«Будете в Бостоне – посмотрите Копли»
Однажды в гостях у немецкого коллеги-ученого я с удивлением обнаружил великолепную коллекцию портретов Старых Мастеров.
Здесь были французский живописец-миниатюрист Карл Бешон, живший в Варшаве во времена Станислава Августа Понятовского, французский художник-портретист Жан-Луи Вуаль - придворный живописец Павла I, почти не известный у себя на родине, а также несколько других западноевропейских художников, работавших в России в XVIII-XIX веках по заказам императорского двора.
На стене комнаты-сейфа, на видном месте, висели портреты Иоганна Якоба Тишбейна - немецкого художника из династии живописцев Тишбейн, известного также как любекский Тишбейн.
Джон Синглтон Копли. Семья живописца на фоне его автопортрета. Холст, масло, 184.1 x 229.2 см. Национальная галерея искусств (Вашингтон)
Но если бы меня попросили охарактеризовать эту частную коллекцию одним именем, то я бы сказал - Джон Синглтон Копли (его автопортрет вы видите в самом начале текста).
В большом загородном доме профессора в Гейдельберге, выполненном в виде буквы D, с патио внутри и удивительным образом вписанном в лесной массив (вместе с несколькими другими домами поодаль), Стена Копли была видна из анфилады комнат.
На ней было не менее трех десятков портретов, под каждым из которых на медной табличке было отчеканено описание характеристик картины.
Джон Синглтон Копли. Мальчик с белкой, справа - полковник Джон Монтресор
В течение часа Фрида - жена профессора, искусствовед, рассказывала мне о Джоне Копли и его полотнах, о чем я ранее не знал.
Джон Синглтон Копли - американский и английский художник XVIII века, мастер портретной и исторической живописи, в основном - батальной. Он родился в 1738 в Бостоне, а умер 9 сентября 1815 в Лондоне.
Он не получил специального художественного образования, но еще мальчиком любил копировать гравюры Готфрида Кнеллера и ранние портреты Джошуа Рейнольдса – английского теоретика искусства, исторического и портретного живописца, представителя английской школы портретной живописи XVIII века.
Джон Синглтон Копли. Слева - Натаниэл Хёрд, справа - Дороти Квинси (Dorothy-Quincy-Mrs-John-Hancock. 1772)
Именно молодой Рейнольдс (он был старше Копли всего на 15 лет) повлиял на формирование творческой манеры молодого американца.
Портреты Копли написаны в классическом и неоклассическом стиле с элементами рококо - знаменитый «Мальчик с белкой», портреты Пола Ревира – американского ювелира, прославленного героя Американской революции, полковника Джона Монтресора, Натаниэла Хёрда – еврейского писателя и философа.
Джон Синглтон Копли. Подвиг майора Пирсона. 1782—1784
Как собираются такие великолепные коллекции? – С неподдельным удивлением спросил я хозяина во время кофе.
Несколько смутившись, он рассказал, что коллекции уже около 2-х веков, и что ее начал собирать еще один из предков его жены-голландки.
И почему-то подчеркнул – во время войны коллекция была надежно спрятана в небольшом голландском городке, и в этот период в нее не было добавлено ни одного портрета.
Джон Синглтон Копли. Поражение при Гибралтаре. 1783
И только совсем недавно я понял смысл его слов – речь шла о том, что в ней нет полотен из коллекций евреев Германии и Голландии предвоенного времени, чем грешат многие современные частные собрания в Европе.
И я не мог не спросить – как «построили» Стену Копли? Где предок Фриды – основатель коллекции, «нашел» столько портретов, ведь Копли – американец.
И это тоже оказалась интересной историей.
В 1766 году Копли послал на выставку в Лондон картину «Генри Пелэм (Мальчик с белкой)» и получил самые лестные отзывы, в том числе от Рейнолдса. Мэтр посоветовал молодому американцу: чтобы стать Мастером мировой величины, ему необходимо хорошее художественное образование.
Джон Синглтон Копли. Автопортрет. Справа - Сэмюэл Адамс - американский государственный деятель и философ, один из лидеров Американской революции
Через некоторое время Копли вместе с семьей поселяется в Лондоне, а через 25 лет становится членом Королевской Академии художеств. Умер Мастер в Лондоне 9 сентября 1815 года.
В лондонский период жизни Художника его адвокатом был именно предок жены профессора - англичанин, живший в Англии. И можно предположить – картины были платой за услуги адвоката.
Джон Синглтон Копли. Дети семьи Гор
...Уже уезжая, садясь в машину, я поделился с профессором планами – получил приглашение в Массачусетский технологический институт в Бостоне на участие в конференции.
И Фрида неожиданно оживилась - будете в Бостоне, обязательно посмотрите портретную галерею Джона Копли в Музее изящных искусств.
На конференцию я и еще двое ученых из моего института не попали – в конце года закончились деньги из международного командировочного фонда. Впрочем, я
особенно по этому поводу и не переживал.
Джон Синглтон Копли. Слева - Портрет леди, справа - Миссис Уильям Тернер (Энн Дьюмереск)
Жаль лишь, что не увидел полотен Джона Синглтона Копли, который, как известно, был не только портретистом, но и одним из столпов мировой исторической живописи.
Некоторые его работы вы видите.
Статья написана к 200-летию со дня смерти Мастера, Человека, доставившего нам радость общения с Прошлым.
Отметим, в этот же день – 9 сентября, но в разные годы, умерли Эдвард Теллер - американский физик-теоретик, венгерский еврей, «отец водородной бомбы», Александр Мень - протоиерей Русской православной церкви, богослов, проповедник, автор книг по богословию, истории христианства и других религий, Мао Цзэдун и граф Анри Мари Раймон де Тулуз-Лотрек-Монфа, более известный как постимпрессионист Тулуз-Лотрек.
Таков этот день в истории...
Здесь были французский живописец-миниатюрист Карл Бешон, живший в Варшаве во времена Станислава Августа Понятовского, французский художник-портретист Жан-Луи Вуаль - придворный живописец Павла I, почти не известный у себя на родине, а также несколько других западноевропейских художников, работавших в России в XVIII-XIX веках по заказам императорского двора.
На стене комнаты-сейфа, на видном месте, висели портреты Иоганна Якоба Тишбейна - немецкого художника из династии живописцев Тишбейн, известного также как любекский Тишбейн.
Джон Синглтон Копли. Семья живописца на фоне его автопортрета. Холст, масло, 184.1 x 229.2 см. Национальная галерея искусств (Вашингтон)
Но если бы меня попросили охарактеризовать эту частную коллекцию одним именем, то я бы сказал - Джон Синглтон Копли (его автопортрет вы видите в самом начале текста).
В большом загородном доме профессора в Гейдельберге, выполненном в виде буквы D, с патио внутри и удивительным образом вписанном в лесной массив (вместе с несколькими другими домами поодаль), Стена Копли была видна из анфилады комнат.
На ней было не менее трех десятков портретов, под каждым из которых на медной табличке было отчеканено описание характеристик картины.
Джон Синглтон Копли. Мальчик с белкой, справа - полковник Джон Монтресор
В течение часа Фрида - жена профессора, искусствовед, рассказывала мне о Джоне Копли и его полотнах, о чем я ранее не знал.
Джон Синглтон Копли - американский и английский художник XVIII века, мастер портретной и исторической живописи, в основном - батальной. Он родился в 1738 в Бостоне, а умер 9 сентября 1815 в Лондоне.
Он не получил специального художественного образования, но еще мальчиком любил копировать гравюры Готфрида Кнеллера и ранние портреты Джошуа Рейнольдса – английского теоретика искусства, исторического и портретного живописца, представителя английской школы портретной живописи XVIII века.
Джон Синглтон Копли. Слева - Натаниэл Хёрд, справа - Дороти Квинси (Dorothy-Quincy-Mrs-John-Hancock. 1772)
Именно молодой Рейнольдс (он был старше Копли всего на 15 лет) повлиял на формирование творческой манеры молодого американца.
Портреты Копли написаны в классическом и неоклассическом стиле с элементами рококо - знаменитый «Мальчик с белкой», портреты Пола Ревира – американского ювелира, прославленного героя Американской революции, полковника Джона Монтресора, Натаниэла Хёрда – еврейского писателя и философа.
Джон Синглтон Копли. Подвиг майора Пирсона. 1782—1784
Как собираются такие великолепные коллекции? – С неподдельным удивлением спросил я хозяина во время кофе.
Несколько смутившись, он рассказал, что коллекции уже около 2-х веков, и что ее начал собирать еще один из предков его жены-голландки.
И почему-то подчеркнул – во время войны коллекция была надежно спрятана в небольшом голландском городке, и в этот период в нее не было добавлено ни одного портрета.
Джон Синглтон Копли. Поражение при Гибралтаре. 1783
И только совсем недавно я понял смысл его слов – речь шла о том, что в ней нет полотен из коллекций евреев Германии и Голландии предвоенного времени, чем грешат многие современные частные собрания в Европе.
И я не мог не спросить – как «построили» Стену Копли? Где предок Фриды – основатель коллекции, «нашел» столько портретов, ведь Копли – американец.
И это тоже оказалась интересной историей.
В 1766 году Копли послал на выставку в Лондон картину «Генри Пелэм (Мальчик с белкой)» и получил самые лестные отзывы, в том числе от Рейнолдса. Мэтр посоветовал молодому американцу: чтобы стать Мастером мировой величины, ему необходимо хорошее художественное образование.
Джон Синглтон Копли. Автопортрет. Справа - Сэмюэл Адамс - американский государственный деятель и философ, один из лидеров Американской революции
Через некоторое время Копли вместе с семьей поселяется в Лондоне, а через 25 лет становится членом Королевской Академии художеств. Умер Мастер в Лондоне 9 сентября 1815 года.
В лондонский период жизни Художника его адвокатом был именно предок жены профессора - англичанин, живший в Англии. И можно предположить – картины были платой за услуги адвоката.
Джон Синглтон Копли. Дети семьи Гор
...Уже уезжая, садясь в машину, я поделился с профессором планами – получил приглашение в Массачусетский технологический институт в Бостоне на участие в конференции.
И Фрида неожиданно оживилась - будете в Бостоне, обязательно посмотрите портретную галерею Джона Копли в Музее изящных искусств.
На конференцию я и еще двое ученых из моего института не попали – в конце года закончились деньги из международного командировочного фонда. Впрочем, я
особенно по этому поводу и не переживал.
Джон Синглтон Копли. Слева - Портрет леди, справа - Миссис Уильям Тернер (Энн Дьюмереск)
Жаль лишь, что не увидел полотен Джона Синглтона Копли, который, как известно, был не только портретистом, но и одним из столпов мировой исторической живописи.
Некоторые его работы вы видите.
Статья написана к 200-летию со дня смерти Мастера, Человека, доставившего нам радость общения с Прошлым.
Отметим, в этот же день – 9 сентября, но в разные годы, умерли Эдвард Теллер - американский физик-теоретик, венгерский еврей, «отец водородной бомбы», Александр Мень - протоиерей Русской православной церкви, богослов, проповедник, автор книг по богословию, истории христианства и других религий, Мао Цзэдун и граф Анри Мари Раймон де Тулуз-Лотрек-Монфа, более известный как постимпрессионист Тулуз-Лотрек.
Таков этот день в истории...