Вход Регистрация
ASHKELON.RU - Ашкелон | Израиль | Новости сегодня
четверг, 28 мартa 16:07


«Пейзаж на берегу Сены» Ренуара вернулся домой – в Музей

Пьер Огюст Ренуар. Слева - Автопортрет, справа - Танец в Буживале. 1883. Бостонский музей изящных искусств

Эта история произошла 17 ноября 1951 года: из музея искусств в Балтиморе (штат Мэриленд) была похищена картина великого Ренуара.

Полиция сработала оперативно – перекрыли вокзалы, все дороги, небольшой местный аэропорт, провели обыски в домах «воров-картинников», опросили коллекционеров, торговцев на «блошином рынке», который был в то время в Балтиморе, пожалуй, самым активным.

Безуспешно...

Полицейские обещали своим тайным агентам баснословное по тем временам вознаграждение – 5000 долларов.

Не помогло...

Городской фабрикант обуви обещал 10000 долларов тому, кто сообщит хотя бы что-то...

... Жительница Виргинии Марта Фукуа в 2009 году (по другим данным – в 2012) приобрела на блошином рынке пластмассовые статуэтки и картинку в тяжелой красивой раме за $7.

Да и то – заплатила такую «большую сумму» лишь потому, что рамы в магазине стоят в несколько раз дороже.

А эта – старинная...

Но мать поверила надписи на раме - и убедила дочь отнести картину в аукционный дом Potomack Company - с просьбой оценить ее.

Эксперт мгновенно понял – перед ним украденное 60 лет назад полотно Ренуара, о чем он слышал когда-то от кого-то из коллег.

И позвонил в музей в Балтимор.

Юрист музея уже на другой день подал в суд иск с требованием - вернуть картину в фонд музея.

Однако его новая хозяйка, узнав, что полотно оценивается почти в 100 тысяч долларов, решила доказать в суде, что она владеет им по праву – и картина Ренуара принадлежит ей.

Суд был иного мнения, и через полтора года постановил – вернуть картину музею.

«Пейзаж на берегу Сены» Ренуара вернулся домой – в Музей«Пейзаж на берегу Сены»

...Пьер Огюст Ренуар был, по мнению историков искусства, в «сложном состоянии» - «Пейзаж на берегу Сены» он написал в несвойственной ему манере в 1879 году.

Против обыкновения, он не подписал картину, и лишь на раме оставил надпись «Ренуар. 1841–1919», которую и увидела мамаша Фукуа.

Но как суд вынес вердикт в пользу музея - не признал частную собственность «простой американки»?

Два опытных специалиста, владеющих технологией доказательства принадлежности исторических артефактов, сделали свои дело на отлично – и судья вынес решение не в пользу частного лица, владеющего шедевром.

Судья Леони Бринкема, наверное, внутренне улыбалась, слушая «пастушью историю» Марты Фукуа о 7 долларах и блошином рынке, но молча взяла в руки три листочка с текстами (копии, конечно), скороговоркой прочла их вслух и вынесла вердикт, голосом, не терпящим возражений.

...В далеком 1925 году полотно Великого Живописца выкупил из галереи в Париже коллекционер живописи средней руки Герберт Мэй.

А 13 лет спустя - в 1938 году, в отсутствии коллекционера, его супруга Сэйди одолжила пейзаж для экспозиции музею родного Балтимора.

Судья прочитала документальные подтверждения этого факта, в том числе - письма супругов Мэй, которые, якобы (или – без «якобы») хранятся в архиве библиотеки музея.

Это ложь! - Немедленно воскликнул адвокат девушки, находящейся на пути к богатству – ложь, так как Сэйди Мэй в то время уже год как была вдовой.

Нет – возразили представители музея, и положили на стол перед судьей выписку из городского бюро населения.

Судья держала в руках 2 документа: один – официальный, другой – свидетельские показания почтенного джентльмена, которому в 1938 году было... 10 лет.

Один из адвокатов даже намекнул: а как попала картина в руки девушки – он 3 месяца регулярно посещал блошиный рынок, но ни разу не видел не то, что Ренуара, а даже...

Не станем приводить фамилию того, кого он назвал – это действующий бельгийский живописец, и он к этой истории никакого отношения не имеет.

Вы в чем-то подозреваете г-жу Фукуа? – Быстро спросила судья.

Нет-нет, что вы, ваша честь...

Аукцион – отменить, картину – вернуть в музей, хозяйка картины - Сэйди Мэй и ее наследники!

Все? Конец истории? Да – счастливый конец.

Но у нее есть «вновь открывшиеся детали.

Из архивов ФБР следует: 17 ноября 1951 года ФБР было проинформировано о краже и тут же начало свое расследование.

Работы французского импрессиониста в период 1949-1951 пытались выкрасть и из других музеев и коллекций в США: «Танец в Буживале» - из Бостонского музея изящных искусств, и «Габриэль в красной блузе» - из собрания М.Вертема в Нью-Йорке.

Но, к счастью, в обоих случаях кражи не удалось, но и ворам-неудачникам тоже повезло – они ушли.

И есть рапорт сержанта-детектива, который написал – судя по почерку, в обоих случаях (кроме Балтимора) - это дело рук одного человека.

Кто же он – маньяк, ненавидящий Ренуара, или, наоборот – его фанат?

Более похоже на последнее - «Пейзаж на берегу Сены» висел у него на стене и он молился, глядя на него или удовлетворял какие-то сложные свои потребности...

«Пейзаж на берегу Сены» Ренуара вернулся домой – в Музей«Большие купальщицы»

Глядя на галерею Ренуара, приходит в голову - неподалеку, в Филадельфии, на расстоянии всего 150 км от Балтимора, в Музее искусств, хранится (а тогда, возможно - висело) знаменитое его полотно «Большие купальщицы»...

Впрочем, психологи говорят - не все так прямолинейно в сложным образом больной голове.

...Ему могло бы быть – теоретически, 80 лет или немного более, и он мог – что только в жизни не случается, умереть.

А после смерти опустившегося человека его друзья за 7 долларов «всучили старую рухлядь» какой-то дурочке – и были счастливы.

Но она, в итоге, оказалась несчастной – счастье выпало семье Мэй.

Лента новостей