В тени мировых событий: Драка на рынке нефтепереработки
В нашей предыдущей публикации мы показали «битву за покупателей сжиженного природного газа в Азии».
Но война бушует и на других фронтах, в частности, в Европе – на рынке нефтепродуктов.
Кажется, будто мир, в частности – Европа, живет событиями, происходящими на Украине.
А в Азии, если что оттуда и доносится, то нескончаемое эхо взрывов в Ираке и Пакистане, да ежедневные показы новых самолетов и ракет в Иране.
За занавесами этих событий идут многомиллиардные бои на рынке нефтепереработки.
В Саудовской Аравии и Индии в скором времени начнут работать новые нефтеперерабатывающие заводы (НПЗ), оснащенные новыми технологиями, а, значит – значительно более экономически эффективные.
Кроме того, Саудовская Аравия использует более дешевую нефть, чем, к примеру, европейские НПЗ.
На Ближнем Востоке и в Азии уже давно стартовала революция перевооружения, но технологии эти заводы приобретают в Европе и США.
Итак, Европе грозит 2+1 неприятность.
Первая – дешевые нефтепродукты из стран Азии и Ближнего Востока.
Вторая - дешевые нефтепродукты из США.
Третья – угроза реконфигурации рынка поставок сырья, в случае если Евросоюз (все же – несмотря на возникающие собственные проблемы) примет санкции в отношении России по «украинской проблеме».
Запретит Брюссель поставки газа из России или нет?
Вряд ли - сегодня от 25 до 27% европейского газа поступает из России.
Кроме того, что этот газ используют при приготовлении пищи, на нем работают многие заводы, особенно – в Северной Европе.
Сколько время потребуется Европе, чтобы переориентироваться на каспийский, африканский или ближневосточный газ, поступающий, к тому же, через юг Европы?
И все же, наибольшую опасность для европейского рынка нефтепродуктов представляют дешевые поставки из США.
И с этой точки зрения европейские перестановки на углеводородном рынке американцам «на руку».
Становится понятно - европейский перерабатывающий сектор неконкурентоспособен на современном глобальном рынке.
Следствие - импорт нефтепродуктов из США в Европу устойчиво растет с 2008 года, и в 2013 году он составил более 600 тысяч баррелей в день.
При снижении себестоимости – а об этом уже объявлено, американские переработчики увеличивают экспорт нефтепродуктов по всему миру.
И в первую очередь страдают европейские компании.
В 2013 году чистые убытки французского сектора нефтепереработки составили около миллиарда долларов. Итальянцы и испанцы потеряли чуть меньше, немцы – за счет прямой трубы из России, практически, остались в стороне от этих проблем.
Но это пока - дешевое американское топливо достигнет и эту нишу рынка.
Самое интересное, что пострадали не мелкие и средние посредники, а крупнейшие поставщики - Shell, BP, ExxonMobil и Total.
Их рентабельность в части международных операций в сфере переработки и сбыта в 2013 году заметно снизилась по сравнению с 2012 годом.
Производительность европейских НПЗ в последнем квартале 2013 года упала на несколько сотен тысяч баррелей в день.
По прогнозу GlobalData, спрос на продукты нефтепереработки в Европе продолжит снижение еще и вследствие развития новых эффективных энергетических технологий, которым пока даже передовые нефтяники ничего противопоставить не могут.
В Еврокомиссии по энергетике задумались – повышать налоги или нет? Повышение однозначно окажет негативное воздействие на объемы производства в нише топлива.
Снижение производительности и закрытие части низкорентабельных НПЗ в течение 2014 года приведут в Европе к потере до 200 тысяч баррелей в день.
Первыми «погибнут» как и положено по теории - небольшие НПЗ с низкими показателями рентабельности.
Их место на рынке топлива займут американские, азиатские и ближневосточные НПЗ, ориентированные на экспорт.
И особенно сильное крушение ожидает европейцев в части рынка низкосернистого дизельного топлива и бензина, дефицит которого как раз и имеет место в Европе.
Если же переориентировать, скажем, итальянские заводы на технологию производства топлива с низким и сверхнизким содержанием серы, то исходную сырую нефть придется приобретать у поставщиков с Ближнего Востока.
Именно на максимальный выход дизельного топлива со сверхнизким содержанием серы рассчитан процессинг новых саудовских НПЗ Jubail и Yanbu.
Мировой рынок топлива пришел в движение.
В ближайшее время нам предстоит увидеть перераспределение рынка, особенно – европейского.
И вряд ли это произойдет тихо, мирно и безболезненно.
Но во что это выльется – трудно предположить.
Но война бушует и на других фронтах, в частности, в Европе – на рынке нефтепродуктов.
Кажется, будто мир, в частности – Европа, живет событиями, происходящими на Украине.
А в Азии, если что оттуда и доносится, то нескончаемое эхо взрывов в Ираке и Пакистане, да ежедневные показы новых самолетов и ракет в Иране.
За занавесами этих событий идут многомиллиардные бои на рынке нефтепереработки.
В Саудовской Аравии и Индии в скором времени начнут работать новые нефтеперерабатывающие заводы (НПЗ), оснащенные новыми технологиями, а, значит – значительно более экономически эффективные.
Кроме того, Саудовская Аравия использует более дешевую нефть, чем, к примеру, европейские НПЗ.
На Ближнем Востоке и в Азии уже давно стартовала революция перевооружения, но технологии эти заводы приобретают в Европе и США.
Итак, Европе грозит 2+1 неприятность.
Первая – дешевые нефтепродукты из стран Азии и Ближнего Востока.
Вторая - дешевые нефтепродукты из США.
Третья – угроза реконфигурации рынка поставок сырья, в случае если Евросоюз (все же – несмотря на возникающие собственные проблемы) примет санкции в отношении России по «украинской проблеме».
Запретит Брюссель поставки газа из России или нет?
Вряд ли - сегодня от 25 до 27% европейского газа поступает из России.
Кроме того, что этот газ используют при приготовлении пищи, на нем работают многие заводы, особенно – в Северной Европе.
Сколько время потребуется Европе, чтобы переориентироваться на каспийский, африканский или ближневосточный газ, поступающий, к тому же, через юг Европы?
И все же, наибольшую опасность для европейского рынка нефтепродуктов представляют дешевые поставки из США.
И с этой точки зрения европейские перестановки на углеводородном рынке американцам «на руку».
Становится понятно - европейский перерабатывающий сектор неконкурентоспособен на современном глобальном рынке.
Следствие - импорт нефтепродуктов из США в Европу устойчиво растет с 2008 года, и в 2013 году он составил более 600 тысяч баррелей в день.
При снижении себестоимости – а об этом уже объявлено, американские переработчики увеличивают экспорт нефтепродуктов по всему миру.
И в первую очередь страдают европейские компании.
В 2013 году чистые убытки французского сектора нефтепереработки составили около миллиарда долларов. Итальянцы и испанцы потеряли чуть меньше, немцы – за счет прямой трубы из России, практически, остались в стороне от этих проблем.
Но это пока - дешевое американское топливо достигнет и эту нишу рынка.
Самое интересное, что пострадали не мелкие и средние посредники, а крупнейшие поставщики - Shell, BP, ExxonMobil и Total.
Их рентабельность в части международных операций в сфере переработки и сбыта в 2013 году заметно снизилась по сравнению с 2012 годом.
Производительность европейских НПЗ в последнем квартале 2013 года упала на несколько сотен тысяч баррелей в день.
По прогнозу GlobalData, спрос на продукты нефтепереработки в Европе продолжит снижение еще и вследствие развития новых эффективных энергетических технологий, которым пока даже передовые нефтяники ничего противопоставить не могут.
В Еврокомиссии по энергетике задумались – повышать налоги или нет? Повышение однозначно окажет негативное воздействие на объемы производства в нише топлива.
Снижение производительности и закрытие части низкорентабельных НПЗ в течение 2014 года приведут в Европе к потере до 200 тысяч баррелей в день.
Первыми «погибнут» как и положено по теории - небольшие НПЗ с низкими показателями рентабельности.
Их место на рынке топлива займут американские, азиатские и ближневосточные НПЗ, ориентированные на экспорт.
И особенно сильное крушение ожидает европейцев в части рынка низкосернистого дизельного топлива и бензина, дефицит которого как раз и имеет место в Европе.
Если же переориентировать, скажем, итальянские заводы на технологию производства топлива с низким и сверхнизким содержанием серы, то исходную сырую нефть придется приобретать у поставщиков с Ближнего Востока.
Именно на максимальный выход дизельного топлива со сверхнизким содержанием серы рассчитан процессинг новых саудовских НПЗ Jubail и Yanbu.
Мировой рынок топлива пришел в движение.
В ближайшее время нам предстоит увидеть перераспределение рынка, особенно – европейского.
И вряд ли это произойдет тихо, мирно и безболезненно.
Но во что это выльется – трудно предположить.
Похожие материалы
- Подробная информация о закулисе строительства региональной системы защиты от иранских угроз
- Европейский автомобильный рынок ждут большие изменения
- В Израиле появился новый гигант интернет-торговли, способный потеснить AliExpress
- Пять привлекательных стран Евросоюза с невысокими налогами и приятной погодой
- На каком месте Израиль в рейтинге самых могущественных стран мира в 2023 году