили – кто-то обворовал итальянский народ, бросив на полу лишь десять выполненных на картоне набросков.
И неожиданно ученики Микеланджело, все как один, заявили - незадолго до смерти, Микеланджело сам сжег свои эскизы...

Герцог был разгневан – он кричал, едва не разорвал «картонки» с набросками (сегодня они стоят до $10 млн – каждая), называл Микеланджело в высшей степени недостойным.

Но Великий Мастер и Великий Герцог имели разные представления о чести и достоинстве.

Микеланджело, а если угодно, более точно - Микеланджело де Франческо де Нери де Миниато дель Сера и Лодовико ди Леонардо ди Буонарроти Симони, не считал себя великим, скорее – земным, и, прожив почти 90 лет в своем жилище, считал необходимым убрать его за собой.

Он не хотел, чтобы полотна после его кончины поведали миру о том, в каких трудах и муках рождались идеи его великих творений, какой путь они прошли от замысла до окончательного сотворения чуда...

И если свои полотна Микеланджело все же дарил своим друзьям или выполнял их по заказу богатых вельмож, то эскизы и при его жизни были великой ценностью и тайной.

Почти никто, кроме, быть может, итальянской поэтессы Виттории Колонна – вечной любви художника, ничего не знал о работе Мастера.

Спрятанный на века шедевр ЛеонардоИ все же, среди учеников у Микеланджело был друг - Джорджио Вазари. Молодой человек был искренним почитателем Мастера, и еще при жизни стал его биографом.

Но и ему было отказано в том, чтобы взглянуть на рисунки. Почему?

Попробую объяснить.

Микеланджело считал Джорджио Вазари способным учеником, и, по слухам, даже часто доверял ему, одному из немногих, делать грунтовку и даже, так называемую, первоначальную доводку картин, а иногда - и фресок.

Но ученик так и не стал творческим наследником. В этом легко убедиться, взглянув на 2-х мадонн: слева – Микеланджело, справа – копирование его учеником Вазари.

Спрятанный на века шедевр ЛеонардоРешите сами – что вам нравится больше, но мне кажется, что ученик Микеланджело оказался не мастером, а подражателем... Его Юдифь, та, что выше, рядом с его автопортретом, вам не напоминает Тинторетто? Неплохая отвратительная копия...

Строительство Palazzo Vecchio по плану архитектора Амольфо ди Камбио было начато еще за 3 века до Леонардо - в 1299 году. И долгие годы Старый дворец был самым важным гражданским зданием во Флоренции.

В начале XVI века Леонардо да Винчи получил от правительства Флоренции заказ на роспись стен старого дворца, и в течение 1503—1506 годов на фронтальной - восточной стене зала Большого совета – «Салоне пятисот», появилась фреска «Битва при Ангиари».

Она была задумана как триптих... Однако живописец успел создать только ее центральную часть - сражение группы всадников за знамя. Почему? До сих пор неизвестно. Как и никто не знает – что должно было располагаться по бокам...

Фреска была заказана Леонардо Пьеро Содерини — пожизненным Гонфалоньером справедливости, следящим за исполнением конституции Флорентийской республики после изгнания Медичи.

Любопытно, одновременно с Леонардо, противоположную стену зала, Содерини поручил расписать Микеланджело. И это был единственный раз, когда Леонардо и Микеланджело, не будучи друзьями, работали вместе.

И мало кто знает – Микеланджело довольно быстро предложил свой сюжет. Но... Так и не приступил к росписи. О причинах мы сегодня можем только догадываться – его сюжет уступал замыслу Леонардо...

Леонардо предложил батальную сцену - сражение между флорентийцами и миланцами, произошедшее 29 июня 1440 года, где, несмотря на значительное численное превосходство миланцев, они были разгромлены.

Фреска стала самой масштабной работой Мастера. Ее размер – 6.6х17.4 метра, в 3 раза превышал его же «Тайную вечерю», изображавшую сцену последней трапезы Христа со своими учениками. Созданная за 5 лет до «Битвы при Ангиари», она – по иронии судьбы, украшала доминиканский монастырь Санта-Мария-делле-Грацие во враждебном – в то время, Милане.

Леонардо, будучи прекрасным инженером, для удобства работы сконструировал особые леса, которые, складываясь и раскладываясь, поднимали и опускали Мастера на требуемую высоту.

Спрятанный на века шедевр ЛеонардоИ, прежде, чем я пойду дальше, полюбуйтесь автопортретом Великого Леонардо и его самой любимой работой, кстати, написанной в том же году, когда он начал работать над своей «Битвой»...

Фреска была исполнена столь изящно, что даже Рубенс через 100 лет, в свой знаменитый римский период, когда его брат работал библиотекарем в Ватикане при кардинале Асканио Колонна, посчитал за честь сделать с нее копию.

Но не с самой фрески – ее к тому времени уже спрятали (об этом ниже), а, вероятней всего, с одной из 2-х копий: наброска чернилами молодого Рафаэля, хранящегося в Университетской галерее в Оксфорде, или с незаконченной копии, судя по всему, художника-любителя. Как вы понимаете – неизвестного...

Как ни странно, искусствоведы, споря «до хрипоты», никак не могут решить – на что, копируя «Битву», смотрел Рубенс.

Мне же вопрос кажется прозрачным – Рубенс в Лондоне, по крайней мере, в тот период – не был.

Картон с рисунком Рубенса стал исторически важным действием – он до сих пор находится в собрании Лувра и уже почти 5 веков служит напоминанием о знаменитой фреске. Именно этот рисунок вы видите в самом начале статьи.

В 1550 году Джорджио Вазари получил заказ - преобразовать дворец в королевские покои - официальную резиденцию правящей семьи Медичи и место заседаний правительства.

15 лет Вазари ломал голову – как восстановить фреску Леонардо, пришедшую за полвека в плачевное состояние.

Если попытаться реконструировать события, то они выстраиваются в следующий логический ряд.

Сначала Вазари и не думал «красть» творение Великого Леонардо – просто он не смог восстановить несколько сцен. Как изобразить ярость, ненависть, мстительность...

Как восстановить оскал лошадей, сцепившихся передними ногами, зубами - с не меньшим ожесточением, чем всадники, борющиеся за знамя...

Позволю себе смелую гипотезу: Вазари не хватало фантазии - не совпадали краски, тени, его рука не могла описать ярость лиц воинов, ужас боя на мордах лошадей.

Как быть? Вазари решил заменить детали, написав шесть новых сцен.

Вначале он удалил участников битвы на небольшое расстояние. Но морды лошадей были безжизненными...

Он отодвинул их еще... Не получается. И тогда он сделал их совсем мелкими, и ошибся в планиметрии, не сумев на плоскости стены соизмерить перспективу новых сцен со старыми.

Представляю, как Вазари метался во сне, когда Евклид, древнегреческий математик, живший за 1800 лет до него, автор трактата о началах планиметрии, корил флорентийца за незнание законов перспективы, несоответствие планов – его и Леонардо.

Представляю, как он оправдывался – у него не получается показать бой изнутри, как это сделал Великий Мастер. И потому он пишет его издалека (вы видите это на картине), где нет деталей – лиц, рук, изгиба тела при нанесении удара саблей. Где нет ужаса и пафоса сражения, где не надо поднимать лошадей на дыбы.

...Вазари, не дожидаясь рассвета, словно таясь кого-то, приехал во дворец, и начал разметку поверх еще остававшихся фрагментов фрески Леонардо, окончательно - и надежно, спрятав произведение великого итальянца.

Вазари полагал, что похоронил творение Мастера, которого любил, почитал, и которому завидовал... Он не мог знать, что через несколько столетий мир, недовольный тем, что история руками таких как он, Вазари, прячет фрески Великих Мастеров, изобретет технологии послойного восстановления полотен и фресок...

Обнаружить утраченную фреску помогло специальное лазерное устройство, оснащенное микрокамерой, которую ввели в полость стены с торца «фрески Вазари».

Взволнованные эксперты сообщили: с большой вероятностью за слоем красок находится работа Леонардо - проба содержит краску черного цвета, которая по химическому составу идентична черному пигменту картин Леонардо да Винчи «Джоконда» и «Иоанн Креститель».

И все...

Остается всего один вопрос: почему Вазари спрятал творение Леонардо? Действительно ли фреска пришла в упадок, или Вазари, будучи авторитетным живописцем своего времени, к тому же – биографом Леонардо, как сказали бы сегодня – «пробил» реставрацию?

Привел «убедительные доказательства» - Леонардо писал по стене масляными красками, и роспись, якобы, стала отсыревать уже в процессе работы. Почему? Просто - Мастер использовал рецепт известной смеси Плиния - живопись восковыми красками в технике энкаустики, но неверно истолковал его. Да и стена, де, была просушена неравномерно - вверху была сырая, тогда как внизу высохла под воздействием угольных жаровен.

И еще - штукатурка Леонардо не приняла состав красок на основе орехового масла. И, ловя своей гладкой ложью удачу за хвост, Вазари убедительно завершает – потому-то Леонардо и не успел сотворить боковины триптиха - из-за указанных трудностей работа над самой фреской продвигалась медленно.

А потом у заказчика кончились деньги, и в это время Леонардо пригласили в Милан, и он уехал. Фреска, таким образом, осталась незавершенной...

Лжец... А ведь как импозантно выглядит он на автопортрете...

Или это уже история, и Вазари - неподсуден?

Неподсуден... Амнистирован... Его душе сейчас, поди, плохо. Если, конечно, он не сгорел в аду от чудовищной лжи.

Ибо у этой истории нет конца - работы Великого Мастера будут жить всегда.

Лента новостей