Вход Регистрация
ASHKELON.RU - Ашкелон | Израиль | Новости сегодня
пятница, 29 мартa 11:58


Абрам Ильич Сандлер

Ашкелонец, пенсионер, в прошлом - преподаватель математики.

Из воспоминаний его ученика Евгения Панина: "Некоторые эпизоды из школьной жизни. Девятый класс. Заканчивается урок по алгебре. (В то время алгебра, геометрия, тригонометрия были самостоятельными дисциплинами и уроки по ним проводились, как отдельные предметы). Класс уже хватанул пару двоек и многие с облегчением ожидали звонка. "Пронесло", - крутилось в голове. Но, когда до звонка оставалось пять минут, Абрам Ильич, энергично повернувшись на 360 градусов вокруг своей оси, выдохнул: "А сейчас - контрольная работа!", и быстро раздал листочки с заданиями. Когда прозвенел звонок, он также быстро собрал, то, что каждый успел решить, бросил листочки в папку, с которой никогда не расставался, и скрылся за дверью. Первый раз, когда такое случилось, мы были в шоке: "Какая контрольная за пять минут?". Но когда такое происходит через урок, никто не удивился, и все, не теряя драгоценных минут, приступили к работе. Потому что знали, ценилось не только законченное решение, но и правильно выбранный ход мыслей, приводящий к положительному итогу. На следующем уроке: "Панин, я так и знал, тебя хватило только на половину! Денисов, оригинально, молодец! Шмелёв, запутался, дорогой, в трёх соснах!". И так далее… При этом, он каждый раз что-то отмечал в особой тетрадке. Таким приёмом Абрам Ильич приучал нас к оперативному принятию решений, что пригодилось нам на экзаменах при поступлении в ВУЗЫ и, главное, в дальнейшей жизни.

Звонок на урок. Открывается дверь, входит Абрам Ильич. Ещё не подойдя к столу: "Сиз Роберт к доске!". Мы уже понимаем, настроение у педагога неважное. Роберт Сизов обречённо плетётся к доске. "Сегодня мы будем знакомиться с новым материалом, но, прежде, повторим пройденное", - говорит Абрам Ильич и начинает диктовать. В числителе формируется целый арсенал цифр, подвергнутых сложению, вычитанию, умножению на синусы и косинусы. Роберт в отчаянии оглядывается, как бы прося защиты у класса. "А теперь, в знаменателе...", - продолжает Абрам Ильич, и опять следует группа цифр. "Нужно решить, желательно быстрее", - заканчивает он и, отойдя от стола, пытливо смотрит на нас . Класс в недоумении: "Как решить такой примерище, к тому же быстро? Это невозможно!".  Роберт в панике от такого нагромождения цифр и требования учителя, но приободрённый Абрамом Ильичём, бедолага начал довольно активно производить действия в группе цифр числителя. Абрам Ильич укоризненно смотрел на него. Но вот на задних рядах, где сидели наши отличники, послышалось какое-то движение. Абрам Ильич заметно оживился и, весело оглянувшись на "камчатку", одобрительно подмигнул: "Сиз Роберт, садись. Ты пошёл слишком дальней дорогой, она заведёт тебя в тупик". (Абрам Ильич давал нам шутливые, а иногда экзотические клички, на которые никто не обижался. Эти "приколы", как сейчас выражаются, приближали его к нам, давали ощущение "своего парня". И, действительно, в то далёкое, незабываемое время, нашему уважаемому Абраму Ильичу было всего 30-32 года). Но, вернёмся на урок. К доске вышел Юрий Денисов, наш "математик" и сказал: "Этот пример не имеет решения, потому что знаменатель равен нулю, а на ноль делить, нельзя!". И действительно, сразу стало очевидно, что группа цифр в знаменателе (если помнить несколько формул) равна нулю. Этот эпизод научил нас подходить к решению задач с предварительной оперативной оценкой их общего содержания для более краткого решения.

Урок по тригонометрии в полном разгаре, настроение у класса великолепное. Абрам Ильич находится в прекрасной форме. Шутки, весёлые истории сыпятся, как из рога изобилия. У меня тоже хорошее состояние, только что получил пятёрку: устно решил у доски одну из импровизированных ловушек Абрама Ильича. Но больше моему успеху был рад сам Абрам Ильич, так как подобная отметка не часто красовалась перед моей фамилией. Моя "камчатка" тихо ликует- "Знай наших!". Абрам Ильич весело продолжает урок. (В такие минуты, которые мы любили и ждали,он вдруг отвекался от темы урока и начинал рассказывать о теории чисел, бесконечно малых величинах, знаменитых математиках, таких как швейцарский учёный Леонардо Эйлер, лрожившый пол жизни в России и много сделавший для совершенствования алгебры, тригонометрии). Так мы в середине прошлого века узнали о французском математике любителе Пьере Ферма - юриста по образованию, и его великой и загадочной теореме, над решением которой, более трёх веков бились самые знаменитые мтематики. А Ферма, якобы, в краткой форме доказал её ещё в 1637 году. И, конечно, розговор был и об известном русском математике Лобачевском и его неэвклидовской геометрии. Таким образом, довольно суховатый, академический предмет, каким может показаться математика, превращался в интереснейший мир цифр и змечательных людей, управляющих ими.

Было у Абрама Ильича одно известное нам увлечение - интерес к авторучкам. С собой у него всегда быпо штук пять - различной конструкции и функциональных особенностей. Когда появлялись какие-то новинки, например шариковые ручки, то первый экземпляр появлялся у него, и он с удовольствем демонстрировал его нам, ставя оценки в кассный журнал. А затем рассказывал, кто ему эту ручку подарил. А ещё, в минуты "свободного полёта", Абрам Ильич мог поделиться с нами впечатлениями о посещении футбольного матча с участием "Крылышек" и провести квалифицированный разбор игры, что действовало, как бальзам, на наши души... И при этом, ни намёка на возможное панибратство с нашей стороны: дистанция "учитель-ученик" соблюдалась неукоснительно. Поэтому нас никогда не усыпляло внешне шутливое настроение Абрама Ильича, мы всегда должны были держать "ухо остро", так как коварный впросик может прилететь в любой момент, и он будет оцениваться. В то замечательное время, любого из нашего класса наверное можно было разбудить ночью и спросить "Чему равен синус угла в 60 градусов?", и ответ был бы мгновенным - "Корень из трёх, делённый на два!".

http://v-sandler.narod.ru/abrham.sandler.html

Источник: