Вход Регистрация
ASHKELON.RU - Ашкелон | Израиль | Новости сегодня
среда, 24 апреля 22:03


В тени мировых событий: Драка на рынке нефтепереработки

В нашей предыдущей публикации мы показали «битву за покупателей сжиженного природного газа в Азии».

Но война бушует и на других фронтах, в частности, в Европе – на рынке нефтепродуктов.

Кажется, будто мир, в частности – Европа, живет событиями, происходящими на Украине.

А в Азии, если что оттуда и доносится, то нескончаемое эхо взрывов в Ираке и Пакистане, да ежедневные показы новых самолетов и ракет в Иране.

За занавесами этих событий идут многомиллиардные бои на рынке нефтепереработки.

В Саудовской Аравии и Индии в скором времени начнут работать новые нефтеперерабатывающие заводы (НПЗ), оснащенные новыми технологиями, а, значит – значительно более экономически эффективные.

Кроме того, Саудовская Аравия использует более дешевую нефть, чем, к примеру, европейские НПЗ.

На Ближнем Востоке и в Азии уже давно стартовала революция перевооружения, но технологии эти заводы приобретают в Европе и США.

Итак, Европе грозит 2+1 неприятность.

Первая – дешевые нефтепродукты из стран Азии и Ближнего Востока.

Вторая - дешевые нефтепродукты из США.

Третья – угроза реконфигурации рынка поставок сырья, в случае если Евросоюз (все же – несмотря на возникающие собственные проблемы) примет санкции в отношении России по «украинской проблеме».

Запретит Брюссель поставки газа из России или нет?

Вряд ли - сегодня от 25 до 27% европейского газа поступает из России.

Кроме того, что этот газ используют при приготовлении пищи, на нем работают многие заводы, особенно – в Северной Европе.

Сколько время потребуется Европе, чтобы переориентироваться на каспийский, африканский или ближневосточный газ, поступающий, к тому же, через юг Европы?

И все же, наибольшую опасность для европейского рынка нефтепродуктов представляют дешевые поставки из США.

И с этой точки зрения европейские перестановки на углеводородном рынке американцам «на руку».

Становится понятно - европейский перерабатывающий сектор неконкурентоспособен на современном глобальном рынке.

Следствие - импорт нефтепродуктов из США в Европу устойчиво растет с 2008 года, и в 2013 году он составил более 600 тысяч баррелей в день.

При снижении себестоимости – а об этом уже объявлено, американские переработчики увеличивают экспорт нефтепродуктов по всему миру.

И в первую очередь страдают европейские компании.

В 2013 году чистые убытки французского сектора нефтепереработки составили около миллиарда долларов. Итальянцы и испанцы потеряли чуть меньше, немцы – за счет прямой трубы из России, практически, остались в стороне от этих проблем.

Но это пока - дешевое американское топливо достигнет и эту нишу рынка.

Самое интересное, что пострадали не мелкие и средние посредники, а крупнейшие поставщики - Shell, BP, ExxonMobil и Total.

Их рентабельность в части международных операций в сфере переработки и сбыта в 2013 году заметно снизилась по сравнению с 2012 годом.

Производительность европейских НПЗ в последнем квартале 2013 года упала на несколько сотен тысяч баррелей в день.

По прогнозу GlobalData, спрос на продукты нефтепереработки в Европе продолжит снижение еще и вследствие развития новых эффективных энергетических технологий, которым пока даже передовые нефтяники ничего противопоставить не могут.

В Еврокомиссии по энергетике задумались – повышать налоги или нет? Повышение однозначно окажет негативное воздействие на объемы производства в нише топлива.

Снижение производительности и закрытие части низкорентабельных НПЗ в течение 2014 года приведут в Европе к потере до 200 тысяч баррелей в день.

Первыми «погибнут» как и положено по теории - небольшие НПЗ с низкими показателями рентабельности.

Их место на рынке топлива займут американские, азиатские и ближневосточные НПЗ, ориентированные на экспорт.

И особенно сильное крушение ожидает европейцев в части рынка низкосернистого дизельного топлива и бензина, дефицит которого как раз и имеет место в Европе.

Если же переориентировать, скажем, итальянские заводы на технологию производства топлива с низким и сверхнизким содержанием серы, то исходную сырую нефть придется приобретать у поставщиков с Ближнего Востока.

Именно на максимальный выход дизельного топлива со сверхнизким содержанием серы рассчитан процессинг новых саудовских НПЗ Jubail и Yanbu.

Мировой рынок топлива пришел в движение.

В ближайшее время нам предстоит увидеть перераспределение рынка, особенно – европейского.

И вряд ли это произойдет тихо, мирно и безболезненно.

Но во что это выльется – трудно предположить.