Вход Регистрация
ASHKELON.RU - Ашкелон | Израиль | Новости сегодня
пятница, 29 мартa 04:21


Фаберже

Статья была опубликована много лет назад.

Сообщаю это для того, чтобы у вас не возникло недоумения по поводу дат в тексте
.



24 апреля 2009 года на нью-йоркских торгах аукционного дома Christie\'s в разделе декоративно-прикладного искусства были выставлены 60 работ Петера Карла Фаберже.

Самый дорогой лот - набор для пунша, оцененный в $250-300 тысяч, и, кстати – неизвестно кем и за сколько купленный.

…Однажды в квартире известного московского коллекционера мне довелось держать в руках «Яйцо Фаберже». Наверное, разочарую кого-то - вблизи оно, как иногда говорят, не произвело впечатления «ах!» - красивое, таинственное, и без изысков - просто пасхальное яйцо с клеймом Faberge.

Но... какое-то старое, в прожилках, с мелкими, но все же заметными царапинами на полупрозрачной эмали...

Петер Карл Густавович Фаберже (18.5.1846, Санкт-Петербург-24.9.1920, Лозанна) - основатель семейной фирмы и династии мастеров ювелирного искусства, родился в семье скромного российского ювелира, гугенота Густава Фаберже.

14-летний Карл (именно так принято называть Петера Карла Фаберже), по решению семейного совета, без особого, впрочем, рвения и прилежания и, судя по всему - формально, учится у известных мастеров во Франкфурте-на-Майне, Флоренции и Париже. Вернувшись в 1866 году в Петербург, Фаберже работает вместе с мастерами своего отца, в 1872 году становится хозяином его мастерской и быстро расширяет штат до ста человек.

ФабержеСейчас кажется, что Фаберже был хозяином положения в мире прикладного искусства того времени.

Однако историки, основываясь на учетных книгах управляющего кабинетом Его Императорского Величества, свидетельствуют об обратном: в соперничестве за императорские заказы с известными ювелирами Юлиусом Бути, Эдуардом Болином, Фридрихом Кехли и Леопольдом Цефтингеном - Фаберже долгое время проигрывал.

Однако нашел умный ход к сердцу вельмож.

Карл Фаберже, пытаясь завоевать расположение двора, часто оказывал приближенным бесплатные услуги - осуществлял оценку, ремонт и реставрацию ювелирных изделий в Эрмитаже.

Искусствоведы считают, что, имея свободный доступ к экспонатам, ювелир изучил технические приемы старых Мастеров, стиль эпох и вкусы знати.

И сделал неожиданное открытие: двор, приближенные, богатые промышленники нуждаются в полезных вещах - портсигарах, лампах, часах, значках, булавках, брошках, многочисленных и многообразных безделушках, используемых в быту.

Причем, они должны были быть одновременно красивыми, оригинальными и, в то же время, не иметь аналогов!

И быть узнаваемыми, соответствующими статусу владельца. Чтобы можно было сказать - часы Сергея Федоровича или, скажем, заколка Анастасии Михайловны - и чтобы этим было сказано все!

Первый блистательный успех пришел в 1882 году, когда на Русской художественно-промышленной выставке в Москве продукция фирмы Фаберже получает золотую медаль.

ФабержеПоследовали заказы двора и Фаберже получает приставку Поставщик Высочайшего двора, что позволяет иметь на вывеске изображение Государственного герба.

Награды посыпались как из рога изобилия: золотая медаль на Нюрнбергской выставке изящных искусств 1885 года, Grand Prix на Всемирной выставке в Париже 1900 года, после чего французское правительство награждает его орденом Почетного Легиона, а консервативная Парижская гильдия мастеров золотого дела, не признававшая заслуги иностранцев, тем более - немецкого происхождения, присвоила ювелиру звание Мэтра.

Дела фирмы пошли в гору: небольшая ювелирная мастерская обрастает филиалами - в Москве (1887), Одессе (1890), Лондоне (1903), Киеве (1905).

Слава Фаберже росла как на дрожжах: его заказчиками стали дворы Европы, и главный среди них - английский, восточные монархи, крупные промышленники, финансисты, знаменитости.

Его обожали князья Юсуповы и Тенишевы, золотопромышленник Келч, знатные графини и княгини.

Рос и ассортимент изделий Фаберже: кроме ювелирных украшений, его мастера по стандартам Фаберже изготавливали табакерки, сувениры, сервизы, столовое серебро, шкатулки, миниатюрные скульптурные игрушки.

У Фаберже, кстати говоря, было очень много конкурентов, имена которых, «благодаря» ему - единственному лидеру, сегодня известны разве что специалистам. Чем же он брал?

Широким использованием отечественных поделочных камней, которые у большинства его коллег считались не ювелирными.

Он смело сочетает уральские, алтайские и забайкальские самоцветы с драгоценными металлами и камнями, и даже горным хрусталем. И вообще, вопреки традициям и даже канонам, Фаберже включает в украшения олово и вороненую сталь!

Более того, в прямоугольные броши из карельской березы он вкрапливает бриллианты. И это входит в моду света!

Фаберже ведет себя как революционер: он возрождает забытую с эпохи Возрождения французскую технику «кватра колор» - применение в декоре золота красного, желтого, зеленого и белого цветов.

Но и этого ему мало, и он идет дальше - использует новые оттенки этого металла - оранжевый, серый, голубой и другие. Что позволяет создавать сложнейшую цветовую гамму без каких-либо отделочных материалов.

Фаберже, вначале для себя, создает единственную неяпонскую коллекцию нэцке - маленьких фигурок людей и животных из поделочных камней.

И завоевал признание: в обществе неожиданно вырос интерес к этому виду искусства, и Фаберже начинает массовое производство нэцке. Его собственная коллекция нэцке насчитывала более 500 подлинников.

ФабержеИнтерес к японским статуэткам проявила английская королева, для которой Фаберже изготовил 170 фигурок, в том числе, знаменитую сову из серого жада (камня, приносящего здоровье, синоним - нефрит, жадоит, почечный камень) с бриллиантовыми глазами и золотыми лапками.

Любопытно, что фирма выпускала не только украшения и безделушки для знати - с клеймом фирмы можно встретить массу изделий и для бедных.

Считается, что доказательством подлинности служит именно клеймо фирмы Фаберже, и что его невозможно подделать.

Приходится верить, что это именно так.

Фаберже был, как сказали бы сегодня, главным идеологом и творческим руководителем фирмы. Он точно уловил веяния в искусстве конца ХIХ века: ведущие ювелиры Европы увлекались стилями прошлых эпох - пышным и торжественным ренессансом, вязким витиеватым рококо, тяжеловесным ампиром. Он же, нет - смело ворвался в модерн, с его характерными изогнутыми линиями, бледными и пастельными тонами, техническими новшествами.

Фаберже с гордостью говорил: «Если сравнить с моим делом такие фирмы, как Тиффани, Бушеран, Картье, то у них, вероятно, найдется драгоценностей больше, чем у меня. У них можно найти готовое колье в полтора миллиона рублей. Но ведь это - торговцы, а не ювелиры-художники. Меня мало интересует дорогая вещь, если ее цена только в том, что насажено много бриллиантов или жемчуга».

Это принципиально отличало Фаберже от его конкурентов. Известно также, что любая вещь, не соответствующая принятым им стандартам, уничтожалась.

Особенно ярко проявился стиль мастера в знаменитых пасхальных «яйцах Фаберже».

«Стиль - как хрусталь: от чистоты его зависит блеск».

Это выражение Виктора Гюго как нельзя лучше характеризует работы Фаберже, не стареющие и все увеличивающиеся в цене в течение столетия.

Пасха! Этот праздник стал для Фаберже, поистине, курицей, несущей золотые яйца.
Искусствоведы, как мне известно, до сих пор соревнуются в точности определения даты первого пасхального яйца Фаберже.

Тем не менее, известно, что в 1885 году Александр III заказал яйцо как пасхальный сюрприз для супруги Марии Федоровны. Приближенные объяснили волнующемуся ювелиру, что пасхальное яйцо должно быть вольной интерпретацией. В нем должен быть сюрприз, который напомнил бы дочери датской королевской семьи о величии короны.

Яйцо назвали вначале «куриным». Снаружи оно было гладким, покрытым эмалью, но с секретом: открыв его, можно было увидеть символ жизни - золотую курочку с невысоким гребешком, круглыми глазками, и четко выполненными перышками, внутри которой, в свою очередь, во всей красе возникал символ власти - большая рубиновая императорская корона, внутри которой - изумительной красоты кольцо.

Любопытно, официально Фаберже изготовил 69 пасхальных яиц, из которых - тоже официально - императорскими являются 54. Это - по Фаберже. Однако специалисты утверждают: яиц изготовлено в 10 раз больше, просто остальные - не «царского уровня».

Известно, что Николай II в течение 20 лет ежегодно заказывал к Пасхе два яйца: матери, императрице Марии Федоровне, и жене - императрице Александре Федоровне. Их рисунки Фаберже имел право предварительно не согласовывать. И это было редкостью в мире «высочайшего искусства».

Фаберже сам определял также - какие именно события из жизни императорского дома или памятные даты русской истории следует отображать.

В частности, на 200-летие Петербурга в 1903 году он придумал макет и изготовил яйцо «Петр Великий», украсив его золотым орнаментом с мелкими алмазами и рубинами.

На четырех миниатюрах из слоновой кости - портреты Петра I, Николая II, виды Зимнего Дворца и Домика Петра Великого.

Внутри яйца - миниатюрная реплика знаменитого «Медного всадника» на скале из сапфира. Внутренняя крышка над памятником, будто пронизанная солнечными лучами, покрыта белой эмалью.

Из шикарных яиц, «с сюрпризом» и множеством мелких деталей, стоит отметить \"Транссибирский поезд\" (1900), уже упоминаемый памятник Петру I (1903), \"Наполеон\" - созданное к 100-летию разгрома французских войск, \"300-летие дома Романовых\" (1913) - с восемнадцатью миниатюрными портретами представителей царской семьи и другие.

В Оружейной палате хранятся десять пасхальных яиц, самое раннее из которых датируется 1891 годом.

Вероятней всего, первые «яичные блины были комом», и потому никто из современников о первых яйцах Фаберже не упоминает. Зато известно, что пышные празднества в честь 300-летия династии Романовых в 1913 году стали для Фаберже последним бурным всплеском заказов.

Первая Мировая война стала провозвестником заката эры Фаберже. А Февральская революция, отречение царя, арест царской семьи и, наконец, Октябрьская революция - ее концом.

Карл Фаберже припрятал «до лучших времен» семейные ценности, закрыл свой знаменитый дом на Большой Морской улице, передав его содержимое директору Эрмитажа, и, не без помощи высокопоставленных британцев, уехал из России. Сначала в такую близкую, но невероятно далекую Ригу, затем в Берлин, ненадолго в Гомбург, игорный город, который обожал Достоевский, после чего, уже больной, в Висбаден. И, наконец, в Лозанну, где скончался, и, по его желанию, был кремирован.

Ценности? Как и следовало ожидать, были найдены, конфискованы и... потерялись. Якобы. В чьих квартирах и коллекциях они оказались? Неизвестно, разумеется, но, думаю, не на фабричных окраинах городов мира.

Вот что по этому поводу, прочитав рассказ, написала мне один искусствовед: «В вашингтонском Русском музее мадам Пост, жены первого американского посла в СССР, хранятся два яйца Фаберже - \"Яйцо с монограммами\", подаренное Александром Третьим жене Марии Федоровне к серебряной свадьбе (розовые бриллианты, золото, эмаль) и «Яйцо-гризайль - Екатерина Великая» (золото разных цветов, горный хрусталь, красная эмаль). Внутри - сюрприз - миниатюрный паланкин с двуглавым орлом, на нем - Екатерина с мантией из горностая, на ней - корона. Паланкин несут два арапа в ярких ливреях и тюрбанах. Если завести часовой механизм, то все приходит в движение.

В музеях Арманда Хаммера в Лос-Анжелесе и Нью-Орлеане хранятся яйца Фаберже, которые Хаммер купил у советского правительства в 1922 году по $450 за штуку!

Это - «Наполеон» (желтое золото, розовые бриллианты, платина, разноцветная эмаль, гуашь по слоновой кости), о котором я уже упоминал, с шестью миниатюрами представителей всех полков в полном обмундировании, участвовавших в Бородинской битве, а также знаменитое яйцо с весенними цветами, изготовленное в 1899 году (бриллианты, позолоченное серебро, разноцветная эмаль, нефрит), внутри которого - сердце с 11 овальными портретами членов царской семьи.

Есть также яйцо с датскими дворцами и двумя императорскими яхтами (сапфиры, изумруды, розовые бриллианты, зеленое и розовое золото, эмаль, перламутр), яйцо-шкатулка в стиле Ренессанс (бриллианты, рубины, белый агат, разноцветная эмаль) и «Кавказское яйцо» с портретом младшего брата Николая II Георгия Александровича, умершего от туберкулеза в 28 лет в Амбастуманском дворце на Кавказе.

После этих распродаж, организованных советским правительством, из десятков тысяч изделий фирмы Фаберже в России осталось около 300». Конец цитаты...

Вы опоздали в Нью-Йорк, на аукцион! Может быть, в следующий раз вам повезет, и вы станете обладателями шедевра. Но загляните сначала в Оружейную палату - там так много прекрасного...

Когда-то я, наивный молодой ученый, получавший весьма приличную зарплату, задал коллекционеру (отцу своего коллеги по институту) вопрос - а где он все это приобретает, надеясь, наверное, тоже что-то такое прикупить по знакомству, в ответ увидел улыбку и услышал сдержанный смех посвященных домочадцев...

И, поверьте, вмиг поумнел...

P.S.

Семье коллекционера ни Фаберже, ни другие ценные предметы искусства счастья не принесли: старшая сестра так и не вышла замуж - пару ей, по семейному кодексу, подбирал отец, боявшийся, что в дом под личиной мужа проникнет проходимец.

В итоге, красивая женщина рано состарилась и умерла, проведя часть жизни в Кащенко.

Один из сыновей (мой бывший коллега) проникся любовью к искусству, коллекционированию и отошел от науки, а второй в начале 90-х, чтобы купить импортную машину, продал очень ценную старинную статуэтку...

Пожилой отец получил инфаркт и вскоре умер...

Мой бывший коллега ныне - официальный владелец коллекции.

Живет на Капри - так посоветовали врачи, воспитывает внуков и учит их главному правилу коллекционеров, сформулированному Великим Собирателем Бернаром Арно - никогда не продавайте Фаберже, чтобы приобрести дом или машину...

Лента новостей