Вход Регистрация
ASHKELON.RU - Ашкелон | Израиль | Новости сегодня
четверг, 25 апреля 20:41


Фантазии Мастера на библейскую тему

«Искусство не изображает видимое, но делает его видимым...»
Пауль Клее, швейцарский художник-экспрессионист

Видимым – Мастеру, в голове которого формируется образ.

И есть собственное Зрение. В разговоре чувствуешь, что у Анатолия Финкеля своя точка зрения - не революционная, не истина, и даже, возможно, не правда, а просто собственное видение природы, собственное прочтение ТАНАХа и, уж точно, собственная его интерпретация. Он на все смотрит по-своему...

Анатолий Финкель – известный израильским любителям живописи Мастер, член Союза художников Израиля, интересный обаятельный человек и тонкий собеседник...

Тель–Авив, Димона, Беэр-Шева – неполный перечень городов, в которых в Израиле выставлялся художник...

В Тель-Авиве, на выставке 45 его работ, написанных по текстам из ТАНАХа, лица посетителей были озабочены, и в полной тишине можно было слышать часто звучащий вопрос: «Что это значит?»...

Фантазии Мастера на библейскую тему«Трудно сказать... - раздумывает Анатолий, - Таким я представляю Моисея, обращающегося к фараону с просьбой отпустить его народ на свободу... Такими я представляю десять казней египетских, когда фараон не выполнил свое обещание...»

А вот вполне современный сюжет на вечную тему, если, конечно, не считать того, что Он – иудейский царь Соломон, а Она – царица Савская.

«А, правда, что ее ноги покрыты волосами?» - шептались придворные.

Умный и изобретательный Соломон, пригласив царицу Савскую в Иерусалим, покрыл аквариум стеклом и царица, зайдя в тронный зал, инстинктивно одернула платье, боясь его замочить. И что же увидел Соломон? (Вы видите эту картину вверху).

«Я изменил сюжет. Мне нравится царица Савская» - виновато говорит художник и в этом его, наполненный жизненным опытом и мудростью, взгляд на жизнь.

Взгляд Мастера, с которым можно согласиться или не соглашаться, но который в любом случае неподсуден.

Всю свою жизнь Анатолий Финкель прожил в тайном несогласии с Гюставом Доре.

Еще в детстве прочитав Священное Писание с 230 иллюстрациями великого французского художника, Анатолий влюбился в эту Вечную Тему.

Но... представлял себе сюжеты Ветхого и Нового Заветов иначе. Он подолгу рассматривал гравюры и задавался вопросом: «А почему именно так? А что, если...».

Он рассматривал изящно исполненные гравюры, в которых оживала библейская история от сотворения мира до «Откровения Иоанна».

Неужели Пророки и Апостолы выглядели именно так?

Трудно представить себе сегодняшнего Анатолия Финкеля мальчиком Толей, который, наверное, как и все одесские мальчишки, большую часть времени проводил на улице, на берегу моря или на привозе, а бабушке с большим трудом удавалось «загнать» его домой и усадить за стол с домашнем заданием. Другое дело – карандаш...

Дядя Анатолия, заслуженный деятель искусств, член Правления Одесского отделения Союза художников и доцент кафедры рисунка Одесского строительного института Александр Постель, часто и подолгу объяснял мальчику премудрости искусства рисования.

И именно в библиотеке дяди Анатолий впервые увидел гравюры Доре в толстом фолианте, затянутом в кожу. И первыми холстами были книги отца, модельера обуви.

В 13 лет будущий художник увлечен рисунками с натуры, которой служили виды тринадцатой станции Большого фонтана.

Фантазии Мастера на библейскую темуЭто были шторм и штиль, «кабачок с тенями», куда одесские грузчики-евреи заходили выпить стаканчик красного вина, гибнущий на море парусник и целующаяся на пляже парочка влюбленных.

Гибнущий парусник? «Ну... Это – фантазии... Детское» - смущается Анатолий.

Это была жизнь, такая, какой ее видел или представлял юный художник, не очень хорошо ее в то время знающий.

Самые захватывающие сюжеты истории из жизни еврейского народа – в ТАНАХе.

И Анатолий, едва ступив на землю Израиля, изучает Тору, ТАНАХ, читает книги по еврейской истории, интересуется трудами еврейских классиков.

«Доре мне нравится тем, что доступным языком графики показывает сотворение мира. Это - динамичный, наполненный событиями и драмами период времени. Почти сказочный, нереальный. Тем важнее, мне кажется, показать, что Адам и Ева были... реальными людьми. И в какой-то момент рай оказался для них мал. На гравюрах Доре они без одежд, но ведь Бог дал им возможность охотиться и прикрывать свое тело шкурами зверей, жить и рожать детей» - так Мастер объясняет побег своих героев – Адама и Евы – из рая.

Фантазии Мастера на библейскую темуИх преследуют лев, змей, за ними гонится антилопа.

Но они перешли Рубикон и спаслись. И теперь появилась уверенность – род человеческий будет продолжен.

На какой бы выставке эта картина ни выставлялась, она вызывает оживленную дискуссию.

Какую? Не важно... Важно, что задевает чувства, мысли об обнаженной сути, о том – кто мы... Что мы взяли, а что оставили и забыли в прошлом. Сам художник не склонен вкладывать что-то очень конкретное в свои работы. Как и любой другой вид искусства, картины – путь к размышлению, а не пособие по поведению в той или иной ситуации.

Рассматривая картины Анатолия Финкеля, хорошо понимая, что это – фантазия и мистика, вдруг осознаешь, что всемирный потоп и Ноев ковчег – история, «пересказанная» художником.

Он уверен - когда голубь не вернулся, Ной решил, что где-то рядом – суша, и вода отступает. Он открыл люк, и его сыновья, Сим, Хам и Яфет, со своими женами ковчег покинули.

Затем он выпустил «каждой твари по паре», которые немедленно разбежались, надо полагать, для продолжения своего рода.

Анатолий уверен, что все было именно так...

И теперь, видя живое воплощение мнения художника, каждый из нас вправе согласиться с ним или нет.

Фантазии Мастера на библейскую темуНет – значит у нас свое представление об этом и, возможно, будущие «Ковчеги» еще впереди. Но ведь, не все художники...

Ну, а меня впечатляет радуга.

Радуга – после дождя, радуга – как символ повторного нисхождения жизни и мира на нашу грешную Землю...

Зная историю любви Самсона и Далилы, удивляешься еврейскому богатырю Шимшону, который с трудом и достоинством, осторожно ступая на валуны, несет дверь Газы на гору Хеврон.

Почему? Серия работ Мастера показывает его собственную интерпретацию произошедшего.

Когда филистимляне собрались на пиршество по поводу пленения Шимшона, он, будучи ослепленный врагами, но не сдавшийся, вновь получил от Бога силу, вырвал «с корнем» ворота, разрушил дом и, уничтожив врагов своих, отнес их высоко в гору.

Думаю - тем самым Художник, вторгаясь в политику, возможно - незаконно, лишает мифологической аналогии сторонников, так называемого, ядерного сдерживания Израиля, опасающихся «комплекса Шимшона» - гибели вместе с другими в результате применения более сильной стороной ядерного оружия.

Мастер, не претендуя на политический анализ, невольно изменяет смысл столь актуального для сегодняшнего Израиля «комплекса».

Однажды Художник, сам того не ожидая, был по-настоящему счастлив. В обычной израильской школе на уроке рисования он показал свои рисунки, выполненные на тему ТАНАХа, детям.

И дети узнали их!

«Это – самая большая радость. Ребята, глядя на рисунки, если можно так сказать, комментировали их. Да, еще как!» - глаза Мастера светятся счастьем и сегодня, по прошествии нескольких лет.

Фантазии Мастера на библейскую темуНо Анатолий Финкель – наш современник и, как оказалось, любит городской пейзаж. В черно-белых тонах видят город недоброжелатели, а он – цветным, красочным, с отблесками света и отражением огромного голубого неба в стеклах башен.

Как дом «Сотбис» на улице Ротшильда. В солнечный день – играет светом, в дождь в разных частях его неба сверкают молнии и конусы пунктирного дождя свешиваются с многочисленных городских фонарей.

Прекрасна панорама старого, местами – еще колониального Тель-Авива, таким, наверное, этот столетний город видели первые переселенцы. И Художник свое представление о том времени отображает черной тушью. Может быть, он прав?

Ведь известно, что «первым» было трудно, а поколение переселенцев, по меткому замечанию американского романиста Синклера Льюиса – потерянное поколение.

«В будущем году – в Иерусалиме» - говорили сотни поколений евреев. Теперь, когда мечты наших предков обретают реальность, какие-то неведомые силы буквально тянут кисти Художника в древнюю столицу иудеев.

Таким видит он Иерусалим во времена Второго Храма: узкая мощеная улочка, красивый, из иерусалимского камня, дом, немногочисленные прохожие – богатые и бедные.

И над всем этим бытом – могущественный, освещенный лучами солнца, Храм.

Фантазии Мастера на библейскую тему«Иерусалим. Народ Книги» - авторское название картины, где в древней, покрытой патиной времени, и одновременно молодой израильской столице, Народ Книги читает книги.

Картина вызывает чувство уверенности и оптимизм, и радость незавершенности вечного процесса жизни. Читают все – и верующие, и светские, читают, чтобы жить и выжить, читают уже несколько тысячелетий...

Художник использует разнообразную технику – сухую и мокрую акварель на бумаге, акриловые и масляные краски на холсте, гуашь, графику пером по грунтованному картону и по бумаге.

«Но чаще всего приходится комбинировать – например, акварель с тушью - для придания рельефности, и гуашь - для усиления игры красок» - Мастер приоткрывает секреты своей техники...

Фантазии Мастера на библейскую темуНа выставке Анатолия Финкеля, переводя взгляд с одной картины на другую, вдруг пришла мысль о тяжком бремени искусствоведов, принимающих на себя ответственность за интерпретацию картин – «истинную», чаще всего – безапелляционную, тиражируемую потом экскурсоводами.

Помню, как когда-то, читая в их работах, что Ван Гог в своих «Подсолнухах» подразумевал то-то и то-то, мне хотелось спросить об этом у самого Ван Гога...

Попробую? Ведь у меня есть уникальная возможность сказать свое мнение автору.

Что он скажет – да или нет?

«Ваши ощущения всегда правы, потому, что они - ваши... Разумеется, впечатлений столько, сколько зрителей. Хочется вызвать чувства людей на поверхность» - вот так вежливо и тонко художник объясняет, что, с какой целью и для кого он пишет.

Следовательно, и искусствовед, и повторяющие его слова экскурсоводы тоже правы...

Я попытался найти ответ на вопрос - есть ли в картинах этого талантливого человека логика, к которой я, как математик, «приклеился» на всю жизнь.

Фантазии Мастера на библейскую тему
Пожалуй, нет, ибо выстроить в логическую цепочку пейзажи Негева и жанровые пейзажи с мистикой и фантазией – невозможно.

И к какому жанру отнести иллюстрации к ТАНАХу?

Я не просил ответов на эти вопросы, так как не хотел вторгаться в святая святых – в мастерскую знаний, опыта и основанных на них идей...

А теперь, когда вы посмотрели картины Художника, которые многим из вас, хочу надеяться, понравились, мне хочется резко «перевернуть страницу».

Анатолий Финкель – не профессиональный художник, многим ученым он известен как изобретатель и исследователь, специалист по электронике, имеющий множество авторских свидетельств и изобретений.

И, как это ни парадоксально, всю свою жизнь занимался технологиями, в том числе, самой современной сегодня - оптоэлектроникой.

Как перекинуть мостик из области высоких технологий в живопись?

Может быть, дело в интеллекте, который вторгается во все области знаний и творчества?

Позволю себе предположить – рукой художника водит не только фантазия, вдохновение и провидение, но и, привыкший к абстрактному мышлению, ум.

А мы, зрители, ждем от Мастера новых работ и выставок...