Вход Регистрация
ASHKELON.RU - Ашкелон | Израиль | Новости сегодня
пятница, 29 мартa 11:37


Boeing, и больше никого: F-15SE переиграл Typhoon европейцев

Мир истребителей - очень жесткий, но вполне предсказуемый.

Если страна воевать не собирается, а хочет просто прилично выглядеть, ибо истребители - это украшение наряда, то можно выбрать машину поплоше и подешевле.

Если же имеет место реальная угроза, и необходимо владеть \"воздухом\", то выбирают Boeing или Lockheed Martin.

Это наглядно продемонстрировал южнокорейский тендер, который выиграл Boeing.

Международный тендер был объявлен на поставку 60 истребителей, их цена не должна была превышать 7.2 млрд долларов.

Вначале лидером котировок была именно корпорация Lockheed Martin.

Но она за свои F-16 попросила сумму, превышающую, указанный выше, бюджет южнокорейского Управления программ оборонных закупок.

И ей было отказано - как не выполнившей условия конкурса.

В этом тендере с самого начала была заложена интрига.

Объявленная сумма, словно специально, исключала самый современный и единственный пока (кроме дорогостоящего F-22 Raptor) истребитель 5-го поколения F-35 (Lockheed Martin): корейцы выделили на каждый самолет не более 122 млн долларов, а \"продвинутый американец\" стоит 153 млн, да к тому же - без вооружения.

Но Lockheed Martin очень хотел получить этот контракт и предложил - в качестве \"научного довеска\", помощь в разработке и запуске военных спутников связи.

Но, кто бы мог подумать - не сработал внутренний канцелярский механизм: разные южнокорейские ведомства не смогли придти к договоренности - \"истребители\" уперлись в цену, и, по слухам, даже обещание ведомства военных спутников компенсировать потери не помогло.

Кстати сказать, теоретически могли бы - и даже когда-то планировали, подать заявки на участие в тендере шведская автомобильно-авиационная корпорация SAAB и российская компания Sukhoi Company - опытная в части создания истребителей.

Но не подали - понимали, что выиграть этот тендер будет невозможно...

Boeing, у которого просто отличная и опытная команда по участию в тендерах, сумела продать свой, скажем прямо - \"старый\" товар.

Старый - формально, а на деле - многим современным истребителям нос утрет.

Дело в том, что F-15SE Silent Eagle, что в переводе означает \"бесшумный орел\", создан на базе \"старичка\" F-15 - 70-х годов рождения. Хотя и он еще, ой-ой-ой - как \"пашет\".

Но, благодаря опыту боевого применения, в том числе - в составе израильских ВВС, F-15 был настолько переработан, что его, фактически, не узнать, и вполне можно было бы присвоить ему другой номер.

F-15SE Silent Eagle - многоцелевой реактивный истребитель поколения 4++ с применением технологий снижения радиолокационной заметности, разработанный концерном Boeing с зарубежными партнерами.

Какими именно?

Самый большой секрет, который официально так и не раскрыт.

А неофициально - по профессиональным слухам в среде аналитиков, партнерами американцев была британская, очень умная и интересная корпорация BAE Systems, и израильские компании.

Израильтяне в интересах Армии обороны Израиля настолько усовершенствовали или даже изменили авионику и оружейные системы управления своих F-15, что, вполне возможно - именно это подвигло отцов-истребителей создать новый тип на базе старого.

F-15SE Silent Eagle выкатили из ангара 17 марта 2009 года, а первый полет прототипа состоялся 8 июля 2010 года.

Похож ли он на своего прародителя - F-15?

Похож - но не более, чем один человек внешне похож на другого, возможно - с оговоркой, скажем - одной и той же национальности.

Один из основных факторов, обусловливающих заметность самолетов на экранах радаров - внешняя подвеска вооружений.

У F-15SE изменили конфигурацию конформных топливных баков, разместив в них еще и внутренние отсеки для вооружений.

Тем не менее, сохранена возможность, при необходимости, быстро вернуться к внешней подвеске - часто незаметность просто не нужна.

Это позволило также повысить аэродинамические характеристики машины.

На F-15SE во внутренних отсеках возможно размещение ракет класса \"воздух-воздух\" AIM-9 и AIM-20, средств поражения целей на поверхности земли – авиабомб высокоточного GPS-наведения, оснащенных комплектами JDAM (Joint Direct Attack Munition), а также авиабомб малого диаметра SDB (Small Diameter Bomb).

Но есть и принципиальные новшества: радиолокационная станция с активной фазированной антенной решеткой AN/APG-63 (v3), комплексная нашлемная система целеуказания Joint Helmet Mourned Cueing System компании Elbit, а также средства радиоэлектронной борьбы BAE Systems, включая пассивную систему предупреждения об облучении.

Boeing запросил за свой F-15SE Silent Eagle всего 100 млн долларов, и - в качестве бонуса, предложил контракты с корейскими производителями комплектующих.

Eurofighter Tranche 3 Typhoon европейского концерна EADS стоит намного дороже - 123 млн долларов.

Почему? Ответ прост - если Boeing на 90-95% использует собственные патенты, то европейские производители самолетов, по мнению экспертов, приобретают на стороне, в том числе - у Boeing и Израиля, до 40-45% патентов.

Typhoon также относится к поколению 4++ (впрочем, с моей точки зрения, один плюс - лишний).

И европейцы тоже предложили бонус, на первый взгляд, весьма заманчивый - инвестирование 2 млрд долларов в отдельный проект по разработке совместно с Кореей истребителей 5-го поколения.

Однако корейцев на мякине не проведешь.

Во-первых, 2 млрд - не те деньги, которые требуются для подобного проекта, к тому же - кто вложит остальные 4-5 частей?

Во-вторых, с европейцами 5-го поколения не сваришь - или с американцами, или даже с русскими - с их перспективным истребителем, с которым, может быть, что-то и получится.

В-третьих, а нужен ли вообще корейцам такой истребитель?

Если нужно, приобретут - у американцев или у русских.

Но самое главное - а нужны ли вообще пилотируемые истребители?

Передовой мир заглядывается на \"барышень-беспилотников\" из США и Израиля...

И Европы на пьедестале беспилотников нет - за исключением все той же британской BAE Systems, которая активно работает с американцами, имея в США свое подразделение.

Мир истребителей - очень жесткий, и на корейском тендере он вновь продемонстрировал свою бескомпромиссность.

Ибо речь идет о безопасности страны, где компромиссов быть не может.