Вход Регистрация
ASHKELON.RU - Ашкелон | Израиль | Новости сегодня
суббота, 20 апреля 15:00


Бюджетные грабли России

От редакции.
Когда-то на Руси в ходу была поговорка «Хлеб - всему голова». Но времена изменили страну настолько, что об этом сейчас и не вспоминается. Сегодня в России уже много лет в ходу новая голова – нефть, ее цена на мировом рынке.
И все «пляски» и «хороводы» ведутся вокруг нефти каждый раз, когда формируются планы развития на следующие годы.
Формируя и представляя бюджетные планы, Россия рассчитывает на доходы, исходя из стоимости нефти на мировых рынках в верхних пределах, увеличивая риски кризисного развития ее экономики.
Приведет ли это к успеху?
Об этом рассуждает экономический обозреватель NEWSru.com Максим Блант.
Предлагаем вам прочитать его статью.
Борис Гельфенбуйм

Одним из последних своих деяний депутаты нынешнего созыва могут считать принятие закона о бюджете на ближайшую трехлетку - 2012-2014 годы. На минувшей неделе закон был проголосован во втором чтении, причем депутаты рассмотрели около 300 поправок, внесенных только за последний месяц.
Основные параметры выглядят следующим образом: на следующий год запланировано 11,8 триллиона рублей доходов и 12,7 триллиона расходов. Дефицит, соответственно, около 900 миллиардов рублей. И это при том, что среднегодовая цена нефти заложена на уровне 100 долларов за баррель. Любое "неловкое движение" котировок на Лондонской бирже, и вся конструкция оказывается весьма шаткой.
Причем, если неприятности начнутся в конце этого - начале следующего года, в период между парламентскими и президентскими выборами, ситуация и вовсе может выйти из-под контроля, вылившись в очередной раунд "ручного управления", в ходе которого отдельные предприятия и\или банки будут спасены, а остальным придется испытать на себе все прелести экономического кризиса.
Собственно, об этом неоднократно предупреждал бывший министр финансов Алексей Кудрин, поплатившийся за настойчивость и непреклонность своим креслом. Повторять его аргументы, многократно изложенные и проанализированные, не стоит.
Зато имеет смысл вспомнить, что в действительности происходило в конце 2008 - начале 2009 года. Времени, на первый взгляд, прошло немного, однако память у депутатов (к слову, тех же самых, что принимали нынешний бюджет), оказалась слишком короткой.
Серьезные неприятности в мировой и российской экономике начались еще летом, когда мировую финансовую систему начал испытывать на прочность кризис ликвидности, но "острая фаза" наступил в сентябре - после приснопамятного банкротства Leman Brothers, вызвавшего "цепную реакцию" по всему миру.
Настроение российских властей очень быстро начало меняться, и от самонадеянной уверенности, что Россия останется "островком стабильности" в бушующем море мирового кризиса, власти перешли к панической суете. Впрочем, вспомнить предлагается не эмоциональный настрой представителей российской власти, а то, что происходило с бюджетом.
Нефтяные цены обвалились, банковская система зашаталась, многочисленные "странообразующие"предприятия, набравшие перед кризисом валютных кредитов и лишенные возможности из-за кризиса ликвидности их обслуживать и рефинансировать (об уплате налогов и говорить нечего). В этих условиях страна вошла в 2009 год (в котором финансовые проблемы вылились в падение экономики) совсем без бюджета.
В то время как другие страны, не отличающиеся завидным российским единомыслием исполнительной и законодательной ветвей власти, разрабатывали и принимали антикризисные программы, оперативно вносили поправки в свои бюджеты, Россия жила без бюджета почти весь первый квартал 2009 года. Все это время расходные статьи Минфином финансировались в соответствии с законом: выделялась 1\12 от расходов предыдущего года. Однако Минфин не выделял и этого.
Банковскому сектору, который пришлось спасать в первую очередь, ЦБ выделил через госбанки гигантские рублевые суммы, предложив параллельно гарантированный способ заработать (доходность порой превышала 100% годовых) в виде плавной девальвации.
Банки, конечно, в массе своей спаслись. Но реальный сектор почти на полгода отрезанный от возможности брать или рефинансировать кредиты, пострадал очень сильно. К этому же добавились многочисленные проволочки в оплате госзаказа, и финансовые проблемы госпредприятий.
Глава правительства в это время увлекся "ручным управлением", спасая отдельные предприятия вместо реализации системной программы вывода страны из кризиса. А глава государства стал искать корень российских бед в сырьевой зависимости.
В результате Россия, несмотря на накопленные к началу кризиса резервы, несмотря на профицитный бюджет 2008 года, несмотря на то, что практически все сырьевые страны гораздо легче остальных прошли через кризис (в некоторых даже рецессия не была зафиксирована), понесла в кризис максимальные потери среди стран "большой двадцатки". И виновата в этом не отнюдь не "сырьевая зависимость".
Сегодня, согласившись с почти 900-миллиардным дефицитом при среднегодовой цене на нефть на уровне 100 долларов за баррель, депутаты заложили мину под российскую экономику: вероятность масштабного мирового кризиса растет с каждым днем, и страна рискует повторить ошибки 2008-2009 годов, которые обошлись стране слишком дорого.