«Пейзаж на берегу Сены» Ренуара вернулся домой – в Музей
Пьер Огюст Ренуар. Слева - Автопортрет, справа - Танец в Буживале. 1883. Бостонский музей изящных искусств
Эта история произошла 17 ноября 1951 года: из музея искусств в Балтиморе (штат Мэриленд) была похищена картина великого Ренуара.
Полиция сработала оперативно – перекрыли вокзалы, все дороги, небольшой местный аэропорт, провели обыски в домах «воров-картинников», опросили коллекционеров, торговцев на «блошином рынке», который был в то время в Балтиморе, пожалуй, самым активным.
Безуспешно...
Полицейские обещали своим тайным агентам баснословное по тем временам вознаграждение – 5000 долларов.
Не помогло...
Городской фабрикант обуви обещал 10000 долларов тому, кто сообщит хотя бы что-то...
... Жительница Виргинии Марта Фукуа в 2009 году (по другим данным – в 2012) приобрела на блошином рынке пластмассовые статуэтки и картинку в тяжелой красивой раме за $7.
Да и то – заплатила такую «большую сумму» лишь потому, что рамы в магазине стоят в несколько раз дороже.
А эта – старинная...
Но мать поверила надписи на раме - и убедила дочь отнести картину в аукционный дом Potomack Company - с просьбой оценить ее.
Эксперт мгновенно понял – перед ним украденное 60 лет назад полотно Ренуара, о чем он слышал когда-то от кого-то из коллег.
И позвонил в музей в Балтимор.
Юрист музея уже на другой день подал в суд иск с требованием - вернуть картину в фонд музея.
Однако его новая хозяйка, узнав, что полотно оценивается почти в 100 тысяч долларов, решила доказать в суде, что она владеет им по праву – и картина Ренуара принадлежит ей.
Суд был иного мнения, и через полтора года постановил – вернуть картину музею.
«Пейзаж на берегу Сены»
...Пьер Огюст Ренуар был, по мнению историков искусства, в «сложном состоянии» - «Пейзаж на берегу Сены» он написал в несвойственной ему манере в 1879 году.
Против обыкновения, он не подписал картину, и лишь на раме оставил надпись «Ренуар. 1841–1919», которую и увидела мамаша Фукуа.
Но как суд вынес вердикт в пользу музея - не признал частную собственность «простой американки»?
Два опытных специалиста, владеющих технологией доказательства принадлежности исторических артефактов, сделали свои дело на отлично – и судья вынес решение не в пользу частного лица, владеющего шедевром.
Судья Леони Бринкема, наверное, внутренне улыбалась, слушая «пастушью историю» Марты Фукуа о 7 долларах и блошином рынке, но молча взяла в руки три листочка с текстами (копии, конечно), скороговоркой прочла их вслух и вынесла вердикт, голосом, не терпящим возражений.
...В далеком 1925 году полотно Великого Живописца выкупил из галереи в Париже коллекционер живописи средней руки Герберт Мэй.
А 13 лет спустя - в 1938 году, в отсутствии коллекционера, его супруга Сэйди одолжила пейзаж для экспозиции музею родного Балтимора.
Судья прочитала документальные подтверждения этого факта, в том числе - письма супругов Мэй, которые, якобы (или – без «якобы») хранятся в архиве библиотеки музея.
Это ложь! - Немедленно воскликнул адвокат девушки, находящейся на пути к богатству – ложь, так как Сэйди Мэй в то время уже год как была вдовой.
Нет – возразили представители музея, и положили на стол перед судьей выписку из городского бюро населения.
Судья держала в руках 2 документа: один – официальный, другой – свидетельские показания почтенного джентльмена, которому в 1938 году было... 10 лет.
Один из адвокатов даже намекнул: а как попала картина в руки девушки – он 3 месяца регулярно посещал блошиный рынок, но ни разу не видел не то, что Ренуара, а даже...
Не станем приводить фамилию того, кого он назвал – это действующий бельгийский живописец, и он к этой истории никакого отношения не имеет.
Вы в чем-то подозреваете г-жу Фукуа? – Быстро спросила судья.
Нет-нет, что вы, ваша честь...
Аукцион – отменить, картину – вернуть в музей, хозяйка картины - Сэйди Мэй и ее наследники!
Все? Конец истории? Да – счастливый конец.
Но у нее есть «вновь открывшиеся детали.
Из архивов ФБР следует: 17 ноября 1951 года ФБР было проинформировано о краже и тут же начало свое расследование.
Работы французского импрессиониста в период 1949-1951 пытались выкрасть и из других музеев и коллекций в США: «Танец в Буживале» - из Бостонского музея изящных искусств, и «Габриэль в красной блузе» - из собрания М.Вертема в Нью-Йорке.
Но, к счастью, в обоих случаях кражи не удалось, но и ворам-неудачникам тоже повезло – они ушли.
И есть рапорт сержанта-детектива, который написал – судя по почерку, в обоих случаях (кроме Балтимора) - это дело рук одного человека.
Кто же он – маньяк, ненавидящий Ренуара, или, наоборот – его фанат?
Более похоже на последнее - «Пейзаж на берегу Сены» висел у него на стене и он молился, глядя на него или удовлетворял какие-то сложные свои потребности...
«Большие купальщицы»
Глядя на галерею Ренуара, приходит в голову - неподалеку, в Филадельфии, на расстоянии всего 150 км от Балтимора, в Музее искусств, хранится (а тогда, возможно - висело) знаменитое его полотно «Большие купальщицы»...
Впрочем, психологи говорят - не все так прямолинейно в сложным образом больной голове.
...Ему могло бы быть – теоретически, 80 лет или немного более, и он мог – что только в жизни не случается, умереть.
А после смерти опустившегося человека его друзья за 7 долларов «всучили старую рухлядь» какой-то дурочке – и были счастливы.
Но она, в итоге, оказалась несчастной – счастье выпало семье Мэй.
Эта история произошла 17 ноября 1951 года: из музея искусств в Балтиморе (штат Мэриленд) была похищена картина великого Ренуара.
Полиция сработала оперативно – перекрыли вокзалы, все дороги, небольшой местный аэропорт, провели обыски в домах «воров-картинников», опросили коллекционеров, торговцев на «блошином рынке», который был в то время в Балтиморе, пожалуй, самым активным.
Безуспешно...
Полицейские обещали своим тайным агентам баснословное по тем временам вознаграждение – 5000 долларов.
Не помогло...
Городской фабрикант обуви обещал 10000 долларов тому, кто сообщит хотя бы что-то...
... Жительница Виргинии Марта Фукуа в 2009 году (по другим данным – в 2012) приобрела на блошином рынке пластмассовые статуэтки и картинку в тяжелой красивой раме за $7.
Да и то – заплатила такую «большую сумму» лишь потому, что рамы в магазине стоят в несколько раз дороже.
А эта – старинная...
Но мать поверила надписи на раме - и убедила дочь отнести картину в аукционный дом Potomack Company - с просьбой оценить ее.
Эксперт мгновенно понял – перед ним украденное 60 лет назад полотно Ренуара, о чем он слышал когда-то от кого-то из коллег.
И позвонил в музей в Балтимор.
Юрист музея уже на другой день подал в суд иск с требованием - вернуть картину в фонд музея.
Однако его новая хозяйка, узнав, что полотно оценивается почти в 100 тысяч долларов, решила доказать в суде, что она владеет им по праву – и картина Ренуара принадлежит ей.
Суд был иного мнения, и через полтора года постановил – вернуть картину музею.
«Пейзаж на берегу Сены»
...Пьер Огюст Ренуар был, по мнению историков искусства, в «сложном состоянии» - «Пейзаж на берегу Сены» он написал в несвойственной ему манере в 1879 году.
Против обыкновения, он не подписал картину, и лишь на раме оставил надпись «Ренуар. 1841–1919», которую и увидела мамаша Фукуа.
Но как суд вынес вердикт в пользу музея - не признал частную собственность «простой американки»?
Два опытных специалиста, владеющих технологией доказательства принадлежности исторических артефактов, сделали свои дело на отлично – и судья вынес решение не в пользу частного лица, владеющего шедевром.
Судья Леони Бринкема, наверное, внутренне улыбалась, слушая «пастушью историю» Марты Фукуа о 7 долларах и блошином рынке, но молча взяла в руки три листочка с текстами (копии, конечно), скороговоркой прочла их вслух и вынесла вердикт, голосом, не терпящим возражений.
...В далеком 1925 году полотно Великого Живописца выкупил из галереи в Париже коллекционер живописи средней руки Герберт Мэй.
А 13 лет спустя - в 1938 году, в отсутствии коллекционера, его супруга Сэйди одолжила пейзаж для экспозиции музею родного Балтимора.
Судья прочитала документальные подтверждения этого факта, в том числе - письма супругов Мэй, которые, якобы (или – без «якобы») хранятся в архиве библиотеки музея.
Это ложь! - Немедленно воскликнул адвокат девушки, находящейся на пути к богатству – ложь, так как Сэйди Мэй в то время уже год как была вдовой.
Нет – возразили представители музея, и положили на стол перед судьей выписку из городского бюро населения.
Судья держала в руках 2 документа: один – официальный, другой – свидетельские показания почтенного джентльмена, которому в 1938 году было... 10 лет.
Один из адвокатов даже намекнул: а как попала картина в руки девушки – он 3 месяца регулярно посещал блошиный рынок, но ни разу не видел не то, что Ренуара, а даже...
Не станем приводить фамилию того, кого он назвал – это действующий бельгийский живописец, и он к этой истории никакого отношения не имеет.
Вы в чем-то подозреваете г-жу Фукуа? – Быстро спросила судья.
Нет-нет, что вы, ваша честь...
Аукцион – отменить, картину – вернуть в музей, хозяйка картины - Сэйди Мэй и ее наследники!
Все? Конец истории? Да – счастливый конец.
Но у нее есть «вновь открывшиеся детали.
Из архивов ФБР следует: 17 ноября 1951 года ФБР было проинформировано о краже и тут же начало свое расследование.
Работы французского импрессиониста в период 1949-1951 пытались выкрасть и из других музеев и коллекций в США: «Танец в Буживале» - из Бостонского музея изящных искусств, и «Габриэль в красной блузе» - из собрания М.Вертема в Нью-Йорке.
Но, к счастью, в обоих случаях кражи не удалось, но и ворам-неудачникам тоже повезло – они ушли.
И есть рапорт сержанта-детектива, который написал – судя по почерку, в обоих случаях (кроме Балтимора) - это дело рук одного человека.
Кто же он – маньяк, ненавидящий Ренуара, или, наоборот – его фанат?
Более похоже на последнее - «Пейзаж на берегу Сены» висел у него на стене и он молился, глядя на него или удовлетворял какие-то сложные свои потребности...
«Большие купальщицы»
Глядя на галерею Ренуара, приходит в голову - неподалеку, в Филадельфии, на расстоянии всего 150 км от Балтимора, в Музее искусств, хранится (а тогда, возможно - висело) знаменитое его полотно «Большие купальщицы»...
Впрочем, психологи говорят - не все так прямолинейно в сложным образом больной голове.
...Ему могло бы быть – теоретически, 80 лет или немного более, и он мог – что только в жизни не случается, умереть.
А после смерти опустившегося человека его друзья за 7 долларов «всучили старую рухлядь» какой-то дурочке – и были счастливы.
Но она, в итоге, оказалась несчастной – счастье выпало семье Мэй.