Вход Регистрация
ASHKELON.RU - Ашкелон | Израиль | Новости сегодня
пятница, 29 мартa 18:37


Русские шедевры против британских кошельков

«Такое впечатление, что наши решили слегка потрясти кошельки местных сонных мух» - из моего разговора с бывшей москвичкой из Лондона.

Слева: Портрет И.К.Айвазовского работы С.А.Рымаренко. 1846, справа - И.К.Айвазовский. Чесменский бой. Холст. Масло. 1848. Феодосийская картинная галерея Айвазовского

Неделя «русских торгов» прошла в Лондоне (время действия – 2009 год) сразу на 4-х крупнейших аукционах - Sotheby\'s, Christie\'s, McDougall\'s и Bonhams. Кризис - скажите вы. Да, но не для любителей живописи, а также тех, кто временно забрал с фондовых и финансовых рынков свои активы и думает - куда бы их вложить? На время, конечно! А после окончания кризиса, на его дне, увидеть которое удается не всем, а разглядеть - и вовсе только единицам, выгодно продать, чтобы вернуть средства на рынок: деньги должны работать, а не пылиться на стене или «валяться» на камине в форме статуэтки XVIII века!

Так, что у нас не увядает? - Задумался новый русский.

Русские шедевры против британских кошельковИ.К.Айвазовский. Среди волн. 1898 (о нем - ниже)

И вспомнил знаменитое, на первый взгляд, странное изречение - люди стареют и умирают, а их картины, наоборот - с годами начинают жить полноценной жизнью.

Их оценивают по достоинству (с точки зрения картин и их владельцев – авторов уже, как правило, нет), помещают в каталоги, в запасники солидных музеев, а, если повезет - в дорогой раме могут повесить на стену (на время, конечно).

И душа (у картин) радуется - из-за них торгуются, выкрикивают цену с 6 или даже 7 нулями (а как же - а вы что думали!), стучат молоточком «Раз... Два... Три... Продано!». Ой, как приятно!

А потом - жизнь в салоне! О, если вы не висели на стене салона, не говоря уже о солидном музее (да, хотя бы, провинциальном!), вам не понять чувство картины - гордость! Не все же висят! Не за всех отчаянно торгуются! Не всех покупают! Не за всех так много платят!

Интересно, если картина живет - и, как правило, вполне прилично - что она думает о своем авторе? А о покупателе? Кого больше уважает? Один дал ей жизнь, но бросил, уйдя в мир иной. Другой предоставил возможность прожить эту жизнь хорошо - остаться целой, быть всегда «в форме», слышать секреты дома, видеть жизнь его обитателей - публичную и домашнюю, внешнюю и интимную...

Я знаю человека, который не выдержал и продал картину, висевшую в спальне. Почему? Сначала, ему казалось, что фламандская баронесса на фоне патио, поросшего травой, как-то презрительно улыбается, глядя на их с женой ложе. Да, согласилась жена, ты прав. И они стали выключать свет, хотя обожали...

В общем, сами понимаете. Но фламандка, похоже, видела и в темноте ночи при лунном свете. Они стали задергивать шторы, но все равно ощущали на своих обнаженных телах ее насмешливый взгляд... И перевесили картину в большую залу.

Русские шедевры против британских кошельковВ качестве иллюстрации «фламандки» использована картина Питера Пауля Рубенса «Свояченица Сусанна, или Соломенная шляпка». Слева - Рубенс. Автопортрет. 1623

Но и здесь, как казалось нашим героям, она пристально, свысока, смотрела на них. Словно, осуждала за то, что они живут, а фламандки, которую она изображает, уже нет. Особенно чувствовалось это, когда они утром спускались в залу из спальни. Она смотрела на них везде, где бы они не находились - у зеркала, которое обожала хозяйка (оно «делало» ее выше и тоньше), на лестнице, ведущей на второй этаж, у стойки домашнего бара, даже у двери, когда они выходили из дома.

Насмешливо смотрела на хозяйку таинственная фламандка, когда та перед зеркалом примеряла многочисленные платья из бутиков друзей ее мужа-финансиста. И особенно презрительно, когда она одевала на себя нижнее белье - мол, что за гадость вы на себя одеваете!

Ну, что тебе не нравится? Что я тебе сделала?! - В отчаянье закричала однажды «бедная» женщина, видя в зеркало усмешку безмолвной картины. Ты мне завидуешь... - Со злорадством прошипела хозяйка.

Русские шедевры против британских кошельковИ.К.Айвазовский. Вид Судакской бухты. 1879. Холст. Масло. 73x94 см. Ставропольский краевой музей изобразительных искусств

Но фламандка лишь презрительно сжала губы и, кажется - впервые, отвернулась...

На другой день фламандку продали. Муж договорился с партнерами в Лондоне, и через 3 месяца после троекратного удара молоточком на солидном аукционе картину сняли c подставки и в сопровождении охранника унесли в заднюю дверь.

«Она смотрела на меня до самого последнего момента... У нее были слезы на глазах... Выкупи ее обратно...» - Плача, молила мужа бывшая хозяйка картины по телефону из Лондона...

Увы...

Выкупить ее не смогли, и бедная Лиза уже более 10 лет плачет, вспоминая пристальный взгляд гордой фламандки...

...Нам тоже в Лондон - русская неделя привлекла ценителей русского искусства, коих в мире немало. Русская живопись, драгоценности, иконы, книги и манускрипты... Были бы деньги!

В шикарном каталоге Sotheby\'s - Маковский и Айвазовский. Особенно хорошо представлен классик русского морского пейзажа Иван Айвазовский - полотна \"Штиль\", \"Среди волн\", \"Закат на крымском побережье\" и знаменитая картина \"Вид на Константинополь и Босфор\".

Русские шедевры против британских кошельковИ.Айвазовский. Штиль. Копия Игоря Родионова. Масло. Холст. 78х120 см. 2007

Иван Константинович Айвазовский (урожденный Ованес Айвазян) прожил долгую творческую жизнь (1817-1900). Всемирно известный российский художник-маринист армянского происхождения, коллекционер.

Его брат - известный армянский историк, священник Габриэл Айвазовский. Похоронен Айвазовский в Феодосии, в Крыму. На берегу моря, которое любил и воспевал, и которое отвечало ему взаимностью...

Полотно \"Среди волн\" (вы его видели выше) искусствоведы считают вершиной творчества Мастера-мариниста. Художник изобразил бушующую стихию без свойственных ему деталей - обломков мачт, тонущих людей, гибнущих кораблей.

Айвазовский любил Константинополь, часто бывал в этом замечательном городе, и не мудрено, что в Лондоне среди европейских коллекционеров высоко котируются его работы \"Вид на Константинополь и Босфор\" и \"Константинополь в лунном свете\". Первая оценена в 2.5-3 млн фунтов стерлингов, вторая (вы ее видите справа) - 120-180 тысяч...

Русские шедевры против британских кошельковЭксперт Sotheby\'s с гордостью демонстрировала журналистам монументальный шедевр Владимира Маковского «Толкучий рынок в Москве», считая ее «бомбой предстоящих торгов». Вы видите ее слева - к сожалению, лучшего качества найти не удалось.

Это - одна из лучших работ художника. Любопытна ее история. После смерти художника, его наследники продали полотно искусствоведу из Дании, который увез ее к себе домой.

Покупателю повезло - сам Маковский очень любил эту работу и не расставался с ней даже в трудные времена.

Картина хранилась в интеллигентной семье датчан чуть менее столетия, пережив две войны и несколько поколений своих владельцев.

Но, то ли вкусы изменились, то ли средства на что-то понадобились, так или иначе, картина поступила на аукцион Sotheby\'s, который оценил ее в 1.5 млн фунтов стерлингов - несмотря на кризис, подобные полотна всегда покупают!

Русские шедевры против британских кошельковВладимир Маковский. Автопортрет. 1905 г. Государственная Третьяковская галерея

Каковы критерии успешной продажи? Редкость и качество. Искусствоведы различают, так называемое, музейное качество. Эксперт Sotheby\'s объясняет, что \"Толкучий рынок в Москве\" могла бы занять достойное место в Третьяковской галерее.

Среди лотов в аукционном доме McDougall\'s блистали работы Константина Сомова - уникальная коллекция из 122 рисунков к графической сюите \"Книга маркизы\", многие из которых были известны лишь по печатным изданиям.

Художник потратил более десяти лет на создание великолепной графики, и сегодня его работа считается подлинным шедевром мировой величины.

Русские шедевры против британских кошельковКто станет его обладателем? Скорее всего, по опыту искусствоведов, имя покупателя этой коллекции мы не узнаем. Почему?

Чуть позже вы догадаетесь сами. А пока эксперты оценили ее в 3 млн фунтов стерлингов.

\"Книгу маркизы\" специалисты считают эротической графикой. Так ли это? Вы можете оценить сами. Кстати, Сомов считал свои картины «неподходящими для демонстрации дамам». А пока вы смотрите, я приведу несколько штрихов биографии этого великого русского Мастера.

Константин Андреевич Сомов родился 18 ноября (по старому стилю) 1869 года в Петербурге в семье историка искусств, хранителя коллекций Эрмитажа Андрея Ивановича Сомова. Мать, Надежда Константиновна Сомова, известна как прекрасный музыкант и хорошо образованная женщина. Именно она привила своим детям любовь к музыке, живописи, театру.

Русские шедевры против британских кошельковКонстантин Сомов. Иллюстрации к \"Книге маркизы\". 1918

Константин Сомов учился в Академии Художеств в мастерской Ильи Репина. Но всего лишь 2 года - в 1897 году он покинул Академию и две зимы провел в Париже. Там познакомился и работал с такими известными Мастерами как А.Бенуа, Е.Лансере, А.Остроумова.

В 1899 Сомов вернулся в Петербург и занялся портретной живописью. Он пишет портреты А.Бенуа, А.Остроумовой, художницы Е.Мартыновой - «Дама в голубом».

«Книга маркизы», по мнению его современников, своеобразная хрестоматия эротической литературы. Первое издание книги вышло в 1908 году в Берлине. В ней - 31 рисунок Константина Сомова. Однако, цензура изъяла те, которые показались ей непристойными. Вот были нравы 100 лет назад!

Скромный титульный лист книги был решен в виде арки, в верхней части которой изображена головки героини. Высокая замысловатая прическа и обнаженный бюст маркизы соответствуют подзаголовку - «Книга рококо».

Константин Сомов, как и многие другие деятели искусства, не вписался в революцию, испытывал массу жизненных трудностей, пока в декабре 1923 года его не «втиснули» в творческую группу Русской выставки, и он выехал в США в качестве уполномоченного от Петрограда. На родину он больше не вернулся, а постоянным местом жительства выбрал не коммерческую Америку, а творческую (в то время) Францию. Жалел ли он об этом? Думаю, что да - его работы российского и французского периодов жизни сильно различаются. И не в пользу второго...

Умер Константин Андреевич Сомов 5 мая 1939 года в Париже...

Черным бархатом закрою
Взгляд, чтоб маски обмануть:
И печальный блеск порою,
И недоброй страсти жуть;
Будет темным оперенье,
В тон смирению с судьбой,
Лишь гранатовые звенья -
Отблеск тайны роковой.

Черный веер драгоценный,
Масти вороной парча
Отпечаток жизни пленной
Берегут от палача.
Он - в доспехах?! Что ж, не новость:
Маскарад проглотит все,
И души негодной пропасть
Спрячет пестрое тряпье
.

Влюбленный Арлекин, 1912 год

Русские шедевры против британских кошельковИ, прежде чем вы переключитесь на анализ трендов и волн Эллиота на рынке Forex, чтобы узнать - сколько вы заработали (или потеряли) за время чтения этого текста, предлагаю посмотреть на понравившуюся мне много лет назад работу художника-иллюстратора Михаила Зичи «Спектакль в Большом театре по случаю коронования императора Александра II».

К творчеству этого мастера я еще в будущем вернусь.

Из серии «Лекции по искусству»