Вход Регистрация
ASHKELON.RU - Ашкелон | Израиль | Новости сегодня
четверг, 25 апреля 07:35


Календари

От редакции
Статья написана много лет назад - учтите, пожалуйста, это, особенно в тех местах, которые связаны с датами.


Календари - или революция календарей... Или эволюция, если угодно. Хотя, больше это походит на битву.

Впрочем, эволюция в жизни календарей происходит постоянно. Часто - виртуально. Но на этот раз, нас - вполне реально - ждут непривычные анекдотичные «32-е числа» в некоторых месяцах, в феврале - 29, 30 и так далее – до 35, а Новый год-2013 мы будем встречать... 28 декабря!

Григорианский календарь, или ГК, по которому мы живем сегодня, в 2012 году по инициативе Всемирной ассоциации календарей планировали заменить. На что? Вариантов было два. Первый содержит (вроде бы - нормальные) 365 дней, однако каждый год, который начинается с воскресенья, имеет один дополнительный день – вторую субботу.

Второй вариант – экзотический: его название «Симметрия-454», автор - профессор Канадского университета Торонто, этнический латыш, Айвар Бромберг, а идея симметрии заключается в том, что каждый новый месяц начинается с... понедельника. В итоге, количество дней в феврале, мае, августе и ноябре увеличивается до 35, а во всех остальных месяцах сокращается до 28. Кто же решит за всех нас – отменить нынешний ГК? И, если да, то каким именно его заменить? Разве есть варианты? Кто решает? ООН, конечно...

Но окончился олимпийский 2012 год - и никто ничего не решил, и, похоже, даже не приступал к решению сложной задачи под названием «Календари».

Григорианский календарь можно смело назвать католическим: он был введен папой Григорием XIII взамен старого Юлианского, и, разумеется, первоначально только в католических странах. Четыре с лишним века назад поступили просто: после четверга, 4 октября 1582 года, последовала пятница, но не 5, а... 15 октября. И вы нигде в истории не найдете дней с 5 по 14 октября 1582 - их отсюда (из истории) выкинули и в ГК их нет.

В ГК обычный год содержит 365, високосный - 366 дней. Однако, если быть строгими, а иначе – нельзя, ибо от этого зависит масса точных земных механизмов, например – время, средний год содержит 365,2425 суток. Как видите, число дробное. Ошибка в одни сутки накапливается в ГК примерно за 3200 лет. И в этом его преимущество перед юлианским календарем, где год равен 365,25 суток и ошибка накапливалась «сравнительно быстро» – за 128 лет.

Есть еще любопытные правила. Все хорошо знают - каждый год, номер которого кратен 4, високосный. А вот если год кратен 100, а 100, если помните, делится на 4 без остатка, то он не високосный. Исключение составляют годы, кратные 400-м: 1600, 2000 и, тот, кто доживет, узнает, увидит, что 2400 - тоже. Они, хотя и кратны 100, все же високосные. Для нас, прошедших пока только миллениум, это правило осталось в тени. Зато теперь понятно, откуда берется средняя дробная продолжительность года.

Что такое год? Хорошо, хорошо – не буду мучить вас сложными запутанными определениями, особенно, учитывая вашу уверенность в том, что вы хорошо знаете ответ на этот вопрос. Сложными – не буду, но простые – сообщу.

Год, если по-простому, формально - единица измерения времени, связанная с обращением Земли вокруг Солнца. И здесь нас ждет неожиданность, связанная с астрономическими законами этого орбитального движения.

Наиболее популярен в массах тропический год - видимое движение Солнца относительно экватора Земли. Именно оно определяет смену времен года, и понятие «Новый год» – плод этого движения.

Все – простого больше нет.

В итоге, я не расскажу вам о: (1) сидерическом годе – он привязан к орбитальному движению Земли вокруг солнца в инерциальной системе отсчета, то есть, относительно «неподвижных звезд», (2) аномалистическом годе – он связан с движением Земли относительно точек ее орбиты перигелия и афелия, понятий, более знакомых вам по перигею и апогею в орбитах Луны и искусственных спутников Земли, (3) драконическом годе, равном 346,620047 суткам - промежутке времени, по истечении которого Солнце возвращается в ту же точку лунной орбиты.

Но я не могу не упомянуть лунный год, равный (в среднем) 354,37 суткам, составляющим 12 лунных месяцев. Именно на нем построен Еврейский календарь (ЕК), и именно в него вписаны еврейские праздники.

Еврейский календарь (не путать с еврейским летоисчислением), наряду с ГК, является официальным в Израиле. Однако физически жизнь протекает по ГК, ибо Израиль накрепко «вшит» в мировое экономическое и, что очень важно, транспортное пространство, не говоря уже о других видах связи с остальным миром.

Но почему именно в лунных (еврейских!) месяцах определяется беременность?

На этот вопрос четкого ответа нет, а потому каждый волен решать по-своему. И кто-то, наверняка - с улыбкой, ответит – Ева и Адам были евреями. Улыбнемся и мы...

В истории ЕК различают три периода: библейский (1500-450 до н.э.), постбиблейский (до разрушения второго Храма в 70 году н.э.) и талмудический.

Когда-то начало каждого месяца, а также праздники, определялись исключительно по молодой луне в определенный месяц, но уже в талмудический период – эти числа рассчитываются, ибо луна может быть скрыта облаками.

В ЕК простой год состоит из 12 лунных месяцев, високосный – на месяц больше. Год по ЕК может быть правильным – когда все 12 месяцев состоят попеременно из 30 и 29 дней, достаточным, когда один из 29-дневных месяцев имеет 30 дней и недостаточным, когда один из 30-дневных месяцев состоит из 29 дней.

Продолжительность еврейского года любого типа определяется как количество суток между первыми днями месяцев тишрей и нисан. Первый день месяца тишрей – Рош а-Шана (приходится примерно на сентябрь-октябрь по ГК), день, когда, по мнению евреев, были созданы Адам и Ева. Нисан – месяц, на 15-й день которого еврейский народ празднует Песах. И теперь понятно – каким образом определяются даты начала этих праздников.

В основе Еврейского календаря - определение первого новолуния, или новолуния мироздания, которое имело место в 3761 году до н.э., в понедельник, в 5 часов и 204 части пополудни.

Части? Да - час в еврейском календаре делится не на минуты и секунды как в ГК, а на 1080 частей (1080 кратное всем простым числам – от 1 до 9, кроме 7 – и это тоже имеет смысл), а каждая часть — на 76 мгновений. Сегодня, через полтора тысячелетия со времени установления талмудического Еврейского календаря, вычисление дат не особенно точно совпадает с астрономическими расчетами, но ошибка столь незначительна, что нет необходимости в исправлении календаря.

По древнейшему римскому календарю год состоял из десяти месяцев, а начинался с марта. Позже, на рубеже VII и VI веков до н.э. Рим позаимствовал календарь просвещенных этрусков, живших на северо-западе древней Италии, год которых состоял уже из 12 месяцев, а январь и февраль следовали за декабрем.

В 46 году до н.э. Юлий Цезарь, которого существующий календарь во многом не удовлетворял, пригласил в Рим Созигена Александрийского – египетского (доисламского периода Египта) астронома и философа еврейского происхождения, и поручил ему проведение коренной реформы календаря по образцу, принятому в то время в Египте.

Это и стало рождением Юлианского календаря, прообраза Григорианского, в котором был установлен четырехгодичный солнечный цикл - три года по 365 дней и один – 366. Началом года Цезарь приказал считать 1 января - с этого дня консулы вступали в должность и начинался римский хозяйственный год.

Кроме указанных, существуют также Ханаанейский, Шумерский, Эламско-персидский, Вавилонский, Вьетнамский, Иранский, Исламский календари, Единый национальный календарь Индии, календари бахаи, майя, трехсезонный, Французский республиканский календарь, и, как вы понимаете, копировать – так копировать, Советский революционный календарь.

Любопытно, что по какому бы из календарей вы ни жили, а их, как видите, очень много, 1 день равен 86 400 секундам, а секунда определяется на основании атомного стандарта, а не законов астрономии. И потому – неизменна. Чего не скажешь о средних солнечных сутках и секунде, рассчитываемых на основе понятия «день».

На «игры с календарями» мы обращаем внимание раз в году – на рождество. Как это так, размышляем мы, рождество Христово, общее для всех христиан, однако католики отмечают его 24 декабря, а православные – в ночь с 6 на 7 января, то есть, 13 дней спустя? Нонсенс?

Нет, все дело в календарях: католики, как я уже сказал, придерживаются своего изобретения – ГК, а православные – старого доброго ЮК. Но и здесь существует путаница: не все католики живут по своему любимому ГК - католики восточного обряда и, кстати, некоторые разновидности протестантов, придерживаются Юлианского календаря.

Но и на этом путаница не заканчивается – не все православные придерживаются Юлианского календаря, а только православные афонские монастыри и 4 поместные православные церкви мира из 15 - Иерусалимская, Российская, Сербская и Грузинская (именно в таком порядке их перечисляют официальные церковные документы и тексты православия).

Смена года у евреев - Еврейский Новый год, или Рош а-Шана, отмечается спустя 163 дня после Песаха, но не ранее 5 сентября и не позднее 5 октября. В нынешнем году (2012) его начало приходится на 16 сентября - точнее, после захода солнца 16, и переходит на 17 сентября.

Китайский Новый год – это день зимнего новолуния по завершении полного лунного цикла. В григорианском календаре это соответствует одному из дней между 21 января и 21 февраля. В 2010 Поднебесная встретила Новый Год в полночь на 14 февраля. Любопытно, что это было второе, а не первое новолуние после дня зимнего солнцестояния. Вьетнамцы не стали ничего придумывать – их Новый год полностью совпадает с китайским.

А вот иранцы, как древняя нация, имеют свой – Иранский Новый год – Навруз, и даже иранский календарь, разработанный, кстати говоря, при участии Омара Хайяма, о чем его почитатели, возможно, не догадываются. Календарь сравнительно молод - ведет летосчисление от дня переселения пророка Мухаммада из Мекки в Медину в 622 году. Однако, в отличие от классического исламского календаря, основывается на солнечном (тропическом) годе.

Год исламского календаря состоит из 12 лунных месяцев и содержит около 354 дней, что на 10 или 11 дней меньше солнечного года. Поэтому дни мусульманских религиозных праздников каждый год сдвигаются относительно ГК, ибо сутки, согласно мусульманскому календарю, в полном соответствии с еврейским (с которого он и был скопирован), начинаются в момент захода солнца, а не в полночь, как в ГК, а месяцы состоят из 29 или 30 дней.

Бенгальский Новый год начинается 14 апреля, а у бахаи, казахов, таджиков, узбеков и киргизов совпадает с весенним равноденствием.

Тема «Календари» имеет глубокий смысл, прежде всего, в организации жизни народов с учетом их национальных особенностей. Не будь их, вполне вероятно, исчезли бы многие нации, а люди неверно идентифицировали свою этническую принадлежность.

И потому весьма актуальны своеобразные интерфейсы между национальными календарями и летоисчислением – чем бы вы не пользовались, а жить приходится в одном большом доме по имени Земля. А, значит, и пользоваться множеством общих инструментов, среди которых самым важным является Время. Не случайно, при множестве национальных календарей, время не имеет национальности, более того, не является функцией национального мировоззрения, и определяется с помощью эталона.

У Времени есть другой недостаток – Оно стремительно бежит...

В качестве иллюстрации использован Еврейский календарь на русском языке.