Вход Регистрация
ASHKELON.RU - Ашкелон | Израиль | Новости сегодня
четверг, 28 мартa 12:13


На мировом рынке логистики - революционный передел

Статья от мая 2015 года

И речь, прежде всего, о важнейшем фрагменте логистики – глобальных каналах, и столь важных для мировой топливной системы продуктов как нефть и сжиженный природный газ (СПГ).

О реконструкции Панамского канала – известно, но, как оказалось, далеко не все – многое держалось в секрете.

Панамский канал соединяет 2 океана – Тихий и Атлантический. Проходит по территории государства Панама. Длина — 81 км, общая ширина — 150 м, ширина шлюзовых камер - 33 м, глубина — 12 м. Официально открыт 12 июня 1920 года.

Прокладка Панамского канала в свое время было сложнейшим строительным проектом, когда-либо осуществленным человечеством.

Его геополитическое значение - чрезвычайно высокое, и, конечно, он оказал существенное влияние на развитие судоходства и экономики в мире.

К примеру, благодаря Панамскому каналу морской путь из Нью-Йорка в Сан-Франциско сократился с 22.5 до 9.5 тысяч км.

Канал пропускает все типы судов, среди которых самые значимые для мировой экономики – танкеры и контейнеровозы.

Максимальный размер судна, которое может пройти по Панамскому каналу, стал фактически стандартом в судостроении, получив название Panamax.

В результате реконструкции с 2016 года через Панамский канал смогут проходить супертанкеры водоизмещением до 170 тысяч тонн.

Максимальная пропускная способность канала возрастет до 19 тысяч судов в год.

Реконструкция обойдется в $5.25 млрд.

Доходы годового бюджета Панамы к 2025 году составят $4.3 млрд.

Расширение шлюзов в Панамском канале близится к завершению в период, когда экспорт СПГ из США растет. Однако в настоящее время через канал могут пройти только 23 из 421 судна мирового парка танкеров для перевозки СПГ.

Панамский канал после реконструкции будет транспортировать 25 млн тонн СПГ в год, что эквивалентно 20 млрд кубических метров природного газа.

Когда через год будут введены в эксплуатацию новые шлюзы, по каналу смогут проходить суда больших размеров - с более глубокой осадкой. Он станет кратчайшим путем для транспортировки СПГ из Мексиканского залива в Северную Азию.

По модернизированному каналу смогут проходить 376 из 421 танкеров для перевозки СПГ, или 89% флота.

Важно и то, что с учетом замены мирового флота танкеров на новые, Панамский канал сможет пропускать 92%. Это означает – ограничения, практически, исчезают.

Уменьшится время танкеров в пути. Это означает - увеличится их оборачиваемость, а, значит – и глобальные объемы перевозимого СПГ.

Расстояние от терминалов СПГ в Мексиканском заливе до Японии уменьшится до 9214 морских миль - по сравнению с 14570 морскими милями при движении через Суэцкий канал.

Это позволит сэкономить до 22 дней при выполнении рейса в оба конца.

Поставки СПГ из Перу в Испанию будут осуществляться на 8 дней быстрее по сравнению с поставкой через Магелланов пролив, где протяженность маршрута составляет 9579 морских миль. Путь через Панамский канал короче на 38%.

Интерес Китая (одного из совладельцев Панамского канала) – существенное сокращение времени доставки венесуэльской нефти в Китай танкерами водоизмещением более 130 тысяч тонн. Это позволит увеличить поставки нефти из Венесуэлы в Китай до 1 млн баррелей в сутки.

Еще одно перспективное направление с использованием Панамского канала - маршрут из углеводородной Республики Тринидад и Тобаго – в Чили.

Тринидад и Тобаго – островное государство в южной части Карибского моря, недалеко от побережья Венесуэлы. Это - 6-й в мире производитель СПГ – более 20 млрд кубометров природного газа в год.

На форуме по морским перевозкам Sea Asia в Сингапуре стало известно о будущих технических параметрах Панамского канала и новых пошлинах для судов, которые позволят сделать перевозки СПГ конкурентоспособными.

Но ничего не было сказано о будущей конкуренции - строительстве Никарагуанского канала как альтернативы Панамскому.
Нюанс же в том, что в обоих каналах «верховодят» китайские деньги и американские и европейские технологии.

В строительстве Никарагуанского канала участвуют China Railway Construction Corporation (Китай) и McKinsey & Company (США).

И ни в одном из каналов нет места другим игрокам и интересам других стран, особенно, в части нефтегазового бизнеса.

Кстати, тендер на реконструкцию Панамского канала вначале выиграла испано-панамская группа GUPC (Grupo Unidos por el Canal). Но с работой не справилась, и то, что произошло позже – покрыто туманом. Особенно – в части перерасходованных в итоге $2 млрд.

Вот так тихо, был излишней шумихи в прессе, происходит захват мировой логистики мировыми лидерами, которые еще больше отрываются от «политического пелотона» (извиняюсь за использование спортивного термина).

И где здесь интересы Евросоюза, НАТО, БРИКС и других смешных образований? Где?

Всех обставляют США и Китай...

В ближайшие десятилетие можно будет увидеть, как монополисты мировой логистики будут ценами (пошлинами) в ее узких местах душить конкурентов.

К ним, между прочим, относится не только Суэцкий канал, но и, планируемый совместно Израилем и Китаем, Негевский шунт – многофункциональная трасса из Красного моря в Средиземное.

И уже очевидно – Китай расширит свою логистическую империю: он теперь обладает всеми каналами, кроме Суэцкого. Да и тот «посредством Израиля» зашунтирует, оставив египтянам ту часть морского трафика, которая через Израиль не сможет пройти по техническим причинам.

Кстати, о Суэцком канале. 6 августа этого года будет торжественно введено в строй новое русло канала протяженностью 35 км, что позволит значительно сократить время прохода судов. На завершение гигантского строительства и открытие канала уже приглашены главы многих государств.

Суэцкий канал — одна из важнейших мировых транспортных артерий. Через него проходит маршрут Европа-Азия без длительного плавания вокруг Африки. Он был открыт для судоходства в ноябре 1869 года. Ежегодно канал приносит Египту до $5 млрд...

Если внимательно посмотреть на углеводородную карту мира, то и здесь в лучшем положении оказываются именно Китай и США.

Для поставок нефти и газа в Китай из России и стран Персидского залива каналы особой роли не играют – разве что, у конкурентов углеводороды дешевле и надбавка за каналы в какой-то степени будет компенсирована.

Выиграет Япония – за счет сокращения плеча от терминалов СПГ в США.

Пострадает Европа – вполне вероятно появление нового названия на бирже – «европейская нефть», которая будет котироваться с учетом, ставшего за счет каналов более дорогим, транспорта, особенно – из региона Персидского залива.

Как всегда, выигрывают США – нефть у них, в основном, своя, поставки их нефти и СПГ в Европу через каналы не проходят.

А для поставок СПГ в Азию США получат льготный тариф на прохождение латиноамериканских каналов.

А расплачиваться за перестроенную – более дорогую (судя по всему) мировую логистику, придется Гражданину Земли.

Лента новостей