Вход Регистрация
ASHKELON.RU - Ашкелон | Израиль | Новости сегодня
четверг, 25 апреля 07:37


Турция ставит на Zero...

Статья от 2012-10-12...

Когда Турция, неожиданно для мировой дипломатии, вдруг активно включилась в антиизраильскую акцию – прорыв блокады Сектора Газа, который всегда был открыт с египетской стороны, появились стандартные предположения – Турция стремится показать себя гегемоном в исламском мире.

Те, кто знает исламский мир, усмехнулись – в нем нет гегемонии и гегемонов, ибо противоречия между различными течениями столь велики, что устранить их просто нереально.

Да и сама гегемония никакого реального эффекта не дает.

А что дает?

Геополитическая превосходство – весьма удачное географическое положение Турции, особенно, в части нефтегазовых потоков в Южную Европу.

В последние годы в южном секторе газовой сферы Европы напряжение достигло наивысшей остроты.

Турция – прекрасный Hub – страна-концентратор, через которую южной Европе наиболее удобно получать газ, а поставщикам из каспийского региона и Персидского залива – поставлять газ в Европу.

Более того – через Турцию, ее порты на Средиземном море, удобно поставлять газ в страны Восточного Средиземноморья, в частности – в Сирию, Ливан и Израиль, а также – в Иорданию.

Но Израиль нашел газ на своем шельфе, и Турции стоило большого труда отступиться в злобных нападках не только на Израиль, но и на его партнеров - вечных врагов Турции – Кипр и Грецию, с которыми Израиль создал газовый альянс.

Отметим – в новое объединение вошел и Газпром, и это также в немалой степени способствовало обострению отношений Турции с Россией.

Эксперты просчитывают события на годы вперед: российская дипломатия и газовая отрасль хорошо знают – Турция пытается оттеснить Россию с газового рынка Южной Европы.

Известны две акции, направленные против Газпрома: отказ от значительного объема поставок газа в Турцию, и попытка разворота Украины против использования и транзита газа из России.

Турция сделала Украине немыслимое, почти нереальное с технической точки зрения, предложение – отказаться от поставок из России, получать газ с противоположной стороны – из Европы, а украинскую инфраструктуру использовать во вновь организуемой «турецкой газовой сети», в частности – как газовое хранилище невероятно больших размеров.

Эксперты с удовольствием прочитали фантастические лозунги турок, и на этом, казалось, газовая турецкая агрессия завершилась.

Но цель Турции простирается гораздо дальше, чем Сектор Газа и российский газ, идущий в Европу через Украину.

Стать членом Евросоюза – давняя мечта турок.

Этот приз на этапе выборов обещают все без исключения турецкие лидеры, но только Эрдоган предпринимает усилия в этом направлении.

Обращает на себя внимание - Турция активно встраивается в те процессы, в которых, так или иначе, участвует Евросоюз.

Участие в прорыве блокады левых европейских организаций и палестинцев, живущих в Европе, было достаточно, чтобы в этот процесс включилась Турция.

Затем были Ливия, угрозы Ирану - разорвать контракты на поставки нефти и газа, и даже отказ от иранской нефти, и, наконец, конфликт в Сирии.

Если в конфликте с Израилем Турция выглядит не блестяще – все же, как ни крути, она совершила акт агрессии, то в Ливии ей ничто не угрожало, а с Ираном она, как принято говорить, «спустила конфликт на тормозах».

А вот с Сирией она явно опростоволосилась.

Прежде всего, когда «сирийские повстанцы» проявят себя как террористическая Аль-Каида, а это, рано или поздно, произойдет, и если Асад до того времени устоит, военная коалиция заключит с Сирией «мирный договор».

Пусть – формально, но ни американцы, ни европейцы с Сирией не воюют.

А Турция – уже воюет.

Турция пошла на беспрецедентный шаг: для перехвата гражданского сирийского самолета, следовавшего из Москвы в Дамаск через турецкое воздушное пространство, выслала истребители ВВС.

Это запрещено всеми международными правилами и законами, но разрешается в исключительных, специально прописанных, случаях – угроза ядерной или террористической атаки.

Нашла ли что-то Анкара на борту самолета?

Вызывает сомнение – какой бы ни была Сирия, но законы гражданской авиации она вряд ли нарушает.

Но это – штамп. На деле – страна в состоянии стресса вполне может использовать любые каналы доставки вооружения.

При этом, разумеется, отправителем государственное российское ведомство быть не может.

Создала ли вынужденная посадка угрозу для жизни и безопасности россиян?

Безопаснее от этого не стало, но и особой угрозы тоже не было. Если, конечно, пилот аэробуса сразу же подчинился жесту помахивание крыльев истребителей, означающим на международном языке – «следуйте за мной».

Более серьезный дипломатический проступок совершили турки, не проинформировав об инциденте российское посольство в Анкаре, а также запретив российским дипломатам даже приблизиться к самолету.

В этом инциденте проявилось много любопытного. К примеру, смешно слышать, как министр транспорта Сирии обвиняет Турцию в совершении акта воздушного пиратства.

Смешно, ибо он таким же образом регулярно упрекает Израиль в «государственном терроризме», когда ЦАХАЛ отвечает ударами по Сектору Газа в ответ на обстрелы Западного Негева.

Он же активно поддерживал турок в попытках прорвать «блокаду» Сектора Газа.

Не веришь и министру иностранных дел Турции – он и ранее на белое говорил черное.

Но не веришь и каналам российского ТВ, освещающим конфликт – мы отлично знаем, как они освещают события в Израиле – намеренно искажают их, выставляя Израиль агрессором.

Были ли на борту аэробуса А320 запрещенные к перевозке материалы, о чем, якобы, сообщила Анкаре американская разведка?

Можно смело утверждать – не было.

Если речь о комплектующих деталях к ракетам, то они не запрещены. Если они не были правильно задекларированы, то и в этом случае опасности для Турции они не представляют.

Впрочем, Турция обязана теперь пригласить международных экспертов, которые вынесут вердикт – действительно ли конфискованный груз представляет собой опасность для Турции. Такую, что та вынуждена была перехватывать в полете пассажирский самолет.

О том, что у Сирии есть ракеты, оснащенные постановщиками помех, хорошо известно. Это старое, хорошо – или плохо, зарекомендовавшее себя оборудование.

Турция теряет в этом инциденте больше, чем лицо в сирийско-турецких отношениях.

Президент России отменил запланированный на 14-15 октября визит в Турцию.

Россия заявляет – это вне связи с инцидентом. Может быть... Но, если, все же, инцидент был заранее просчитан, то это может изменить отношение к нему.

На действия Турции могло повлиять и сообщение о том, что турецкий истребитель был сбит Сирией по рекомендации российского военного советника. Тогда погибло 2 турецких летчика... Но можно ли верить катарской Al Jazeera, организовавшей «утечку»? Можно ли доверять арабам, пытающимся отсечь Россию от сирийской проблемы?

Странно другое: оказывается, на встрече с президентом России Эрдоган собирался обсудить разработанный Турцией план урегулирования ситуации в Сирии.

Смешно? Да – это не турецкая проблема. И как можно обсуждать что-то, не устранив «яблоко раздора» в Сирии?

Ни Турция, ни Россия элементарно не способны решить эту внутреннюю сирийскую проблему.

Способны Саудовская Аравия и Катар – прекратить финансирование «повстанцев».

А обсуждение проблемы вне этих стран, по законам Ближнего Востока, еще более обострит сирийскую проблему.

Пока что - после перехвата авиалайнера, сирийские ВВС, как сообщается, получили разрешение открывать по турецким военным самолетам огонь на поражение.

Каким? Тем, что вторгаются в воздушное пространство, или за его пределами?

P.S.

Под шумок инцидента, турки обстреляли ракетами базы боевиков «Рабочей партии Курдистана» в Северном Ираке.

Лента новостей