Вход Регистрация
ASHKELON.RU - Ашкелон | Израиль | Новости сегодня
пятница, 19 апреля 18:49


Марк Антокольский и его Спиноза

Статья из архива

Слева - Виктор Михайлович Васнецов. Портрет Антокольского. Холст, масло. 1884. Государственная Третьяковская галерея. Справа – Иван Крамской. Портрет скульптора Марка Матвеевича Антокольского. 1876.

В Петербурге пасмурно и мокро.

Круглые сутки, с небольшими перерывами идёт дождь.

Нависшие тучи всех оттенков серого цвета кажутся неподвижной, вечной крышей города.

С набережной канала Грибоедова сворачиваю на площадь Искусств и мимо прекрасной кованой решётки подхожу к монументальному, массивному, в стиле лапидарного ампира, дворцу – Русскому музею, Михайловскому дворцу, музею Александра III.

Магнит, что так сильно притягивает меня в эти прохладные, просторные залы – статуи скульптора Марка Антокольского.

«Спиноза»... Беломраморная ссутулившаяся фигура больного человека, сидящего в кресле.

Худое, аскетическое лицо, обрамлённое длинными вьющимися волосами: горечь и боль в его глазах, печаль и бессилие одинокого, проклятого человека - в наклоне головы, в сложенных руках, что не могут уже удержать книгу, падающую к его ногам.

Как глубоко знал скульптор характер этого человека, его невероятно трагическую судьбу, и как талантливо передал это в своём великом произведении.

Марк Антокольский и его СпинозаСлева – Барух Спиноза, справа - Царь Иоанн Васильевич Грозный. 1875. Фигура сидящая. Мрамор.

«…Мы предаём анафеме, проклинаем и отлучаем Баруха де Спинозу… Да будет он проклят днём и проклят ночью... Проклят, когда ложится и когда встаёт, когда выходит и когда входит. Пусть Бог никогда более не простит и не
признает его! Пусть гнев и немилость Господня жгут отныне этого человека, обрушивают на него все проклятья, записанные в книге Закона, и искоренят само его имя под небесами… Пусть же будут все предупреждены, что никто не должен общаться с ним словесно, либо письменно, либо оказывать ему какую-либо услугу, либо жить с ним под одой кровлей, либо приближаться к нему на расстояние менее четырёх локтей, либо читать какой-либо документ, продиктованный им или написанный его рукой».
Это - подлинный текст решения раввината города Амстердама от 27 июля 1656 года.

Во время чтения этого проклятия огни в помещении постепенно гасились, пока собрание евреев не осталось в кромешной тьме.

И время от времени раздавались пронзительные звуки большого рога.

После этого 24-летний Спиноза был изгнан из отцовского дома, а затем и из Амстердама. Он поселился в Гааге, вёл аскетическую жизнь бедного учёного, никогда не вступал в брак и умер в полном одиночестве в 44 года от туберкулёза.

Причиной анафемы Спинозы были его устные высказывания и произведения, побуждавшие к процессу критики Библии, к научному и историческому анализу и подходу при изучении Библии. Тем самым Спиноза отвергал её божественное происхождение.

Он утверждал, что следует текстуально изучить и классифицировать все книги Библии, затем изучить: «…жизнь, поведение и побуждения автора каждой из книг, кем она была написана, каковы были обстоятельства и эпоха написания, для кого он писал… какова была история каждой книги… и, наконец, каким образом все эти книги, ныне повсеместно почитаемые священными, были объединены в одно целое». (Б.Спиноза. «Теологический трактат»).

Своим современникам Спиноза внушал подлинный ужас, его работы запрещались повсюду и повсюду они выживали и переиздавались.

Так начался 250-летний процесс изучения Библии не как откровения, а как предмет критического изучения.

Так начался новый виток в развитии религиозной и философской мысли.

И хотя скульптура Антокольского «Спиноза» выполнена 130 лет тому назад, хотя за эти годы произошло огромное множество исторических событий и создано много выдающихся произведений искусства, но зрителя эта скульптура останавливает, заставляет запомнить навсегда, вдуматься в трагедию этого еврея, одной из центральных фигур в истории философии.

Марк Антокольский и его СпинозаСлева - Мефистофель. После 1883. Мрамор. Таким Мастер представлял себе Мефистофеля. Справа - Христос. 1876. Бюст. Мрамор

Антокольский родился в 1843 году в городе Вильно (Вильнюс) в небогатой еврейской семье. Ребёнком учился в хедере, а затем был отдан в ученики к резчику по дереву. И здесь обнаружился его талант.

В 19 лет он поступил вольнослушателем в Академию художеств в Петербурге, а уже через 2 года получил серебряную медаль за горельефы «Еврей-портной» и «Скупой еврей».

Ранние работы Антокольского посвящены еврейской теме: «Спор о Талмуде», «Поцелуй Иуды Искариота», «Нападение инквизиции на евреев».

Он задумал создать целую галерею еврейских типов и сцен: «Моисей», «Шейлок», «Самсон», «Дебора», «Иеремия», «Спиноза».

Но выполнил только последнюю статую по заказу мецената барона Г.О.Гинцбурга, купившего для «Спинозы» мрамор. Он и в дальнейшем покупал мрамор для Антокольского.

После статуи «Иван Грозный», скульптор стал создавать произведения, навеянные русской историей.

Он, как всегда, сделал несколько первоначальных набросков углём на грубой бумаге, затеем вылепил небольшую фигурку, эскиз будущей скульптуры.

Он старался уйти от подражания предыдущим изображениям Ивана Грозного, схватить сущность лица, характера, манеры поведения, груза ответственности на его плечах.

Иван Грозный изображён Антокольским не грозным монархом в короне и порфире, а человеком в простой монашеской одежде. Шуба, скинутая с плеч, свисает с кресла, на коленях синодик, одна рука сжимает чётки, другая судорожно сжимает подлокотник кресла.

Иван Грозный погружён в тревожные мысли, взгляд суров, худая фигура напряжена.

Это не парадный царский портрет - скульптор изображает царя как противоречивую историческую личность: то ли он замаливает свои тяжкие грехи, то ли задумывает новые расправы.

«В нём дух могучий… сила, перед которой вся русская земля трепетала». – Так писал Антокольский об Иване Грозном.

Создание этого произведения принесло художнику всеобщее признание и в России и за рубежом.

Стасов и Тургенев написали восторженные отзывы, император Александр II посетил мастерскую скульптора и приобрёл статую для Эрмитажа.

Cовет Академии художеств присудил Антокольскому высшую награду – звание академика.

Три года Антокольский прожил в Италии и Париже, куда вынудила его уехать болезнь лёгких. Но он продолжал работать. Статуи «Пётр I», «Ярослав Мудрый», «Дмитрий Донской», «Христос перед судом народа» - это не весь перечень работ в эти годы.

Пётр I у Антокольского – могучая личность.

«…У него всё необыкновенно, рост необыкновенный, сила необыкновенная, ум необыкновенный… То был отец своего времени, семейством его была вся Россия, её одну он любил, он защищал её, как орёл, несущий птенцов на своих крыльях, и выставлял свою грудь против опасности…».

После возвращения в Россию погрузился в работу над бюстами Тургенева, Толстого, Боткина, скульптурами «Мефистофель», «Смерть Сократа», горельефом «Последний вздох» и др.

Создавая «Мефистофеля», Антокольский перечитывал немецкую книгу «История доктора Фауста», народные легенды о союзе Фауста с дьяволом-Мефистофелем.

Мефистофель Антокольского одиноко сидит на острой скале.

«Это – писал скульптор, тип нервный, раздражительный, больной, который с озлоблением готов всё уничтожить, над всем надругаться, всё осквернить, всё, что есть мало-мальски честного, хорошего…».

Международная слава пришла к Антокольскому на Парижской всемирной выставке 1878 года - за выставленные в Русском павильоне скульптуры ему была присуждена высшая награда Франции – орден Почётного легиона.

После Всемирной выставки большинство его работ были выставлены в Московской Третьяковской галерее и Петербургском музее Александра III.

Однако, после убийства царя Александра II и воцарения Александра III, в России началась настоящая антисемитская свистопляска: еврейские погромы, принятие антисемитских законов, разнузданная травля в печати и так далее.

Антисемитская печать выступила с площадной бранью по адресу Антокольского, скульптора-еврея, осмелившегося изображать героев русской истории, Мессию, христиан, святых христианского пантеона.

Для него наступили тяжёлые годы, он был удручён, опечален этой травлей и тяжело болел.

Единственной радостью было его награждение Командорским крестом Почётного легиона на Всемирной выставке в Париже 1900 года - за последние скульптурные работы.

В 1893 году Антокольский навсегда покидает Россию и поселяется в Париже.

Марк Антокольский родился и вырос в религиозной семье, соблюдавшей законы и предписания иудаизма.

Всю жизнь был верующим евреем и до конца дней своих соблюдал религиозные традиции.

Умер Антокольский в июле 1902 года. На его похоронах в Париже известный юрист Оскар Грузенберг сказал: «Пасмурно было утро его жизни... Нищета в глухой еврейской черте, насмешки, издевательства. Настойчиво рвался он в столицу России - он думал, он верил, что здесь найдутся люди, которые сумеют под клеймом «жидовства» разглядеть в нём печать гениальности. Он не ошибся».

Да, печать гениальности лежит на всех его работах: статуях, памятниках, бюстах, горельефах и барельефах. Но, кроме обладания огромным талантом, Антокольский был ещё невероятно трудолюбив.

И это то сочетание, что присуще великим творцам.

Создавая свои творения, он должен был знать всё о жизни своего героя, об исторических событиях того времени, о характере, особенностях, даже привычках той или иной исторической личности, глубоко вникнуть в психологию человека.

Шедевры, созданные Антокольским, вечны.

Как вечен народ, из которого он вышел.