О черемухе, Судьбе и пользе чтения толстых журналов
Конец мая, последний звонок в школе всегда был связан с запахом черемухи.
Она буйно цвела, и колдовство ее аромата можно было сравнить только с запахом елки на Новый год.
Черемуха была везде: ветки с пышными белыми гроздьями стояли в вазе на столе, заглядывали в окно, когда Люська, едва проснувшись, спешила распахнуть его и вдохнуть полной грудью утренний, невозможно свежий воздух, весь состоявший из одного аромата.
На последний урок в школу тоже несли букеты черемухи.
Май, яркое солнце, школьная форма, белые фартуки, счастливые юные лица - все осталось на черно-белых фотографиях того времени.
Люська была младшей в семье и суматоху последних школьных дней, тревожное ожидание результатов выпускных экзаменов прошла не один раз вместе со старшими братьями и сестрами.
Было все: и слезы, и радость, гуляние красивых нарядных выпускников после бала, и всегда это сопровождалось запахом черемухи.
Игорь - средний из Люськиных братьев, никогда к знаниям не тяготел и только стараниями мамы, которая стремилась дать всем детям образование, дотянул до выпускного 10-го класса.
Способности у него были несомненно, но использовать их он не смог, да и не до того ему было…
Высокий, статный, красивый с гривой рыжеватых, кудрявых волос, закрывавших нахально-насмешливые зеленые глаза, он был, что называется первый парень на деревне.
Девчонки сбивались с ног в погоне за его вниманием, а он старался никого не обделить таковым, чтобы не обидеть ненароком.
Через много лет, обращаясь мыслями к детству и вспоминая Игоря, Люська пришла к выводу, что его успех у женщин объяснялся тем, что он, как Казанова, к каждой относился так, будто она была единственной в его жизни.
Он был весел, легок в общении, весьма обаятелен.
Расставался без сложностей и легко уходил к другой. При этом отставленные подруги продолжали его любить.
Через много лет Судьба все-таки отомстила ему за легкость, с какой он срывал цветы, попадавшиеся на пути, вдыхал аромат и небрежно оставлял на обочине.
Так никого и не полюбив, в конце жизни он утратил всю свою жизнерадостность, стал желчным, угрюмым, неразговорчивым, ни в чем не находя радости или хотя бы удовольствия.
И умер рано, как считала Люська, и не от болезни, а потому что не хотел больше жить, болезнь была только следствием, а не причиной...
Но все это потом, а сейчас - окончание школы, черемуха, Игорь пишет сочинение на выпускном экзамене.
Учитель объявил темы, родители, караулившие за дверью, бросились в школьную библиотеку, чтобы принести чадам первоисточники (тогда это разрешалось).
Мама тоже принесла Игорю целую стопку Толстого, Гоголя и прочих, и, услыхав, что тот решил взять свободную тему – «Роль нашего современника в произведениях советских авторов», едва не лишилась чувств, потому что последнее, что ее сын прочел, были «Дети подземелья» Короленко.
И случилось это в 3-м классе…
Люська накапала ей корвалола, увела домой и стала с нетерпением ждать, чем закончится эта занимательная история.
Учеников в их сельской школе было немного – всего два выпускных класса, и на следующий день оценки были вывешены на стенде всем… кроме Игоря.
Он немного притих, маме ничего не рассказывал: при всем своем авантюрном характере оставаться без аттестата, все же, не хотел…
Молчал, не отвечая на вопросы, вечером куда-то исчез, вернулся явно повеселевший, и заявил, что завтра пойдет выяснять, в чем дело.
Мама только махнула рукой: давление зашкаливало, разговаривать сил не было.
Утром, начистив туфли, надев лучшую рубашку, расчесав рыжий чуб, Игорь отправился в школу.
Как потом рассказали маме, он, вежливо постучав, зашел в учительскую и, глядя нахальными зелеными глазами на вдруг замолчавших учителей, так же вежливо поинтересовался, почему до сих пор не выставлена оценка за его работу.
Учителя переглянулись, и завуч, предварительно откашлявшись, произнес:
«Ваша работа, молодой человек, заслуживает отличной оценки, но мы все здесь, учитывая ваши предыдущие «успехи» в учебе, прекрасно знаем, что сами вы написать такое не могли. А так как у нас нет доказательств того, что вы воспользовались шпаргалкой, вам выставлена оценка «4». Вы довольны»?
Игорь хотел было возразить, как сам потом признался - от наглости, но тут увидел обращенный на него взгляд классной руководительницы Леночки, как они все ее называли.
По виду она была не старше своих учеников, а природная смешливость и жизнерадостность делала ее совсем ровесницей.
Только что закончившая институт, она не успела еще набраться учительской строгости, да и класс ей попался очень веселый: девчонки копировали ее наряды и прически, а пацаны, в том числе и Игорь, заигрывали, не стесняясь…
Леночка смотрела на него, еле сдерживаясь от смеха, и умоляла взглядом не возражать завучу.
Игорь поблагодарил и вышел из учительской.
На выпускном балу, чувствуя совсем взрослым, он вовсю ухаживал за Леночкой и рассказал–таки историю своего успеха в написании сочинения.
Накануне экзамена, вместо того чтобы штудировать классиков, он впервые в жизни залез в домашнюю библиотеку.
Книг было немало и по тем временам много хороших: в семье все, кроме него, читали, Люська - больше других.
По ее просьбе выписывались почти все толстые журналы, которые она жадно проглатывала за 1-2 вечера.
Перелистывая их, Игорь наткнулся на статью «Образ нашего современника в произведениях советских писателей».
Ничего не замышляя, он аккуратно выдернул листки и вложил во внутренний карман пиджака.
Увидев на следующий день название темы, он, ничуть не удивившись, слово в слово перекатал все мысли очень неглупого автора, не потрудившись изменить ни строчки.
Не получив оценки, он немного струхнул, но тут же направив свои авантюрные мозги в ту сторону, где уже пару-тройку лет имел несомненный успех – на противоположный пол.
Он побежал в гости к подружке, работавшей на почте.
Дело было в сельской местности, поэтому ключи от работы были у подружки в сумочке.
Они тут же проникли в здание почты и, параллельно с поцелуями, быстро просмотрели все квитанции на подписку литературных изданий.
Определив, что никто из учителей журнал с известной статьей не выписывает, Игорь осмелел и, набравшись наглости, пошел призывать руководство школы к ответу.
Леночка страшно веселилась, слушая рассказ бывшего уже ученика, откровенно кокетничая с ним, потому что тоже чувствовала себя свободной: срок отработки ее после окончания вуза закончился, и она уезжала домой, пообещав никогда не забывать первый свой выпускной 10 А…
Впрочем, Игорь тоже не дал ей забыть: через несколько лет они встретились, когда он уже закончил учебу, повзрослел и еще больше набрал шарма.
Леночка, конечно, не устояла, но и ее он очень быстро оставил, как только воплотил в жизнь свою юношескую влюбленность в учительницу…
Она буйно цвела, и колдовство ее аромата можно было сравнить только с запахом елки на Новый год.
Черемуха была везде: ветки с пышными белыми гроздьями стояли в вазе на столе, заглядывали в окно, когда Люська, едва проснувшись, спешила распахнуть его и вдохнуть полной грудью утренний, невозможно свежий воздух, весь состоявший из одного аромата.
На последний урок в школу тоже несли букеты черемухи.
Май, яркое солнце, школьная форма, белые фартуки, счастливые юные лица - все осталось на черно-белых фотографиях того времени.
Люська была младшей в семье и суматоху последних школьных дней, тревожное ожидание результатов выпускных экзаменов прошла не один раз вместе со старшими братьями и сестрами.
Было все: и слезы, и радость, гуляние красивых нарядных выпускников после бала, и всегда это сопровождалось запахом черемухи.
Игорь - средний из Люськиных братьев, никогда к знаниям не тяготел и только стараниями мамы, которая стремилась дать всем детям образование, дотянул до выпускного 10-го класса.
Способности у него были несомненно, но использовать их он не смог, да и не до того ему было…
Высокий, статный, красивый с гривой рыжеватых, кудрявых волос, закрывавших нахально-насмешливые зеленые глаза, он был, что называется первый парень на деревне.
Девчонки сбивались с ног в погоне за его вниманием, а он старался никого не обделить таковым, чтобы не обидеть ненароком.
Через много лет, обращаясь мыслями к детству и вспоминая Игоря, Люська пришла к выводу, что его успех у женщин объяснялся тем, что он, как Казанова, к каждой относился так, будто она была единственной в его жизни.
Он был весел, легок в общении, весьма обаятелен.
Расставался без сложностей и легко уходил к другой. При этом отставленные подруги продолжали его любить.
Через много лет Судьба все-таки отомстила ему за легкость, с какой он срывал цветы, попадавшиеся на пути, вдыхал аромат и небрежно оставлял на обочине.
Так никого и не полюбив, в конце жизни он утратил всю свою жизнерадостность, стал желчным, угрюмым, неразговорчивым, ни в чем не находя радости или хотя бы удовольствия.
И умер рано, как считала Люська, и не от болезни, а потому что не хотел больше жить, болезнь была только следствием, а не причиной...
Но все это потом, а сейчас - окончание школы, черемуха, Игорь пишет сочинение на выпускном экзамене.
Учитель объявил темы, родители, караулившие за дверью, бросились в школьную библиотеку, чтобы принести чадам первоисточники (тогда это разрешалось).
Мама тоже принесла Игорю целую стопку Толстого, Гоголя и прочих, и, услыхав, что тот решил взять свободную тему – «Роль нашего современника в произведениях советских авторов», едва не лишилась чувств, потому что последнее, что ее сын прочел, были «Дети подземелья» Короленко.
И случилось это в 3-м классе…
Люська накапала ей корвалола, увела домой и стала с нетерпением ждать, чем закончится эта занимательная история.
Учеников в их сельской школе было немного – всего два выпускных класса, и на следующий день оценки были вывешены на стенде всем… кроме Игоря.
Он немного притих, маме ничего не рассказывал: при всем своем авантюрном характере оставаться без аттестата, все же, не хотел…
Молчал, не отвечая на вопросы, вечером куда-то исчез, вернулся явно повеселевший, и заявил, что завтра пойдет выяснять, в чем дело.
Мама только махнула рукой: давление зашкаливало, разговаривать сил не было.
Утром, начистив туфли, надев лучшую рубашку, расчесав рыжий чуб, Игорь отправился в школу.
Как потом рассказали маме, он, вежливо постучав, зашел в учительскую и, глядя нахальными зелеными глазами на вдруг замолчавших учителей, так же вежливо поинтересовался, почему до сих пор не выставлена оценка за его работу.
Учителя переглянулись, и завуч, предварительно откашлявшись, произнес:
«Ваша работа, молодой человек, заслуживает отличной оценки, но мы все здесь, учитывая ваши предыдущие «успехи» в учебе, прекрасно знаем, что сами вы написать такое не могли. А так как у нас нет доказательств того, что вы воспользовались шпаргалкой, вам выставлена оценка «4». Вы довольны»?
Игорь хотел было возразить, как сам потом признался - от наглости, но тут увидел обращенный на него взгляд классной руководительницы Леночки, как они все ее называли.
По виду она была не старше своих учеников, а природная смешливость и жизнерадостность делала ее совсем ровесницей.
Только что закончившая институт, она не успела еще набраться учительской строгости, да и класс ей попался очень веселый: девчонки копировали ее наряды и прически, а пацаны, в том числе и Игорь, заигрывали, не стесняясь…
Леночка смотрела на него, еле сдерживаясь от смеха, и умоляла взглядом не возражать завучу.
Игорь поблагодарил и вышел из учительской.
На выпускном балу, чувствуя совсем взрослым, он вовсю ухаживал за Леночкой и рассказал–таки историю своего успеха в написании сочинения.
Накануне экзамена, вместо того чтобы штудировать классиков, он впервые в жизни залез в домашнюю библиотеку.
Книг было немало и по тем временам много хороших: в семье все, кроме него, читали, Люська - больше других.
По ее просьбе выписывались почти все толстые журналы, которые она жадно проглатывала за 1-2 вечера.
Перелистывая их, Игорь наткнулся на статью «Образ нашего современника в произведениях советских писателей».
Ничего не замышляя, он аккуратно выдернул листки и вложил во внутренний карман пиджака.
Увидев на следующий день название темы, он, ничуть не удивившись, слово в слово перекатал все мысли очень неглупого автора, не потрудившись изменить ни строчки.
Не получив оценки, он немного струхнул, но тут же направив свои авантюрные мозги в ту сторону, где уже пару-тройку лет имел несомненный успех – на противоположный пол.
Он побежал в гости к подружке, работавшей на почте.
Дело было в сельской местности, поэтому ключи от работы были у подружки в сумочке.
Они тут же проникли в здание почты и, параллельно с поцелуями, быстро просмотрели все квитанции на подписку литературных изданий.
Определив, что никто из учителей журнал с известной статьей не выписывает, Игорь осмелел и, набравшись наглости, пошел призывать руководство школы к ответу.
Леночка страшно веселилась, слушая рассказ бывшего уже ученика, откровенно кокетничая с ним, потому что тоже чувствовала себя свободной: срок отработки ее после окончания вуза закончился, и она уезжала домой, пообещав никогда не забывать первый свой выпускной 10 А…
Впрочем, Игорь тоже не дал ей забыть: через несколько лет они встретились, когда он уже закончил учебу, повзрослел и еще больше набрал шарма.
Леночка, конечно, не устояла, но и ее он очень быстро оставил, как только воплотил в жизнь свою юношескую влюбленность в учительницу…