Вход Регистрация
ASHKELON.RU - Ашкелон | Израиль | Новости сегодня
пятница, 29 мартa 17:30


Китайский облом

В политике и бизнесе существуют негласные понятия - Восток и Запад.

Запад – у него передовая научная мысль, технологии, производство, финансы.

Восток – потребитель того, что производит Запад.

Россия во все времена считалась страной, охватывающей и Восток, и Запад. И потому обе стороны планеты всегда видели в России что-то важное, привлекательное. Однако Россия функцией коннектора никогда не ограничивалась – она всегда пыталась играть значимую роль в мировой политике.

Лучше всего ей удавалось это во времена социализма, когда нефть, поставляемая в страны Восточной Европы и коммунистическим партиям капиталистических стран, укрепили ее позиции на вершине Уральских гор – там, где Европа «обнимается» с Азией.

Это обедняло советских людей, но значимость России подкрепляло современное по тем временам оружие и успехи в освоении космоса, и там, и там Россия входила в группу лидеров вместе с США.

Именно тогда зародилась враждебность в отношении США, которые были и богаче, и более развитыми в научном и техническом отношении.

Важен ли миру Восток?

Во-первых, Восток уже давно и технологический лидер – Япония и Южная Корея, и богат как крез – Китай и та же Япония.

И хотя Китай богат в абсолютном смысле – и его безразмерные деньги привлекают мировой бизнес, он беден – в удельном отношении.

Когда Россия заявила – она развернет свой газ в Китай, стало очевидно – возникла паника.

Российские политики, желая «клюнуть» Запад, попали в Газпром.

Если Китай и размышлял над формулой цены, то лишь до того момента, когда Россия «развернулась» в сторону Китая.

И без того было ясно: Китай, уже давно сменив Россию в позиции «один из двух мировых полюсов», если и подписал контракт на импорт природного газа, то только по своей цене.

И она - низкая.

Газпром делает хорошую мину при плохой игре, но той прибыли, что он имеет в Европе, в Китае не будет и в помине.

Не менее важно «политическое ранение»: теперь и Европа станет жестче, и, вероятней всего, потребует снизить цены на поставки российского газа.

Китайская государственная нефтяная компания PetroChina заявила - во время нынешнего визита контракт подписан не будет.

Спустя 15 минут российские издания сообщили – контракт подписан.

По какой цене? Молчание, ибо эта ложь - для россиян, западные агентства, естественно, описали ситуацию такой, как она есть.

Представитель PetroChina заявил газете The Financial Times - цена на импортируемый газ и цена на газ на внутреннем рынке – не совместимы, и что компания теряет деньги на импорте газа и не желает терять еще больше.

Именно с PetroChina и ведет Газпром переговоры о поставках газа.

Китайские чиновники - жесткие переговорщики, особенно если им известно, что Газпром переживает не лучшие времена, что он активизировался в Восточном направлении с целью «насолить» Западу.

Но если с Россией у Китая всего 2.2% торгового оборота, то с Западом – значительно больше: только с Европой и США более 27%.

И если Китай ударит по Западу, особенно – в части цен на газ (к этому, по замыслу Газпрома, должен привести «восточный разворот»), то вряд ли это будет способствовать росту китайского экспорта на Запад.

Скорее, наоборот – Китай заинтересован в том, чтобы Запад меньше платил за газ, и на большую сумму приобретал китайские товары.

Связь между этими параметрами – очевидна.

Нельзя сказать, что Россия, дружественные отношения с северным соседом - Китай не интересует.

Интересует, но это далеко не главное направление его интересов.

Китай, имея деньги, но, не имея технологий, выбирает Запад, где эти технологии есть.

Не стоит, наверное, обсуждать – российские авиационные технологии Китай не интересуют. Зачем, если есть Boeing и Airbus – они предлагают Китаю все, вплоть до производства самолетов на их территории.

Чтобы простому читателю не заблуждаться, замечу: современный самолет – это сплав российского титана с американскими и европейскими технологиями.

Других игроков на этом рынке нет: свидетельство тому, типичный пример – прекрасный лайнер Sukhoi Superjet 100 – современный российский ближнемагистральный пассажирский самолет, разработанный компанией «Гражданские самолеты Сухого» при 80-процентном участии иностранных компаний, в частности – Boeing.

С продвижением вперед, Китай все более и более видит в России лишь источник сырья – нефти, газа, леса, удобрений, морских биоресурсов.

Одно огромное условие – все по ценам Китая, за исключением нефти, на которую устанавливается биржевая мировая цена.

И то – Китай регулярно под разными соусами получает скидки на нефть ото всех своих поставщиков, включая арабские страны и Иран.

Россия могла бы поставлять на китайский рынок ученых с их разработками – но до этого еще не додумались российские политические маркетологи, разрекламировавшие хороший и полезный визит в Китай восторженным словом «прорывной».

Но вышел – китайский облом...

И мировой рынок (и российский – в том числе) на это именно как на облом и отреагировал.