Вход Регистрация
ASHKELON.RU - Ашкелон | Израиль | Новости сегодня
пятница, 29 мартa 13:59


Мир искусства восхищает, удивляет, заставляет задуматься...

Статья из архива

Мир искусства восхищает, удивляет, заставляет задуматься...

Над чем? В последний момент я приписал - над сутью жизни... Или над смыслом?

И задумался...

Вдова газетного магната, издателя Джозефа Пулитцера-младшего - Эмили Раух Пулитцер, передала в дар Художественному музею Гарвардского университета 31 произведение искусства - картины и скульптуры, общей стоимостью более $200 млн и пожертвовала $45 млн на нужды университета.

И без того знаменитая коллекция музея пополнилась, без преувеличения, сокровищами мирового искусства - картинами Пикассо, Миро, которого Андре Бретон назвал «самым красивым пером на шляпе сюрреализма» и Амедео Клементе Модильяни (итальянский художник и скульптор, представитель экспрессионизма, автор картин, эскизов и скульптур, 1884-1920).

На иллюстрации слева: Амадео Модильяни. Портрет сидящего человека

Модильяни прожил короткую и сложную жизнь, полную перемен, лишений и любовных историй. В трудный период своей жизни, после начала Первой мировой войны, он познакомился с английской поэтессой Беатрис Гастингс, с которой провел два года.

В творчестве Модильяни испытывал влияние Поля Сезанна, Тулуз-Лотрека, Пикассо, школ фовизма и кубизма, но не принял их, что позволяет искусствоведам считать, что он выработал собственный стиль, для которого характерен «богатый и плотный цвет».

Модильяни дружил с Пикассо, Хаимом Сутиным и Морисом Утрилло. Ему покровительствовали коллекционеры Поль Гийом и Леопольд Зборовский.
В 1917 Модильяни, будучи больным и уже пристрастившийся к алкоголизму, познакомился с 19-летней Жанной Эбютерн, талантливой девушкой с яркой необычной внешностью, студенткой академии живописи Коларосси.

24 января 1920 по возвращению в Париж после лечения на Лазурном берегу Модильяни умер. Утром следующего дня Жанна Эбютерн покончила с собой. На могильных плитах парижского кладбища Пер-Лашез написано: «Амедео Модильяни, художник, погибший на пороге славы» и «Жанна Эбютерн (Эльза Зильберштейн), его преданная спутница, вплоть до полного самопожертвования».

В подаренной музею коллекции также скульптуры Бранкузи (Константин Брынкуши, румынский скульптор, живший во Франции, основоположник скульптурного абстракционизма, 1876-1957) и швейцарца Альберто Джакометти (1901-1966), скульптора, живописца и графика.

В коллекции Эмили Раух Пулитцер есть работы самобытных художников «рангом помельче»: картины Роя Лихтенштейна (Roy Fox Lichtenstein, 1923-1997, американский художник, представитель стиля поп-арт), Дональда Джадда, минималиста, стиля, возникшего в США в шестидесятых, и Класа Ольденбурга.

Несколько слов о последнем.

Сын шведского дипломата, жил в США, получил американское гражданство, выпускник Йельского университета и Института искусств Чикаго. Приверженец, так называемого, объектного искусства - характерный прием Олденбурга - скульптурное изображение небольшого обыденного предмета в несоразмерно гигантском масштабе, причудливо окрашенного и неожиданно расположенного в пространстве.

Считается, что это - изящная игра, вписывающаяся в городской пейзаж. Известные работы Олденбурга: вход в рекламное агентство Chiat в Лос-Анджелесе в виде гигантского черного бинокля, наполовину воткнутая в землю гигантская иголка с торчащей из нее яркой красно-желто-зеленой ниткой, а на противоположной стороне площади имеется другой конец нитки - с узелком, расположенные на площади перед железнодорожным вокзалом Кадорна в Милане.

Примечание. Стиль «объектное искусство» имеет своих приверженцев. Мне этот стиль не нравится...

Музей планирует вложить $45 млн в строительство нового комплекса, который объединит все три гарвардских собрания - западноевропейского искусства (Фогг), искусства Центральной и Северной Европы (Буш-Райсингер) и античного, исламского и азиатского искусства (Саклер). Музейный комплекс планируют открыть в 2013 году.

Конечно, поступок леди восхищает, лично у меня даже вызывает некоторую зависть, у профессоров многих университетов, возможно, где-то глубоко внутри - «шевеление» мыслей - почему не нам, нашему университету, при таких деньгах и мы бы «отгрохали» приличный музей. Или даже приобрели существующий. А подаренный Гарварду «Арлекин» кисти Пабло Пикассо (на иллюстрации - справа) вообще ни в какие понятия нормальных профессоров не укладывается. «Арлекин»? Пабло Пикассо? О-о-о... О`кей, шучу...

А вот наблюдение иного рода.

Мир искусства восхищает, удивляет, заставляет задуматься...Москва, Гоголевский бульвар, дом 10, строение 1, особняк, в котором в 2009 году разместится Российский музей современного искусства.

Здесь несколько лет назад состоялся выездной аукцион - выставка лотов Sotheby\'s. И это - не шутка.

Профессор математики одного из германских университетов вначале не менее получаса сидел с открытым от удивления ртом: среди перечня выставленных работ он увидел несколько, как ему показалось – из тех, что были подарены Гарварду вдовой Джозефа Пулитцера-младшего. В том числе, «Арлекина» Пабло Пикассо.

Немного отдохните, просмотрев репродукции великих Мастеров.

Клод Моне. Пейзаж в Порт-Вилле (выше)

Мир искусства восхищает, удивляет, заставляет задуматься...Эдгар Дега. Отдыхающая танцовщица

Самым дорогим экспонатом выставки стала пастель Эдгара Дега «Отдыхающая танцовщица» - ее стартовая цена $40 млн.

Ей, судя по всему - немного, уступит «Вампир» (любимого мною) норвежца Эдварда Мунка - $35 млн, а вот «Арлекин» оценен «всего» в $30 млн.

Вы, если бы, конечно, пожелали тогда участвовать в аукционе, смогли бы увидеть и даже купить «Портрет сидящего человека» Амедео Модильяни - $18-25 млн, «Руанский собор в тумане» Клода Моне - $16-25 млн, «Портрет Титин Тровато в платье и шляпе» Анри Матисса - $12-18 млн.

Вау! Какие картины - и продаются! – Воскликнул профессор. Без возгласа, разумеется – воспитанный человек.

Мир искусства восхищает, удивляет, заставляет задуматься...Эдвард Мунк. Вампир (Поцелуй).

В разделе «Современное искусство» таких известных мастеров нет. Тем не менее, и здесь были бурные торги: Джефф Кунс - «Медведь и полицейский» от $8-12 млн и выше, Ричард Принс - «Медсестра из Эверглэйда» и Рой Лихтенштейн - «Город и окрестности штата Нью-Йорк» (эскиз фрески) - от 4 до $6 млн.

Но устроители таинственно сверкали глазами - надеялись получить гораздо больше - Россия все же, люди богатые и не скупые!

А кризис? Не для их клиентов.

Вот так - вот вам и весь кризис. А вы - индексы, акции, падают, встают, ложатся...

Нефть, цены, OPEC... Конфликты из-за нее...

Работать надо уметь - тогда и деньги будут, и «Арлекина» прикупите, и на Айвазовского останется. А он, кстати, тоже был, но в другом разделе - русских художников.

Здесь были представлены «Музыканты» и «Чабан» Бориса Григорьева - от 4 до $6 и $2.5-3.5 млн соответственно, «Вид Санкт-Петербурга» Алексея Боголюбова за $2-3 млн, «Лежащая обнаженная» (талантливого и любимого мною) Михаила Ларионова - $1.7-2.6 млн, а также картины Марка Шагала, Давида Бурлюка, Василия Кандинского, Николая Рериха, Владимира Маковского, Ивана Айвазовского.

Мир искусства восхищает, удивляет, заставляет задуматься...Марк Шагал. Цветущий куст (слева) и Давид Бурлюк. Футуристический портрет рыбака

Вот и все. Но остается некое чувство незавершенности этого вполне жизненного сюжета, что-то, что заставляет задуматься - не сходятся между собой существующие реалии.

Чего-то нам, читателям (может – созерцателям), не хватило в понимании смысла и сути, что мы восторгаемся картинами, в лучшем случае, держа в руках каталог выставки или аукциона, а не у себя дома, в тиши салона, в окружении близких, которые (возможно?) в таких случаях становятся еще ближе.

Чего-то мы не изучили (политэкономию капитализма), не сообразили (что деньги следует «делать», а не зарабатывать), неправильно выбрали профессию (чистую, в белом, медицину или захватывающую воображение авиацию вместо «грязной» «керосинки имени Губкина»), а, может, не на тех женились (не на вдове магната или ее дочери? А ведь такие были - и есть), не с теми дружили (с Ивановым, а не с Петровым или Сидоровым, у которых даже слуги стали миллионерами), не туда уехали (в Европу вместо Тюмени, золотого Магадана (?!), Зауралья, Горок или Рублевки)...

В общем, что-то сделали не то и не так.

А с другой стороны, если бы все делали «то», где набрать столько икон, картин и скульптур, Рублевых, Роденов, Моне, Матиссов, Ван-Гогов, Дега, Ларионовых?


Из серии «Лекции по искусству»