Вход Регистрация
ASHKELON.RU - Ашкелон | Израиль | Новости сегодня
пятница, 29 мартa 04:51


Не еврейское поле или с чужбины на чужбину (Размышления христианского друга)

Мой дорогой!

Мы с тобой очень давно не говорили от сердца к сердцу.  Зарисовка «Не русское поле» о судьбе и состоянии одного еврейского дедушки вновь вызвала у меня мысли и переживания, которые, казалось, улеглись и смолкли годы назад. Не знаю, чем объяснить мою боль за каждого еврея, который уезжает из Украины или России в Германию или Штаты. По всем логическим параметрам мне, славянину из славян, не должно быть никакого дела до того, куда евреи из моей славянской по определению страны уезжают… Но реальность моих мыслей и переживаний совершенно другая.

Твой народ, дорогой Гарик, уже вдоволь наискался счастья по чужбинам! Вы внесли неоценимый вклад едва ли не в каждую культуру, которая складывалась в Европе после распада Римской империи и на Западе, и на Востоке. Однако после восстановления еврейской государственности у вас появилась совершенно особая возможность быть самими собой без малейших ограничений и без оглядки на чьё-то мнение. Я не могу понять любого человека, который может выехать на постоянное жительство в родную страну (на историческую родину), а едет туда, где жизнь выглядит сытнее и внешне безопаснее.

В девяностые годы я с удовольствием посещал Информационно-культурный центр государства Израиль в Днепропетровске. Он сначала располагался в клубе УТОС на втором этаже. Я любил беседовать с Наумом Израэли. Этот мудрый и сердечный человек был примерно того же возраста, что и мои родители. Однажды Наум высказал мне мысль, которую я хотел бы донести до каждого еврея в диаспоре. На мой вопрос о том, почему евреям лучше выезжать в Израиль, где головорезы оопники и хамасники могут в любую минуту устроить террористический акт, он сказал:

- Олег, пойми, там враг виден сразу. Если перед тобой араб, ты уже держишь ухо в остро. А здесь тебе сегодня могут улыбаться, а назавтра уволят с работы под надуманным предлогом.

Потом он рассказывал мне об Эйлате, где дети среди ночи катались на каруселях в полной безопасности под присмотром солдат ЦАГАЛа. Я помню эти беседы с человеком, открывшим мне сам дух и внутреннюю жизнь твоей страны.

Когда я увидел в твоей рассылке заголовок «Не русское поле», мне подумалось о замечательной песне Инны Гофф и Яна Френкеля. Пожалуй, ни один русский поэт не написал искреннее и пронзительнее, чем Инна: «Здесь отчизна моя, и скажу, не тая: «Здравствуй, русское поле! Я твой добрый колосок». Это то же вопрос, над которым я размышляю. Ваши поэты и музыканты с потрясающей проникновенностью писали о реалиях стран диаспоры в удивительной способности не просто соединиться с другим мировоззрением и другой культурой. Евреи непревзойдённо отражают в своих произведениях чувства и настроения, которых нередко стесняются русские, украинцы, испанцы.

Но вот совершенно другая картина.

Еврейский дедушка из Гомеля полностью потерян в сытой до мозга кости Германии. Его дети перевезли старичка из лукашенковской Беларуси в «безопасную» и обустроенную европейскую страну. Однако перед глазами и в сердце этого человека – другая Германия и другие немцы. Он помнит концлагеря и всю мерзость того военного времени! В середине 2012го  я послужил как переводчик братьям и сёстрам из  «Городской наступательной общины» г. Тюбингена. Этот университетский город долгие века был цитаделью мракобесия и ненависти к евреям. В Тюбингене в 1930тых было разработано научное обоснование расовой теории Гитлера.  Словом, «великий» город со «славной историей».

Но вот в 1994 году в это логово тьмы приезжает один горячий и убеждённый харизмат (человек, который на основании Библии верит в действие даров Святого Духа и истинность всего Священного Писания) по имени Гельмут Вайсбуш. У него есть основательная богословская подготовка и твёрдое намерение изменить судьбу и дурную славу Тюбингена. Гельмут начинает с того, что верующие из малочисленной общины, которую он принимает как пастор, выходят на городскую площадь с еврейскими песнопениями в праздники Господни. Город с выраженной антисемитской репутацией на удивление тепло воспринимает инициативу «кучки чокнутых харизматов».  Через пару лет численность членов «Городской наступательной общины» удваивается.

К тому времени в Тюбинген переезжают первые еврейские семьи. Немногие предприятия города начинают не просто обеспечивать работой добропорядочных бюргеров. У них появляется настоящая прибыль. А с 2010 верующие Тюбингена по инициативе «Наступательной общины» посещают страны Европы с маршами примирения. Они просят прощения за действия своих дедов и отцов и у евреев, и у французов, и у датчан, и у всех славян. В 12 году они были в Украине. Да, Гарик, есть такие немцы! Однако мы с тобой понимаем, что не все они ТАКОВЫ.

Какое-то время мне казалось, что в послевоенные годы христианские демократы во главе с Конрадом Аденауэром серьёзно изменили национальное самосознание немцев на западе страны, а в ГДР доброе семя посеял замечательный поэт Иоганнес Бехер. Но вот в 10 году я перевожу в течение нескольких месяцев группу специалистов из Маннгайма. Те толковые инженеры в общем нормальные парни. Пока речь не заходит о евреях. Для них все евреи – смешные чудаки, с которыми немцы предпочитают не общаться. Вот и выходит – не русское поле, не еврейское поле в кибуце или мошаве, с чужбины на чужбину.

Мои соседи, Эдуард Наумович и Алла Лазаревна, в конце 1990-ых поддались на ту же удочку немецкой пропаганды. Они жили во внешних сытости и довольстве. Однако круг их общения (при достаточном знании немецкого языка) ограничивался такими же «постсоветскими горемыками», какими были они сами. Их сын Саша с женой украинкой в середине 90-ых переехал в Израиль. Там молодые репатрианты зажили по-настоящему новой жизнью, пока их не дёрнуло поискать добра за морем. В Канаде Саша разжился хорошей тачкой под свой двухметровый рост. Да жила еврейско-украинская пара в англоязычной общине, потому что ни канадские евреи, ни «местные украинцы» их не принимали. Помыкались молодые Варшавские в канадских свободах, да в Израиль и вернулись.

Это самая близкая ко мне история. Насколько я знаю, таких случаев достаточно. Многие евреи под влиянием пропагандистских клише об украинском антисемитизме рассудочно принимают экономическую и социальную реальность развитых европейских стран за возможность заново обустроится на новом месте. По прибытию в «обетованную землю» они часто оказываются социальными персонами нон грата. 

Вот почему мне хочется, чтобы каждый еврей мог видеть из окна своего дома поля родных кибуцев или мошавов. Разумеется, не всё на берегах Иордана и Кенерета устраивает каждого Ицхака и Реувена. Но именно эту землю Гашем поручил обустраивать Своим Ицхакам и Реувенам. Вот, о чём я, славянин из славян, думаю в связи с болями и тревогами каждого дитяти Израиля на чужбинах. Прости, дорогой! Ты имеешь полное право сказать, что это не моё славянское дело…

И всё же. Не могу не предупредить дорогих моему сердцу твоих соплеменников о подводных камнях сытого и успешного Западного мира. Ведь если на планете Земле есть страна, созданная твоим народом, вряд ли имеет смысл ехать туда, где тебя принимают из этнической и социальной милости, и при любых обстоятельствах ты останешься эмигрантом.

Шалом, мой дорогой!

Твой друг

Олег.

 

 


Лента новостей